8 класс
Лабораторная работа №5
Тема: «Признаки протекания химических реакций»
Цель работы: познакомиться на практике с признаками и условиями протекания химических реакций.
Ход работы.
Опыт №1. Выделение (поглощение ) энергии.
А) Щелочь (NaOH ) + кислота ( HCl ) ----- выделение (поглощение) тепла.
Б) Горение лучины.
Опыт №2. Изменение цвета.
Хлорид железа ( FeCl3 ) + роданид аммония ( NH4 SCN ) ------- кроваво-красная окраска раствора.
Опыт №3. Выпадение осадка.
Хлорид бария (BaCl2 ) + серная кислота (H2SO4 ) -------- белый «молочный» осадок.
Опыт №4. Выделение газа.
А) Мел (СаCO3 ) (порошок) + кислота ( HCl ) ------- выделение газа.
Б) Мел (СаCO3 ) (кусочек) + кислота ( HCl ) ------- выделение газа.
8 класс
Лабораторная работа №5
Тема: «Признаки протекания химических реакций»
Цель работы: познакомиться на практике с признаками и условиями протекания химических реакций.
Ход работы.
Опыт №1. Выделение (поглощение ) энергии.
А) Щелочь (NaOH ) + кислота ( HCl ) ----- выделение (поглощение) тепла.
Б) Горение лучины.
Опыт №2. Изменение цвета.
Хлорид железа ( FeCl3 ) + роданид аммония ( NH4 SCN ) ------- кроваво-красная окраска раствора.
Опыт №3. Выпадение осадка.
Хлорид бария (BaCl2 ) + серная кислота (H2SO4 ) -------- белый «молочный» осадок.
Опыт №4. Выделение газа.
А) Мел (СаCO3 ) (порошок) + кислота ( HCl ) ------- выделение газа.
Б) Мел (СаCO3 ) (кусочек) + кислота ( HCl ) ------- выделение газа.
8 класс
Лабораторная работа №5
Тема: «Признаки протекания химических реакций»
Оборудование
Лучинка
Спички
Фарфоровая чашка
Штатив с пробирками ( 5-6 шт.)
Реактивы
Раствор NaOH
Раствор HCl
Раствор FeCl3
Раствор NH4 SCN
Раствор BaCl2
Раствор H2SO4
Мел – порошок CaCO3
Мел – кусочек CaCO3
8 класс
Лабораторная работа №6
Тема: «Типы химических реакций»
Цель работы: познакомиться на практике с различным типом химических реакций.
Ход работы.
Опыт №1. Реакции разложения.
Малахит ((Cu OH)2CO3) ------ оксид меди (CuO)+ вода + углекислый газ
Опыт №2. Реакции соединения.
Медь + кислород -------- оксид меди
Опыт №3. Реакции замещения.
Железо (Fe) + сульфат меди (CuSO4) -------- сульфат железа (FeSO4) +
медь (Cu)
Опыт №4. Реакции обмена.
Щелочь (NaOH) + кислота (НС1) ------- соль + вода
8 класс
Лабораторная работа №6
Тема: «Типы химических реакций»
Цель работы: познакомиться на практике с различным типом химических реакций.
Ход работы.
Опыт №1. Реакции разложения.
Малахит ((Cu OH)2CO3) ------- оксид меди (CuO)+ вода + углекислый газ
Опыт №2. Реакции соединения.
Медь + кислород -------- оксид меди
Опыт №3. Реакции замещения.
Железо (Fe) + сульфат меди (CuSO4) --------- сульфат железа (FeSO4) + медь (Cu)
Опыт №4. Реакции обмена.
Щелочь (NaOH) + кислота (НС1) -------- соль + вода
8 класс
Лабораторная работа №6
Тема: «Типы химических реакций»
Оборудование
Спички
Спиртовка
Пинцет
Фарфоровая чашка
Штатив с пробирками ( 5-6 шт.)
Пробиркодержатель
Реактивы
Малахит
Кусочек медной фольги
Железная скрепка
Раствор NаОН
Раствор НCl
Раствор СuSO4
Фенолфталеин
8 класс
Лабораторная работа №7
Тема: «Изменение окраски индикаторов в различных средах»
Цель работы: познакомиться с некоторыми методами познания веществ (химический эксперимент, наблюдение, описание).
Ход работы.
Индикатор – это вещество - указатель!
Опыт №1.
Налейте в три пробирки по 2 мл раствора щелочи (KOH), кислоты (CH3COOH), воды и добавьте в каждую по несколько капель! индикатора лакмуса фиолетового. Что вы наблюдаете? Опишите свои наблюдения.
Опыт №2.
Проделайте то же самое с индикатором фенолфталеином. Результаты занесите в тетрадь.
Опыт №3.
Повторите опыт с индикатором метиловым оранжевым.
Ответьте на вопрос: для чего нужны индикаторы? Какой из использованных методов (по вашему мнению) оказался самым важным?
Индикаторы
Название индикатора | Нейтральная среда | Кислая среда | Щелочная среда |
Лакмус фиолетовый | | | |
Фенолфталеин | | | |
Метилоранж | | | |
8 класс
Лабораторная работа №7
Тема: «Изменение окраски индикаторов в различных средах»
Оборудование
Штатив с пробирками ( 9 шт)
Реактивы
Лакмус фиолетовый
Фенолфталеин
Метиловый оранжевый
Раствор щелочи (КОН)
Раствор кислоты (СН3СООН)
Вода
8 класс
Лабораторная работа №8
Тема: «Приготовление и рассмотрение смеси серы и железа»
Цель работы: получить смесь железа и серы и узнать, что происходит при смешивании веществ с различными свойствами.
Ход работы.
Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками серу и порошок железа (по две лопаточки), рассмотрите их цвет.
Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции: а) испытайте магнитом; б) опустите в пробирку с водой.
Смешайте лопаточкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.
Испытайте смесь магнитом.
Поместите смесь в пробирку с водой.
Сопоставьте свои наблюдения. Сделайте вывод о сохранении свойств веществ после их смешивания.
8 класс
Лабораторная работа №8
Тема: «Приготовление и рассмотрение смеси серы и железа»
Цель работы: получить смесь железа и серы и узнать, что происходит при смешивании веществ с различными свойствами.
Ход работы.
Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками серу и порошок железа (по две лопаточки), рассмотрите их цвет.
Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции: а) испытайте магнитом; б) опустите в пробирку с водой.
Смешайте лопаточкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.
Испытайте смесь магнитом.
Поместите смесь в пробирку с водой.
Сопоставьте свои наблюдения. Сделайте вывод о сохранении свойств веществ после их смешивания.
8 класс
Лабораторная работа №8
Тема: «Приготовление и рассмотрение смеси серы и железа»
Оборудование
Лист бумаги
Металлическая лопатка
Штатив с пробирками (4 шт.)
Стакан для воды
Реактивы
Сера в порошке
Железо в порошке
Вода
8 класс
Лабораторная работа №9
Тема: «Физические свойства оксидов»
Цель работы: познакомиться с физическими свойствами и классификацией оксидов.
Ход работы.
Рассмотрите образцы выданных вам оксидов. Установите их агрегатное состояние и цвет (вам поможет таблица на с.116 учебника).
Возьмите небольшую часть каждого вещества (по одной лопаточке) и опустите в пробирку с водой. Что наблюдаете? Во все пробирки добавьте по 2-3 капли лакмуса. Занесите ваши наблюдения в таблицу.
-
Оксид | Агрегатное состояние | Цвет | Растворимость в воде | Действие лакмуса |
| | | | |
| | | | и т.д. |
Сопоставьте свои наблюдения. Сделайте вывод о разнообразии физических свойств оксидов, их классификации.
8 класс
Лабораторная работа №9
Тема: «Физические свойства оксидов»
Оборудование
Штатив с пробирками (5-6 шт)
Лопаточка
Салфетка для вытирания лопатки
Реактивы
Набор оксидов во флаконах:
оксид водорода
оксид углерода (ӏV)
оксид меди (ӏV)
оксид кальция
оксид железа (ӏӏӏ)
оксид кремния ( и другие)
Вода в стакане
Лакмус фиолетовый
8 класс
Лабораторная работа №10
Тема: «Свойства кислотных и основных оксидов»
Цель работы: исследовать химические свойства кислотных и основных оксидов.
Вариант-1.
Ход работы.
Вам выдан образец основного оксида.
Исследуйте химические свойства оксида в соответствии со схемой:
вода
Основные оксиды + кислотный оксид
кислота
Запишите уравнения осуществленных реакций (вам поможет учебник с.128-129).
8 класс
Лабораторная работа №10
Тема: «Свойства кислотных и основных оксидов»
Цель работы: исследовать химические свойства кислотных и основных оксидов.
Вариант-2.
Ход работы.
Вам выдан образец кислотного оксида.
Исследуйте химические свойства оксида в соответствии со схемой:
вода
Кислотные оксиды + основный оксид
щелочь
Запишите уравнения осуществленных реакций (вам поможет учебник с.128-129).
8 класс
Лабораторная работа №10
Тема: «Физические свойства оксидов»
Вариант-1
Оборудование
Штатив с пробирками ( 5 шт)
Лопаточка
Спиртовка
Спички
Пробиркодержатель
Стакан под воду
Реактивы
Оксид кальция (или магния или иной)
Раствор НС1
Вода
Лакмус фиолетовый
8 класс
Лабораторная работа №10
Тема: «Физические свойства оксидов»
Вариант-2
Оборудование
Штатив с пробирками ( 5 шт)
Лопаточка
Спиртовка
Спички
Пробиркодержатель
Стакан под воду
Реактивы
Оксид фосфора (оксид углерода или иной оксид)
Раствор щелочи
Вода
Лакмус фиолетовый, ф/ф
8 класс
Лабораторная работа №11
Тема: «Действие индикаторов на растворимые основания»
Цель работы: познакомиться с некоторыми методами познания веществ (химический эксперимент, наблюдение, описание).
Ход работы.
Индикатор – это вещество - указатель!
Опыт №1.
Налейте в три пробирки по 2 мл раствора щелочей - KOH,NаОН, Са(ОН)2, воды и добавьте в каждую по несколько капель! индикатора лакмуса фиолетового. Что вы наблюдаете? Опишите свои наблюдения.
Опыт №2.
Проделайте то же самое с индикатором фенолфталеином. Результаты занесите в тетрадь.
Опыт №3.
Повторите опыт с универсальной индикаторной бумажкой.
Ответьте на вопрос: для чего нужны индикаторы? Какой из использованных индикаторов вы бы выбрали для себя при идентификации щелочей?
Индикаторы
Название индикатора | Нейтральная среда | Щелочная среда |
Лакмус фиолетовый | Фиолетовый | Синий |
Фенолфталеин | Бесцветный | Малиновый |
Метилоранж | Оранжевый | Желтый |
8 класс
Лабораторная работа №11
Тема: «Действие индикаторов на растворимые основания»
Оборудование
Штатив с пробирками (7 шт)
Реактивы
Растворы щелочей – КОН, Са(ОН)2, NaOH
Растворы лакмуса фиолетового, фенолфталеина, метилоранжа.
Универсальная лакмусовая бумажка
8 класс
Лабораторная работа №12
Тема: «Получение осадков нерастворимых оснований и изучение их свойств»
Цель работы: научиться получать нерастворимое основание и исследовать его свойства.
Ход работы.
Рассмотрите схему 25 на с.137 учебника.
Выполните опыты, показанные на схеме.
Напишите уравнения соответствующих реакций. При выполнении работы будьте внимательны, все дополнительные сведения изложены в учебнике на с.137.
В конце работы сделайте вывод.
8 класс
Лабораторная работа №12
Тема: «Получение осадков нерастворимых оснований и изучение их свойств»
Оборудование
Штатив с пробирками (4 шт)
Спиртовка
Спички
Пробиркодержатель
Реактивы
Раствор CuSO4
Раствор NaOH
Раствор H2SO4
8 класс
Лабораторная работа №13
Тема: «Распознавание соляной кислоты и хлоридов»
Цель работы: познакомиться на практике с качественной реакцией на хлорид-ионы.
Ход работы.
Опыт №1.
К 2 мл соляной кислоты прилейте немного раствора нитрата серебра (AgNO3). Что наблюдаете?
Белый творожистый осадок ( AgCl) не растворяется в азотной кислоте.
Опыт №2.
Соли соляной кислоты называются хлоридами. Добавьте к раствору хлорида натрия раствор нитрата серебра, выпадает такой же творожистый белый осадок.
Нитрат серебра служит качественным реактивом на соляную кислоту и ее соли. Именно с помощью этой реакции распознают соляную кислоту и хлориды.
Оформите работу. Не забудьте написать уравнения химических реакций.
8 класс
Лабораторная работа №13
Тема: «Распознавание соляной кислоты и хлоридов»
Оборудование
Штатив с пробирками (3 шт)
Реактивы
Раствор соляной кислоты (НСl)
Раствор хлорида натрия (NaCl)
Раствор нитрата серебра (AgNO3)
8класс
Лабораторная работа №4
Тема: «Знакомство с образцами простых и сложных веществ, металлов и неметаллов».
Задание: найдите в коллекции и подчеркните в списке
простые вещества (_____), сложные вещества (=====),
металлы ( ……… ), неметаллы ( _ _ _).
Вода ( H2O ), поваренная соль ( NaCl ),
медь ( Сu ), сахар ( C12H22O11 )
алюминий ( Al ), парафин ( C18H38 ), красный фосфор (Р4 ), сера ( S8 ),
этиловый спирт ( C2H6O ), кислород (О2 ).
8класс
Лабораторная работа №4
Тема: «Знакомство с образцами простых и сложных веществ, металлов и неметаллов».
Задание: найдите в коллекции и подчеркните в списке
простые вещества (_____), сложные вещества (=====),
металлы (………), неметаллы ( _ _ _).
Вода ( H2O ), поваренная соль ( NaCl ),
медь ( Сu ), сахар ( C12H22O11 )
алюминий ( Al ), парафин ( C18H38 ), красный фосфор (Р4 ), сера ( S8 ),
этиловый спирт ( C2H6O ), кислород (О2 ).
8класс
Лабораторная работа №4
Тема: «Знакомство с образцами простых и сложных веществ, металлов и неметаллов».
Оборудование
Коллекция простых и сложных веществ
Реактивы
вода ( H2O )
поваренная соль ( NaCl )
медь ( Сu )
сахар ( C12H22O11 )
алюминий ( Al )
парафин ( C18H38 )
красный фосфор (Р4)
сера ( S8 )
этиловый спирт ( C2H6O )
кислород (О2 ).
8 класс
Лабораторная работа №3
Тема: «Рассматривание веществ с различными физическими свойствами»
Цель работы: закрепить знания о физических свойствах вещества.
Ход работы.
Задание: рассмотрите выданные вам образцы угля, железа, серы, поваренной соли. Составьте в тетради описание двух веществ из числа предложенных, придерживаясь плана (если необходимо, воспользуйтесь справочником).
План описания физических свойств вещества
агрегатное состояние
цвет
вкус
запах
плотность
растворимость в воде
температура плавления, кипения
теплопроводность
электропроводность
8 класс
Лабораторная работа №3
Тема: «Рассматривание веществ с различными физическими свойствами»
Цель работы: закрепить знания о физических свойствах вещества.
Ход работы.
Задание: рассмотрите выданные вам образцы угля, железа, серы, поваренной соли. Составьте в тетради описание двух веществ из числа предложенных, придерживаясь плана (если необходимо, воспользуйтесь справочником).
План описания физических свойств вещества
агрегатное состояние
цвет
вкус
запах
плотность
растворимость в воде
температура плавления, кипения
теплопроводность
электропроводность
8 класс
Лабораторная работа №3
Тема: «Рассматривание веществ с различными физическими свойствами»
Оборудование
Штатив с пробирками (4 шт)
Реактивы
Уголь (С)
Железо (Fe)
Сера (S)
Поваренная соль (NaCl)
8 класс
Лабораторная работа №2
Тема: «Примеры химических реакций»
Цель работы: познакомиться с химическими явлениями (реакциями) и их признаками.
Ход работы.
Опыт №1
Подожгите лучинку. Какие изменения происходят с древесиной? Почему изменился ее цвет? Образовались ли при горении древесины новые вещества? По каким признакам можно об этом судить?
Ответьте письменно на поставленные вопросы.
Опыт №2
В пробирку поместите кусочек мрамора и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Поднесите к отверстию пробирки горящую спичку. Чем объяснить произошедшее? Почему гаснет пламя? Какой газ при этом выделяется? Опишите ваши наблюдения.
По каким признакам можно судить о протекании химических реакций?
8 класс
Лабораторная работа №2
Тема: «Примеры химических реакций»
Цель работы: познакомиться с химическими явлениями (реакциями) и их признаками.
Ход работы.
Опыт №1
Подожгите лучинку. Какие изменения происходят с древесиной? Почему изменился ее цвет? Образовались ли при горении древесины новые вещества? По каким признакам можно об этом судить?
Ответьте письменно на поставленные вопросы.
Опыт №2
В пробирку поместите кусочек мрамора и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Поднесите к отверстию пробирки горящую спичку. Чем объяснить произошедшее? Почему гаснет пламя? Какой газ при этом выделяется? Опишите ваши наблюдения.
По каким признакам можно судить о протекании химических реакций?
8 класс
Лабораторная работа №2
Тема: «Примеры химических реакций»
Оборудование
Спички
Лучинка
Штатив с пробирками (2 шт)
Реактивы
Мрамор
Соляная кислота
8 класс
Лабораторная работа №1
Тема: «Примеры физических явлений»
Оборудование
Спички
Спиртовка
Стеклянная трубка
Пробирка
Стакан (2 шт)
Штатив
Пробиркодержатель
Реактивы
Вода
8 класс
Лабораторная работа №1
Тема: «Примеры физических явлений»
Цель работы: познакомиться с физическими явлениями и их признаками.
Ход работы.
Опыт №1
Нагрейте тонкую стеклянную трубку, постоянно вращая ее в пламени спиртовки (3-4 мин.). Когда стекло размягчится, осторожно согните трубку под прямым углом. Не кладите горячую трубку на стол, подождите пока она остынет.
Опыт №2
В пробирку налейте 2-3 мл воды. Нагрейте ее до кипения, поставьте пробирку в штатив и накройте стаканчиком. Что наблюдаете?
Как изменилась форма трубки и агрегатное состояние воды? Что произошло с образующими их веществами? Можно ли создать условия, при которых стеклянная трубка приобретет исходную форму?
Опишите ваши наблюдения и сделайте вывод.
8 класс
Лабораторная работа №1
Тема: «Примеры физических явлений»
Цель работы: познакомиться с физическими явлениями и их признаками.
Ход работы.
Опыт №1
Нагрейте тонкую стеклянную трубку, постоянно вращая ее в пламени спиртовки (3-4 мин.). Когда стекло размягчится, осторожно согните трубку под прямым углом. Не кладите горячую трубку на стол, подождите пока она остынет.
Опыт №2
В пробирку налейте 2-3 мл воды. Нагрейте ее до кипения, поставьте пробирку в штатив и накройте стаканчиком. Что наблюдаете?
Как изменилась форма трубки и агрегатное состояние воды? Что произошло с образующими их веществами? Можно ли создать условия, при которых стеклянная трубка приобретет исходную форму?
Опишите ваши наблюдения и сделайте вывод.