СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подбор и наращивание колодок по обмеру деформированных стоп»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока производственной практики

Просмотр содержимого документа
««Подбор и наращивание колодок по обмеру деформированных стоп»»

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Луганский техникум-интернат»









Методическая разработка

открытого урока учебной практики







на тему: «Подбор и наращивание колодок по обмеру деформированных стоп»


МДК 01.02. Особенности технологического процесса изготовления обуви по индивидуальным заказам







Профессия: 29.01.02.

Обувщик (Широкого профиля)





Разработала:

мастер производственного обучения

Климушина Татьяна Валерьевна





г. Луганск

2023г.

Аннотация



Методическая разработка открытого урока учебной практикипо профессиональному модулю ПМ.01 «Особенности технологического процесса изготовления обуви по индивидуальным заказам» разработана для обучающихся с ОВЗ по профессии 29.01.02обувщик (широкого профиля). Данная разработка призвана оказать методическую помощь мастерам производственного обучения обувного отделения в проведении учебной практике по профессии 29.01.02 «Обувщик» (широкого профиля). Урок учебной практики разработан в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 «Особенности технологического процесса изготовления обуви по индивидуальным заказам», который является частью подготовки квалифицированных рабочих, в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии 29.01.02 «Обувщик» (широкого профиля), утвержденным Министерством образования и науки Луганской Народной Республики.









































Содержание



  1. Аннотация.

  2. Содержание.

  3. Пояснительная записка.

  4. Основная часть.

  5. Материал урока

  6. Заключение.

  7. Список используемой литературы.

  8. Приложение.



























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время все большее значение для квалифицированного рабочего имеют способности использовать приобретенные знания в изменяющихся условиях производства. Квалифицированный обувщик должен уметь планировать свою деятельность, контролировать ход результатов и качество труда.

Профессия «Обувщик»(широкого профиля) требует овладения специфическими умениями. У обучающихся эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональными знаниями и умениями, охватывающими всю профессиональную деятельность.

Учебное учреждение должно обеспечить будущему квалифицированному рабочему как теоретическую, так и практическую подготовку в ходе выполнения лабораторных и практических работ, проведения деловых игр, анализе и решении производственных ситуаций, задач, прохождения всех видов учебных и производственных практик. Поэтому и подход к обучению должен быть комплексным целенаправленным.

Профессиональная деятельность требует интеграции знаний полученных по разным учебным дисциплинам, объединяя их в конкретном труде.

Цель урока поставлена с учетом: программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений обучающихся, их подготовленности и прогнозов на конечный результат обучения. Структура урока соответствует его цели и типу. Выстроена логическая последовательность и взаимосвязь всех этапов урока. Содержание урока соответствует требованиям стандарта, прослеживается доступность изложения, связь содержания с жизнью, профессиональной направленностью материала. Прослеживается формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов обучающихся средствами самого материала урока.

На уроке применяется большое разнообразие методов и приемов, таких как:

- формирование новых понятий,

- актуализация старых знаний,

- освоение нового материала

- организация самостоятельной работы обучающихся.

Во время урока обучающиеся проявляют интерес к изучаемой теме. Присутствуют навыки самоконтроля, умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений, культура межличностных отношений. Смена деятельности поддерживала устойчивость внимания на разных этапах урока. Урок способствовал общему развитию личности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


Тема урока: «Подбор и наращивание колодок по обмеру деформированных стоп»

Курс 3, профессии 29.01.02 «Обувщик» (широкого профиля)

Цель урока: Овладение навыками подбора и наращивания колодок по обмеру заказчика.      

Задачи учебного занятия:

Обучающая:

- научить обучающихся наращиванию колодок по обмеру заказчика, соблюдая требования;

- показать возможность использования полученных знаний и навыков при выполнении операций.

Развивающая:

- развитие навыков и умений работы с ручным инструментом и набивками.

- развивать творческое мышление в процессе производственного труда.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к учебно-трудовой деятельности

- воспитывать творческое отношение к труду

- воспитывать трудолюбие, ответственность при выполнении работы

Тип урока: Урок усвоения нового материала, практическая работа.

Вид урока: упражнения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Раздаточный материал: инструменты, колодки, измерительная лента, набивки.

Требования к результатам обучения  на уроке.

Обучающиеся должны знать:

- требования техники безопасности;

- виды колодок;

- способы обмера стопы;

- безопасные приемы работы с инструментами;

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять обмер стопы;

- подбирать колодку по обмеру и в соответствии с особенностями строения стопы;

- пользоваться инструментами при оснастке колодок;

Прогнозируемый результат:

Получение новых знаний, умений и навыков по обмеру стопы заказчика и оснастки колодки, формирование профессиональной компетенции

ПК 1.1 Оформлять заказ, снимать мерки и подбирать колодки для индивидуального изготовления обуви.

Межпредметные связи: «Особенности  технологии изготовления обуви по индивидуальным заказам», «Основы технологии производства обуви».

Материально-техническое обеспечение: Стенды, наглядные пособия, экран, проектор, инструменты, колодки, набивки.

Формы организации познавательной деятельности:

- групповая;

- индивидуальная;

Методическая цель: Показать методику проведения урока учебной практики в учебной мастерской при изучении данной темы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Средства обучения:

- мультимедийный проектор;

-экран;

-презентация по теме;

- видеофильм по теме;

- конспект урока;





План урока

1. Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний, практических и умственных умений обучающихся.

3. Сообщение целей урока и нового материала. Формирование новых понятий и знаний.

4. Проведение инструктажа по технике безопасности.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.



















Ход урока

I. Организационная часть (3мин.)

1.1 Приветствие

1.2 Проверка наличия обучающихся (рапорт дежурного)

1.3 Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие спецодежды)


II. Вводный инструктаж (42мин.)

2.1 Сообщение темы и цели урока

2.2 Целевая установка проведения урока

2.3 Актуализация опорных знаний

2.4 Изложение нового материала

2.5 Демонстрация приемов оснастки колодок по обмеру заказчика. Видео ролик.

2.6 Обобщение и закрепление учебного материала

2.7 Инструктаж по технике безопасности

2.8 Выдача задания на учебную практику

Выдача домашнего задания.

III. Текущий инструктаж (270 мин.)

1. Целевой обход - контроль организации рабочего места и соблюдения правил по технике безопасности, оценка умений применения полученных знаний при выполнении задания.

2. Целевой обход - контроль выполнения задания, практическая помощь мастера, исправление возможных ошибок, дополнительная демонстрация приемов работы.

3. Целевой обход - контроль качества выполненной работы и ее оценивание.

IV Заключительный инструктаж (15мин)

1. Подведение итогов урока.

2. Анализ работы обучающихся.

3. Анализ причин ошибок и способы их исправления.

4. Оценивание знаний и активности обучающихся на уроке.

5. Выдача задания на дом.















Таблица1.

Образовательные результаты на уроке:

Результаты

(общие и профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе

освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области подбора и оснастки колодки по обмеру заказчика;

- оценка эффективности и качества выполнения;

Оценивание выполненного задания

ОК3. Анализировать  рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

-решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области подбора и оснастки колодки по обмеру заказчика;

Оценивание выполненного задания

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

Оценивание выполненного задания

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- пользоваться технической документацией в производстве обуви;

Оценивание выполненного задания

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- повышать культурный уровень в общении, воспитывать в себе лучшие качества - внимание, терпение, сдержанность;

Оценивание выполненного задания

ПК 1.1 Оформлять заказ, снимать мерки и подбирать колодки для индивидуального изготовления обуви.

- качество изготовления и обработки деталей обуви;

- соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации оборудования.

Оценивание выполненного задания

ПК 1.6 Соблюдать правила безопасных приемов труда, техники безопасности, электро и пожарной безопасности.

- соблюдение правил техники безопасности и охраны труда при организации рабочих мест, исправности ручного инструмента и оборудования;

Оценивание выполненного задания

ПК1.7 Пользоваться технологической и нормативной документацией.


- организация самостоятельного изучения инструкционно-технологических карт, схем и др. документов;

Оценивание выполненного задания

ПК2.3 Определять назначение и расположение специальных деталей в ортопедической обуви в соответствии с медицинскими показаниями.

- самостоятельно определять назначение и расположение специальных деталей в ортопедической обуви в соответствии с медицинскими показателями.

Оценивание выполненного задания



























Таблица 2.

Общие компетенции, развиваемые на уроке:

Уровни деятельности

Этапы урока

Развиваемые компетенции

Эмоционально-психологический

1.Проверка уровня овладения навыками применения правил по теме.

2.Отработка навыков применения системы «Обучение в сотрудничестве»

ОК1, ОК3, ОК4

Регулятивный

1.Проверка уровня овладения навыками применения правил по теме.

2.Проверка навыков и умений понимания способов решения нештатных дорожных ситуаций по теме.

3.Выявление уровня сформированности умений выхода из стандартных и нестандартных ситуаций.

ОК2, ОК3, ОК5

Социальный

Отработка навыков применения системы «Обучение в сотрудничестве»

ОК4, ОК5, ОК6

Аналитический

1.Проверка уровня овладения навыками применения правил по теме.

2.Проверка навыков и умений понимания способов решения нештатных дорожных ситуаций по теме. Выявление уровня сформированности умений выхода из стандартных и нестандартных ситуаций.

3. Совершенствование навыков извлечения из пройденного материала необходимой информации.

ОК3

Творческий

1.Использование информационно-компьютерных технологий для продуктивной демонстрации презентации.

2. Совершенствование навыков извлечения из пройденного материала необходимой информации.

ОК2, ОК5

Самосовершенствования

1. Проверка уровня овладения навыками применения правил по теме.

2.Использование информационно-компьютерных технологий для продуктивной демонстрации презентации.



ОК4







































Структура урока

Работа мастера производственного обучения

Работа обучающегося

I. Организационная часть

Приветствие

Проверка наличия обучающихся

Проверка готовности обучающихся к уроку

II. Вводный инструктаж

2.1 Тема урока: «Подбор и наращивание колодок по обмеру деформированных стоп»

2.2 Цели урока:

Овладение навыками подбора и наращивания колодок по обмеру заказчика. Формирование навыков контроля и самоконтроля.       

2.3 Повторение пройденной темы:

« Отклонения в строении и функциях стопы»

Вопросы:

  1. Какие причины приводят к отклонениям в строении стопы?

  2. Какие бывают отклонения от нормального строения стопы?

  3. Какой сложности бывает ортопедическая обувь?

  4. Где изготавливают ортопедическую обувь малой сложности ?


2.4 Изложение нового материала


Наша задача сегодня - подобрать и оснастить колодку в соответствии со обмеру заказчика.

Удобство изготовляемой обуви в значительной мере зависит от точного соответствия колодки индивидуальным размерам и форме стопы заказчика. Это достигается правильным подбором колодки и ее приправкой по обмеру.

Подбор колодки начинается с определения по мерке: размера и полноты стопы.

Подобрав колодку, ее вновь детально обмеряют чтобы она соответствовала – длине, объему в пучках.

Для этого колодку ставят на смерок так, чтобы пучки совпадали, а наиболее выступающее назад место выпуклости пяточной части колодки оказалось над линией пяточного контура стопы, а в носочной части след колодки должен быть длиннее на величину припуска (5-10 мм и более) в зависимости от формы носочной части(фасона колодки), а ширина следа колодки может быть уже контура стопы.

Сделав обмеры колодки приступаем к обработке, которая включает в себя два вида операций: срезание излишков материала и наращивание материала в местах где его не хватает. Срезание материала на пластмассовых колодках очень сложная операция, которую делает мастер высшей категории, а вот наращивание выполняем путем приклеивания или прибивания стелечной кожи, образуя так называемые набивки. Иногда набивки приходиться делать в несколько слоев. Прикрепленную набивку обрабатывают ножом, создавая плавный переход от набивки к телу колодки.

Назначение набивок разнообразно:

- набивка, прибиваемая к нижней части клина колодки для увеличения объема в пучках называется личинкой.

- набивка, увеличивающая объем в пучках и в прямом подъеме, называется горбовиком;

- набивка, увеличивающая высоту колодки в носочной части называется мозольником;

- набивка на пятку;

- набивка на пучок;

- набивка на геленочную часть.

Набивки не должны нарушать плавность очертаний колодок. Набивки используют для увеличения полноты колодки и для создания местных выпуклостей в соответствии с отклонениями от нормальной формы стопы, указанными на мерке (мозоли, разрастание суставных сумок, деформация костей).

В некоторых случаях на приправляемой колодке требуется создать не выпуклости, а наоборот, выемки, такие выемки делают в колодке с помощью ножа и шлифовальной бумаги.

Приправка колодок по обмеру – ответственная и сложная операция. Она должна выполняться высококвалифицированным обувщиком. Если колодка подверглась сложной приправке по размерам стопы заказчика, то в дальнейшем целесообразно персонально закрепить колодку за заказчиком.

2.5 Демонстрация приемов оснастки колодок по обмеру.

Демонстрируется ролик о приемах прикрепления набивок к колодкам, затем мастер производственного обучения показывает способы оснастки колодок в условиях мастерских техникума.




2.6 Обобщение и закрепление учебного материала


Что нужно учитывать при подборе колодки по обмеру стопы?

Какие бывают набивки?


2.7 Инструктаж по технике безопасности


Прежде чем приступить к практической работе, нам необходимо вспомнить: организацию рабочего места, правила по технике безопасности в мастерской.


Предлагается выбрать правильный вариант

Требование безопасности перед началом работы

1. Наличие спецодежды одеть фартук. Подготовить и организовать рабочее место: на столе должны находится текс, молоток у которого рукоятка должна прочно сидеть на буйке.

2. Наличие спецодежды: защитные очки, резиновые перчатки. Подготовить и организовать рабочее место: на столе должны находиться затяжные клещи, кусачки. Проверить исправность инструментов: отсутствие оголенных проводов.


Требования безопасности во время работы

1. Инструменты не должны лежать на краю стола и острием к себе. Не ходить по мастерской с остро-режущими и колющими инструментами и молотком.

2. Без разрешения мастера не включать эл. оборудование. Работать на оборудовании, только в спецодежде и защитных очках.


Требования безопасности по окончании работы

1.Убрать рабочее место. Убрать все инструменты в стол. Снять спецодежду.

2.При обнаружении неисправности попробовать исправить самому неполадки в работе оборудования.


2.8 Выдача задания на учебную практику

обучающиеся получают задание на урок: выполнить оснастку колодки по обмеру заказчика.

С помощью инструкционной карты и обмеру заказчика.

Обучающийся должен знать:

- правильность обмера стопы;

- правильность выбора места где нужно оснастить колодку;

- требования техники безопасности перед началом работы, во время работы и по окончании работы;

Обучающийся должен уметь:

- правильно подобрать колодку по обмеру заказчика;

- пользоваться инструментами при оснастке колодки;

- самоконтроль (определять правильность выполнения операции)



III. Текущий инструктаж

1. Обход. Контроль организации рабочего места.

2. Обход. Практическая помощь мастера при выборе колодки по обмеру заказчика. Обмер колодки и оснастка колодки по параметрам заказчика.

3. Обход. Контроль качества работы, состояние инструмента, спецодежды, чистоты рабочего места.

IV.Заключительный инструктаж

1. Подведение итогов урока

2. Анализ работы обучающихся.

3. Анализ причин ошибок и способ их исправления.

4. Оценивания знаний и активности обучающихся на уроке.

5. Выдача задания на дом.


Домашнее задание:


Повторить правила обмера колодки по мерке.


Староста докладывает о явке обучающихся и подготовке к уроку.




Дается целевая установка урока


Проводится опрос обучающихся



Обучающиеся отвечают на заданные вопросы










































Показ приемов работы прикрепление набивок на колодку. Видео ролик.








Опрос обучающихся










Опрос обучающихся



























Обучающие приступают к выполнению задания подбор колодки и оснастка колодки по обмеру заказчика при помощи инструкционной карты
















Подведение итогов выполнения работы обучающихся















Экран оценивания знаний и активности учащихся на уроке

Фамилия, имя обучающегося

Оценка за ответы на вопросы по пройденной теме

Оценка за практическую работу на учебной практике

Оценка за ответы на вопросы по новой теме

Итоговая оценка

Бондаренко Александр





Самонин Александр





Сапаров Даниил





Замятин Богдан





Бабаджанов Артур





Степанов Максим

























Критерии оценивания

«3»

«4»

«5»

Обучающийся может подготовить рабочее место и инструменты. При выполнении производственных заданий обучающийся допускает ошибки, самостоятельно исправить их не может. Практическую работу выполняет при помощи мастера. Технику безопасности иногда не соблюдает.


Обучающийся умеет в целом составить алгоритм действий, организовать рабочее место. Владеет приемами обмера стопы и колодки, может оснастить колодку по обмеру но допускает несущественные ошибки, при помощи мастера может их устранить. Обучающийся владеет профессиональными знаниями и умениями, выполняет задание под контролем мастера. Технику безопасности знает, но иногда нарушает.

Обучающийся умеет подготовить и организовать рабочее место и инструменты, Владеет приемами обмера стопы и колодки, может самостоятельно оснастить колодку по обмеру заказчика. Обучающийся владеет профессиональными знаниями и умениями в выполнении задания. Соблюдает правила по технике безопасности.































Заключение

Обоснованные в Законе об образовании и отраженные в ГОС СПО ЛНР цели и задачи связаны не только с совершенствованием компетенций современного квалифицированного рабочего - обувщика, но и с улучшением взаимосвязей образовательного учреждения с рынком труда, обновлением содержания и методологии соответствующей образовательной среды. Решению этих задач в профессиональном образовании способствуют технологии интерактивного, интегрированного, проектного, проблемного, модульного бучения. Составной частью современных педагогических технологий является форма организации обучения. В процессе практического обучения у обучающихся формируются основы мировоззрения, убеждения, уважительное отношение к труду и людям труда, чувство гордости за принадлежность к рабочему классу. Воспитывается также чувство хозяина, бережное отношение к общественной собственности, трудовая дисциплина, готовность к социальному общению, добросовестность, инициативность, ответственность и правила поведения. Все эти задачи и требования соблюдались при выполнении работы.





























Использованная литература:

1. Палицкий А.Я.,ДейчМ.М. «Изготовление обуви по индивидуальным заказам» Москва Легпромбытиздат 1990г.

2. ДовичИ.И. «Технология производства обуви» учебник, изд. «Академия» Москва, 2004г.

3. КоновалВ.П., Свистунова Л.Т. Технология обувного производства Киев “Лыбидь” 2003г.

4. Методические рекомендации: Подготовка мастера производственного обучения к занятиям. Донецк 1993г.









































Приложение 1

Инструкционная технологическая карта по обмеру стопы

п\п

Наименование операции

Технологические требования к выполнению

1.

Длина стопы

Измеряется от наиболее выступающей точки пятки до конца первого или второго пальца

2.

Объем стопы в пучках

Край измерительной ленты должна находиться с внутренней стороны стопы на наиболее выпуклом месте внутреннего пучка, а с наружной стороны – на наиболее выпуклом месте наружного пучка.

3.

Объем стопы в подъеме

Определяют измерительной лентой, накладываемой на наиболее высокую точку гребней стопы в верхней ее части и на наиболее вогнутый участок в ее нижней подсводной части.

4.

Объем стопы через сгиб и пятку

Для измерения объема стопы через сгиб и пятку ленту располагают на стопе у ее сгиба, а задней части - через нижнюю точку округлости пятки.









  1. Какие причины приводят к отклонениям стопы?

  2. Какие бывают отклонения от нормального строения стопы?

  3. Какой сложности бывает ортопедическая обувь

  4. Где изготавливают ортопедическую обувь малой сложности и сложную?



Ответы на 1 вопрос.

  1. Особенностей костей строения стопы.

  2. Функций мышечно-связочного аппарата нижних конечностей в связи с общим состоянием организма человека.

  3. Возрастные изменения.

  4. Походка человека.

  5. Профессия человека.

  6. Неудобная или тесная обувь.

Ответ на 2 вопрос

  1. Плоскостопие

  2. Молотообразные пальцы

  3. Отклонение большого пальца от нормального положения

  4. Пяточная шпора

  5. Укарочение одной ноги

  6. Болезненные изменения кожи (мозоль, потертость)



Ответ на 3 вопрос

Малой сложности и сложная.



Ответ на 4 вопрос

Малой сложности может изготавливаться в ателье и мастерских.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!