СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка материалов для определения стихотворных размеров

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для определения стихотворных размеров

Просмотр содержимого документа
«Подборка материалов для определения стихотворных размеров»

Подборка материала для определения стихотворных размеров.

Определение стихотворных размеров - это достаточно сложная для учеников тема.

1. Дробление стихотворных строк на слоги.

Записываем эти фразы без деления на слова, но с дроблением на слоги. Вот так:

бу-ря-мгло-ю-не-бо-кро-ет

мо-роз-и-солн-це-день-чу-дес-ный

2. "Простукивание" ритма.

Знакомлю с понятием "ритм".

Ритм – чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке.

Объясняю, что ритм создается ударением. Затем предлагаю "простучать" ритм строчки при помощи ладоней, хлопая в местах, куда падает ударение. На этом этапе надо сразу оговорить условие: читаем не выразительно, а скандируя. Расставляем ударения.

бу-ря-мло-ю-не-бо-кро-ет

мо-роз-и-солн-це-день-чу-дес-ный

3. Деление на стопы.

Предлагаю разделить строку на отрезки, равные одному ударному и одному примыкающему к нему безударному слогу. Ввожу понятие стопы.

Стопа – это группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.

Считаем количество получившихся полных стоп.

бу-ря-/мло-ю-/не-бо-/кро-ет/ (4 стопы)

мо-роз/-и-солн/-це-день/-чу-дес/-ный (4 стопы)

4. Определение размера.

Анализируем, сколько в стопе ударных и безударных слогов. Выявляем, на какой слог падает ударение в первом примере, на каком - во втором. Ввожу понятия " размер" и "двусложные размеры".

Размер – последовательность чередования ударных и безударных слогов в стихотворной строке.

Хорей - двусложный размер с ударением на пером слоге.

Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге.

5. Практическая работа.

Один-два примера разбираем вместе с учениками, остальные отрывки из стихотворений даю на групповую, парную или индивидуальную самостоятельную работу с последующей проверкой.

1. Мороз и солнце, день чудесный
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
(Пушкин А.С., ямб)

2. По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(Пушкин А.С., хорей)

3. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
(Пушкин А.С., ямб)

4. "Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе..."
(Пушкин А.С., хорей)

5. Мальчик строил лодку
И построил лодку
И поплыл по речке
В тихую погодку
(Самойлов Д.С., хорей)

6. Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
(Рождественский В.А., ямб)

7. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Рождественский В.А., ямб)

8. Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь. И георгины
Дыханьем ночи обожгло.
(Бунин И.А., ямб)

9. Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
(Маршак С.Я., хорей)

10. Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
(Чуковский К.И., хорей)

11. В этом месте очень колко
Все, что в руки ни возьмешь:
Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.
(Маршак С.Я., хорей)

12. Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
(Пушкин А.С., хорей)

13. Сухой тростник он срезал
И скважину продул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул...
(Лермонтов М.Ю., ямб)

14. Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь,
Шагай, шагай тихонечко,
Мой добрый старый конь.
(Рубцов Н., ямб)

15. Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
А перед ним по ветру
Качались тростники.
(Лермонтов М.Ю., ямб)

16. Если где-то нет кого-то,
Значит где-то кто-то есть.
Только где же этот кто-то?
И куда он мог залезть?
(Берестов В., хорей)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!