Подбор диагностического материала по теме:
«Детский музыкальный репертуар
как фактор формирования
музыкальной культуры
младших школьников».
Проведение диагностических заданий
и анализ его результатов.
Подготовила:
студентка 3 курса группы 301 МП
по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки Музыкальная педагогика
Кононенко Елена Юрьевна
(Ф.И.О. студентки)
Подбор диагностического материала по теме:
«Детский музыкальный репертуар как фактор формирования
музыкальной культуры младших школьников».
Проведение диагностических заданий и анализ его результатов.
Диагностическая работа осуществлялась на базе ГОУ ЛНР «ЗСШ №4 им.Р.Салькова» в 3 классе.
Многообразие музыкальных произведений влияет на музыкальное сознание учащихся, вовлекая их постепенно в различные отношения с музыкой.
На уроках музыки учащиеся встречаются с классической и современной музыкой, с музыкой отечественных и зарубежных композиторов, а так же с музыкальным фольклором разных народов.
Способность школьников к эмоциональному, непосредственному и в то же время основанному на размышлении осмысленному восприятию музыкальный классики свидетельствует о степени их музыкального развития.
Классика – самый желанный руководитель психического развития детей. Музыка, выполняя множество жизненных задач, призвана решать, быть может, самую главную задачу – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества.
Цель – подготовить школьника к позиции активного ценителя музыки.
Нет от природы неспособных к познанию музыки детей.
В центре каждого урока должны находиться
Учитель является заинтересованным посредником творческого взаимодействия школьников с музыкальным искусством.
Диагностируя сформированность музыкальных способностей у школьников, учитель может использовать такие методы, как наблюдение и тестирование. Наблюдение способствует выявлению прежде всего внешних педагогических факторов, а тестирование используется для определения и фиксации внутренних процессов, недоступных непосредственному наблюдению.
С помощью тестирования (диагностики) можно определить следующие уровни:
развития чувства темпа и метроритма;
развития звуковысотного чувства;
развития чувства тембра;
развития динамического чувства;
эмоциональной отзывчивости на музыку.
Диагностика чувства темпа и метроритма
В качестве критериев развития данного компонента музыкальной способности мы рассматриваем:
- способность равномерного движения, то есть умение «отмерять» одинаковые временные отрезки музыки с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внеречевых действий – шага, бега, подскоков, двигательных реакций кисти пальцев рук или счета вслух);
- адекватная энергичность мышечной координации при заданной скорости метрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и постепенных ускорениях – замедлениях);
- ритмическая способность.
Дидактическая игра-тест «Ладошки»
Цель: выявить уровень сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал: музыкальные произведения для пения – русская народная песня «Во поле береза стояла».
Описание игры-теста.
Учитель. Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень. Безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.
2 балла – средний уровень. Воспроизведение метра с одним-двумя нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом).
1 балл – слабый уровень. Адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов.
0 баллов – низкий уровень. Неровное, сбивчивое метрическое исполнение при помощи голоса.
2. Диагностика звуковысотного чувства
При определении звуковысотного чувства мы исходили из того, что сформированность звуковысотного чувства – это адекватное ощущение соотношения высоты звуков.
Игра-тест «Кот и котенок»
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства.
Описание игры-теста.
Учитель. Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется, например, звук «до первой октавы), а так – котенок (исполняется более высокий звук, например «ля» первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок?
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень.
2 балла – средний уровень.
1 балл – низкий уровень.
3. Диагностика чувства тембра
Чувство тембра характеризуется способностью индивида идентифицировать источник звука.
Дидактическая игра-тест «Тембровые прятки»
Цель: выявить уровень развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал: музыкальные инструменты – фортепиано, ксилофон, металлофон, треугольник, бубен.
Описание игры-теста.
Учитель. Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), чей голос исполнял мелодию в первый раз, во второй, третий и так далее.
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень. Адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8-10 предъявленных фрагментов.
2 балла – средний уровень. Адекватное определение тембра первых семи исполняемых фрагментов.
1 балл – слабый уровень. Адекватное определение тембров первых трех фрагментов.
4. Диагностика динамического слуха
При определении уровня развития динамического слуха у школьников мы исходили из того, что чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.
3 балла – высокий уровень.
2 балла – средний уровень.
1 балл – слабый уровень.
5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Игра-тест «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.
Описание игры-теста
Учитель. Давай поиграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, что ты представляешь во время ее звучания?
1-й вариант задания: подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки.
2-й вариант задания: какие образы-картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки?
3-й вариант задания: двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось увидеть себя во время звучания музыки.
Для тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например из «Детского альбома» П.И. Чайковского:
«Сладкая греза» - нежно, ласково, мягко, чутко;
«Баба Яга» - тревожно, сердито, враждебно;
«Болезнь куклы» - жалобно, огорченно, скорбно;
Критерии оценки.
2 балла (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок самостоятельно может выразить словами свои переживания.
1 балл (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента.
Диагностика уровня музыкального развития обучающихся 3 класса
№ п/п | ФИО обучащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Индивидуальная сумма баллов | Уровень музыкального развития обучающихся |
1 | Котик Валерия | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | Средний |
2 | Стадник Варвара | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | Высокий |
3 | Стадник Василиса | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | Высокий |
4 | Костючек Ярослав | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий |
5 | Брянцева Антонина | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 10 | Средний |
6 | Камбура Анастасия | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 9 | Средний |
7 | Сухоносова Дарья | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 9 | Средний |
8 | Рассказова Карина | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий |
9 | Писарькова Юлия | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 7 | Низкий |
10 | Радионов Вадим | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 7 | Низкий |
11 | Радионова Валерия | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | Средний |
12 | Кравченко Виктория | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | Средний |
13 | Змитрович Злата | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 11 | Средний |
14 | Никитин Егор | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 11 | Средний |
15 | Басюк Алина | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | Высокий |
16 | Прусакова Карина | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | Высокий |
17 | Акжегитова Анастасия | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 10 | Средний |
18 | Демагин Артем | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 11 | Средний |
19 | Садекова Дания | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 10 | Средний |
20 | Олейник Татьяна | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 10 | Средний |
| Итоговый балл класса | | | | | | 189/20=9, 45 | Средний |
Описание результатов диагностики:
По результатам диагностики уровня музыкального развития в 3 классе большинство обучающихся имеют средний уровень. Наименьшее количество баллов ученики набрали в разделе «Диагностика динамического слуха» и «Диагностика чувства темпа и метроритма», так как этим видам деятельности отводится меньше всего времени на уроке в связи с тем, что коллективную диагностику и динамический слух довольно сложно осуществлять во время урока.
Больше всего баллов учащиеся получили в таких разделах как «Диагностика чувства тембра», «Диагностика музыкальной отзывчивости», «Диагностика звуковысотного чувства», так как данные виды деятельности являются основными во время урока музыки. Детям нравится петь хором и определять музыкальные настроения в процессе восприятия музыки, особенно когда учитель предлагает это сделать в игровой, увлекательной форме.
Лидерами по уровню музыкального развития в классе являются такие ученики как Басюк Алина, Прусакова Карина, Стадник Василиса и Стадник Варвара. Эти ученики отличаются повышенным вниманием, умением работать самостоятельно и в коллективе. Эти девочки посещают вокальный ансамбль в школе.
Слабо занимаются на уроке музыки такие ученики как Рассказова Карина, Писарькова Юлия, Радионов Вадим и Костючек Ярослав. Это объясняется тем, что данные ученики отличаются рассеянностью, часто отвлекаются на уроках, во время восприятия музыки предпочитают нарушать дисциплину.
Большинство учеников имеют средний уровень музыкального развития.
Выводы и рекомендации:
Для повышения музыкального уровня в 3 классе необходимо больше материала, особенно связанного с восприятием и музицированием давать в игровой увлекательной форме, ставить перед учащимися проблемные вопросы эвристического характера, а также разрабатывать больше творческих заданий, вызывающих у учащихся живой интерес к преподаваемому музыкальному материалу.