СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка игр для развития эмоционально-экспрессивной лексики старших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несовершенство выражений эмоций словесно у детей дошкольного возраста усложняет работу по развитию эмоциональной лексики. В этой связи возникает необходимость проведения работы по развитию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста. Поскольку для детей этого возраста игровая деятельность является ведущей, то легче всего это достигнуть, используя игровые приемы.

Просмотр содержимого документа
«Подборка игр для развития эмоционально-экспрессивной лексики старших дошкольников.»

Подборка игр для развития эмоционально-экспрессивной лексики.


В настоящее время проблема развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста приобретает ярко выраженный практический интерес. Особую трудность дети испытывают на этапе выражения эмоций в словесном плане в ситуации решения различных задач.

Согласно Курзинер Е.С., можно выделить 5 этапов овладения ребенком лексикой родного языка.

1-й этап (до 1 года), характеризуется наличием только одного слова в лексиконе ребенка, чаще всего это слово «мама» или любое другое слово, заключающее в себе так называемое инвокативное значение – обращение внимания другого к себе. На данном этапе эмоциональную окрашенность лексике придают интонация, жесты и мимика.

2-й этап (от 1 года до 1,5 лет) отражает императивное и инвитативное значения лексики данного этапа, т.е. обращение к себе подобным для контакта или для удовлетворения своих нужд (названия животных, механизмов, звукоподражания). На данном этапе начинает усваиваться лексика, формирующаяся словообразовательными способами для выражения отношения и чувств.

3-й этап (от 1,5 года до 2-3 лет) (много слов в активе, постоянное пополнение его) – номинативный; ребенок обращается к внешнему миру, познает мир объектов через мир слов. Появляются первые синонимии.
4-й этап (от 2-3 лет до 4-5 лет) – «складывания» слов: появляются предикативы, глаголы, объективный мир анализируется. Ребенок пользуется синонимами, появляются первые экспрессивно-окрашенные слова, формируется оценочная лексика, совершенствуется эмоциональная лексика, формирующаяся словообразовательными способами.
5-й этап (от 4-5 лет до 11-12 лет) – интегрирования слов в грамматически оформленное высказывание (появляются наречия, вводные слова, модальные глаголы, «оценочные» прилагательные и т.п.), само высказывание приобретает мета речевое значение, а эта «модальная» лексика как бы интегрируется в сознание. На данном этапе ребенок овладевает всем богатством эмоциональной лексики русского языка.

Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом начала формирования словаря эмоционально-экспрессивной лексики.

Эмоциональная лексика в русском языке включает в себя три основные категории:

- экспрессивная лексика (слова с выраженным экспрессивно-оценочным значением).

- сравнительная лексика (образно-метафорическая и синонимическая).

- лексика, сформированная с помощью использования словообразовательных средств.

Все игры я разделила на три блока.


I блок – игры, развивающие у детей экспрессивную лексику. Упражнения и задания, направленные на развитие: паралингвистических (невербальных) средств общения.

Поставленная цель осуществляется в процессе решения следующих задач:

- научить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

- сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы;

- развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых приемов.

Развитие восприятия мимики лица осуществляется с помощью пиктограмм, предметных картинок, фотографий и направлено:

- на распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления;

- на активизацию мимической мускулатуры.

При ознакомлении детей с выражением эмоций в лицевой экспрессии необходимо обращать внимание на определенные мимические изменения.

Характерные признаки выражения:

- радости – брови и лоб спокойные, глаза прищурены, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты;

Грусти – внутренние уголки бровей подняты вверх, уголки губ опущены;

- гнева – брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки, уголки губ опущены;

- испуга – внутренние уголки бровей подняты вверх, рот раскрыт;

- удивления – брови высоко подняты и округлены, рот раскрыт.

На каждом занятии дошкольники изучают разные эмоциональные состояния с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, фотографии, пиктограммы. В работе используются игры с карточками, на которых изображены люди и животные, выражающие различные эмоциональные состояния. Например, можно использовать игру «Имитация».

Ребенка просят найти среди карточек всех веселых (грустных, испуганных, злых, удивленных) людей и зверей. Затем предлагают воспроизвести на своем лице сходное эмоциональное состояние, разрешая ребенку смотреть на соответствующие картинки. На занятиях используется зеркало для того, чтобы ребенок мог соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией.

Знакомство с различными видами эмоций происходит с помощью игр, направленных на развитие мимики и пантомимики, приведем некоторые из них:

«Обезьянки».

Два ребенка входят в круг. Одному из них дается задание изобразить какое-то эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, испуг, удивление. Другой ребенок – «обезьянка» - повторяет все движения исполнителя. Нужно стараться выполнять все точно, копировать все движения, позы, выражения лица.

«Хоровод».

Дети встают в круг и по команде ведущего показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика, злого волка, сердитого медведя, веселую бабочку, испуганного зайчика, удивленную сову и др.

«Подбери картинку».

Дети делятся на две группы. Группам по очереди предлагаются фрагменты сказок (рассказов, историй и пр.) радостного и грустного содержания. Одна команда поднимает соответствующую картину с выражением на лице радости, когда прочитают радостный отрывок, а другая реагирует на грустный отрывок из сказки и показывает нужную картинку (с изображением грусти). В конце игры педагог просит детей собрать из разрезных картинок лица с эмоциями радости и грусти.

Другой вариант: педагог предлагает детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице в зависимости от ситуации. Затем им предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.


«Зеркало».

Цель этой игры развивать умения понимать и передавать чужие эмоции.

Дети разбиваются на пары. Задача партнера по игре полностью повторить позу, эмоции, настроение водящего, а также озвучить словесно эти эмоции.

«Расскажи стихи руками»

Ведущий читает стихотворение, а дети передают эмоции героев с помощью мимики и жестов.

«Кубик » . Взрослый или ребенок бросает кубик, на каждой грани которого изображен лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее всех выполнит задание, бросает кубик.

«Мимический диктант». Перед ребенком выкладывали эмоциональный ряд (фото, пиктограммы и др.) и предлагали сделать такое же лицо, принять аналогичную позу

«Конструирование эмоций» Детям предлагают пиктограммы различных эмоций, взрослый читает сказку, рассказ и дети выкладывают эмоциональный ряд главного героя в соответствии с развитием сюжета произведения.

Игра-лото «Зоопарк настроений». У детей карточки, на которых изображены животные в различных эмоциональных состояниях .Ведущий демонстрирует пиктограмму какой-либо эмоции, дети находят на своей карточке животное с заданной эмоцией, называют его эмоциональное состояние и закрывают изображение фишкой.



II блок – игры, развивающие словарь сравнительной (образно-метафорической и синонимической лексики).

Эти игры основаны на фольклорных произведениях: сказках, потешках, загадках, а также литературных художественных произведениях.

С переносным употреблением слов, которые известны ребенку в прямом значении, дети встречаются раньше всего в загадках. Например, слушая загадку «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и видя на грядке в своем огороде морковку, свеклу или репку, ребенок поймет что «девица» здесь – это морковка (репка), т. е. поймет перенесение значения слова девица, если в его памяти уже есть образы из сказки – «темница», «девица с длинной косой». Скрытое сходство ребенок научится понимать, если хотя бы один раз показать ему сравниваемые предметы, назвав их одним и тем же словом. Увидев, а еще лучше потрогав руками репку – «девицу», другие овощи, ребенок поймет и кто такой «дед» из загадки «Сидит дед в шубу одет: кто его раздевает – слезы проливает» (лук). Итак, чтобы отгадывать загадки, дети должны иметь некоторый жизненный опыт, хранить в памяти и летние и зимние впечатления.
Слова с переносным значением (т. е. слова, обозначающие одновременно два предмета, признака, действия, одно – прямо, другое – посредством сравнения его с основным) обнаруживают свой переносный смысл только в контексте, благодаря своим синтаксическим связям: нужен хотя бы минимальный связный текст, чтобы понять словосочетание с переносным значением. Сравните: лысина старика – лысина горы; бархатный диван – бархатный лужок; шепчет мальчик – шепчет лес. Следовательно, упражнять детей в понимании переносного значения слов можно только на занятиях со связным текстом.

«Загадки-угадки».

Ознакомление через схемы-модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схемам. Вторым этапом в этой игре является создание детьми собственных загадок, используя определенный алгоритм.

Чтение  художественных произведений сопровождается: игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация).

«Расскажи сказку».

Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения. Побуждать детей использовать как можно больше образных выражений из рассказываемой сказки.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций во время чтения сказок,

сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,

постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?»  и т.д.)

  подсказыванием при ответах детей слов - эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа ( храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т.д.)

 закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование и пр.) 

«Угадай, что за сказка».

На слайдах или картинках герои сказок, дети должны узнать, назвать и рассказать отрывок из произведения с этим героем.

  «Сказочная половинка».

Из предложенных картинок выбрать и составить сказочную пару, соединяя героев сказки или сказочные предметы друг с другом.

«Волшебный словарь».

Учить детей подбирать слова к эмоциональному состоянию человека, сказочного героя, активизация в речи детей существительных и прилагательных.

«На что похоже настроение»

Учить детей определять свое настроение. Передавать свое настроение с помощью цвета или танца.

«Разноцветные эмоции». Детям предлагают фото эмоциональных состояний и набор цветных квадратов. Задание: рядом с фото положить соответствующий цветной сигнал. 

«Скажи наоборот», или «Слова-враги»

Обогащать словарь словами-антонимами. Объяснить детям, что одни и те же эмоциональные оценки могут иметь разное значение в зависимости от ситуации общения, контекста. В ходе игры дети упражняются в подборе антонимов (добрый-злой, храбрый-трусливый и т.п.). Побуждать детей давать оценочные характеристики героям художественных произведений.

«Слова-приятели»

Обогащать словарь детей словами – синонимами. Задание детям подобрать синонимы к данным словам, обозначающими эмоциональное состояние человека, что способствовало уточнению и пониманию значений слов. Проводится работа по подбору слов близких по значению с помощью игровых приемов: «Скажи по-другому», Я начну, а ты продолжи», «Кто больше придумает слов».

Далее овладение синонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов. Педагог предлагает детям придумать небольшие истории по сюжетным картинкам, на которых изображены сказочные персонажи. Сначала дети определяют эмоциональные состояния сказочных героев, а затем составляют небольшие рассказы по сюжетным картинкам.

«Придумай причину». Ведущий показывает картинку, дети называют эмоциональное состояние животного или человека и пытаются объяснить, почему оно может возникнуть (кот рассердился, потому что его разбудили 

С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи можно использовать следующие игры:

«Какое настроение у ежика»

Педагог произносит предложения, рассказывает небольшие истории от лица ежика с различными интонациями (грусти, веселья, испуга, злости, удивления и др.), ребята внимательно слушают и определяют, какое настроение у ежика, а затем показывают соответствующую пиктограмму.

«Какая маска говорит?»

Определить по интонации фразы, какая маска могла бы сказать озвученную фразу.

«Подбери фразу»

На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи применяется комплекс специальных приемов:

- отработка интонации на материале эмоциональных междометий:

- междометия, выражающие радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай-ай-ай. О! Браво! Вот это да!

- междометия, выражающие удивление, например: Ой! Ух, ты! Ах! Ба! Страх – Ой-ой! У-у! Ух! Ужас! и др. Эта работа может проводиться на материале стихотворений. Педагог читает стихотворения, а дошкольники проговаривают только междометия с нужной интонацией.



III блок – игры, обогащающие словарь лексикой, сформированной с помощью использования словообразовательных средств.

Развитие эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.

Образование слов:

- образование слов с ласкательным значением (игра «Скажи ласково»):

Имена существительные: дом-домик, город-городок, воробей-воробышек и т.п.

Имена прилагательные: вкусный - вкусненький, хитрый - хитренький, сухой - сухонький и т.п.

Образование слов со значением увеличительности:

Имена существительные: хвост – хвостище, глаз – глазище, великан – великанище и т.п.

Имена прилагательные: злой – злющий, большой – большуший, высокий – высоченный и т.п.

Образование имен прилагательных путем чистого или префиксированного повтора: хитрый – прехитрый, хороший – прехороший, вкусненький – превкусненький и т.п.; добрый – добрый, добрый – предобрый и т.п.

Образование словосочетаний:

Добавление главного слова к зависимому: дом – домик, большой дом – маленький домик, рука – ручища, сильная рука – сильнющая ручища и т.п.

Добавление зависимых слов к главному: высокий – высоченный, высокий дом – высоченный домище и т.п.

Составление предложений. Дополнение и завершение предложений: У большого медведя огромные… (глазищи, усищи, лапищи и т.п.). У зайчика маленький… (хвостик, ротик, носик и т.п.)

Составление рассказов.

Составление рассказов по серии сюжетных картин по мотивам сказок: «Три медведя», «Кот в сапогах», «Храбрый портняжка» и др. в процессе этой работы педагог использует следующие приемы: задает детям вопросы по сюжету сказки. Потом дети выкладывают в логической последовательности сюжетные картинки, которые служат для них планом и зрительной опорой при составлении связного рассказа с применением эмоциональной лексики. Далее дошкольники составляют рассказы по иллюстрациям сказок (при рассмотрении иллюстративных материалов большое внимание уделяется анализу и оценке эмоциональных состояний персонажей и происходящих событий).

Система направленной работы по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с активным использованием наглядных моделей способствует обогащению знаний об эмоциях, расширению детского лексикона, развитию грамматического форм речи, а также положительно влияет на использование лексики в связных высказываниях.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!