СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подбор диагностического материала по теме: «Детский музыкальный репертуар как фактор формирования музыкальной культуры младших школьников».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подбор диагностического материала по теме: "Детский музыкальный репертуар как фактор формирования музыкальной культуры младших школьников". Проведение диагностических заданий и анализ его результатов. Цель диагностики – подготовить школьника к позиции активного ценителя музыки.

Просмотр содержимого документа
«Подбор диагностического материала по теме: «Детский музыкальный репертуар как фактор формирования музыкальной культуры младших школьников».»







Подбор диагностического материала по теме:



«Детский музыкальный репертуар

как фактор формирования

музыкальной культуры

младших школьников».


Проведение диагностических заданий

и анализ его результатов.





Подготовила:

студентка 3 курса группы 301 МП

по направлению подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки Музыкальная педагогика


Кононенко Елена Юрьевна

(Ф.И.О. студентки)















Подбор диагностического материала по теме:

«Детский музыкальный репертуар как фактор формирования

музыкальной культуры младших школьников».

Проведение диагностических заданий и анализ его результатов.

Диагностическая работа осуществлялась на базе ГОУ ЛНР «ЗСШ №4 им.Р.Салькова» в 3 классе.

Многообразие музыкальных произведений влияет на музыкальное сознание учащихся, вовлекая их постепенно в различные отношения с музыкой.

На уроках музыки учащиеся встречаются с классической и современной музыкой, с музыкой отечественных и зарубежных композиторов, а так же с музыкальным фольклором разных народов.

Способность школьников к эмоциональному, непосредственному и в то же время основанному на размышлении осмысленному восприятию музыкальный классики свидетельствует о степени их музыкального развития.

Классика – самый желанный руководитель психического развития детей. Музыка, выполняя множество жизненных задач, призвана решать, быть может, самую главную задачу – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества.

Цель – подготовить школьника к позиции активного ценителя музыки.

Нет от природы неспособных к познанию музыки детей.

В центре каждого урока должны находиться

  • музыка

  • учащиеся

  • учитель


Учитель является заинтересованным посредником творческого взаимодействия школьников с музыкальным искусством.

Диагностируя сформированность музыкальных способностей у школьников, учитель может использовать такие методы, как наблюдение и тестирование. Наблюдение способствует выявлению прежде всего внешних педагогических факторов, а тестирование используется для определения и фиксации внутренних процессов, недоступных непосредственному наблюдению.

С помощью тестирования (диагностики) можно определить следующие уровни:

  • развития чувства темпа и метроритма;

  • развития звуковысотного чувства;

  • развития чувства тембра;

  • развития динамического чувства;

  • эмоциональной отзывчивости на музыку.


  1. Диагностика чувства темпа и метроритма

В качестве критериев развития данного компонента музыкальной способности мы рассматриваем:

- способность равномерного движения, то есть умение «отмерять» одинаковые временные отрезки музыки с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внеречевых действий – шага, бега, подскоков, двигательных реакций кисти пальцев рук или счета вслух);

- адекватная энергичность мышечной координации при заданной скорости метрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и постепенных ускорениях – замедлениях);

- ритмическая способность.


Дидактическая игра-тест «Ладошки»

Цель: выявить уровень сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал: музыкальные произведения для пения – русская народная песня «Во поле береза стояла».

Описание игры-теста.

Учитель. Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

Критерии оценки.

3 балла – высокий уровень. Безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.

2 балла – средний уровень. Воспроизведение метра с одним-двумя нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом).

1 балл – слабый уровень. Адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов.

0 баллов – низкий уровень. Неровное, сбивчивое метрическое исполнение при помощи голоса.


2. Диагностика звуковысотного чувства

При определении звуковысотного чувства мы исходили из того, что сформированность звуковысотного чувства – это адекватное ощущение соотношения высоты звуков.

Игра-тест «Кот и котенок»

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства.

Описание игры-теста.

Учитель. Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется, например, звук «до первой октавы), а так – котенок (исполняется более высокий звук, например «ля» первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок?

Критерии оценки.

3 балла – высокий уровень.

2 балла – средний уровень.

1 балл – низкий уровень.


3. Диагностика чувства тембра

Чувство тембра характеризуется способностью индивида идентифицировать источник звука.

Дидактическая игра-тест «Тембровые прятки»

Цель: выявить уровень развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал: музыкальные инструменты – фортепиано, ксилофон, металлофон, треугольник, бубен.

Описание игры-теста.

Учитель. Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), чей голос исполнял мелодию в первый раз, во второй, третий и так далее.

Критерии оценки.

3 балла – высокий уровень. Адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8-10 предъявленных фрагментов.

2 балла – средний уровень. Адекватное определение тембра первых семи исполняемых фрагментов.

1 балл – слабый уровень. Адекватное определение тембров первых трех фрагментов.

4. Диагностика динамического слуха

При определении уровня развития динамического слуха у школьников мы исходили из того, что чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

3 балла – высокий уровень.

2 балла – средний уровень.

1 балл – слабый уровень.


5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Игра-тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.

Описание игры-теста

Учитель. Давай поиграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, что ты представляешь во время ее звучания?

1-й вариант задания: подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки.

2-й вариант задания: какие образы-картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки?

3-й вариант задания: двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось увидеть себя во время звучания музыки.

Для тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например из «Детского альбома» П.И. Чайковского:

«Сладкая греза» - нежно, ласково, мягко, чутко;

«Баба Яга» - тревожно, сердито, враждебно;

«Болезнь куклы» - жалобно, огорченно, скорбно;

Критерии оценки.

2 балла (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок самостоятельно может выразить словами свои переживания.

1 балл (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента.


Диагностика уровня музыкального развития обучающихся 3 класса

№ п/п

ФИО обучащегося

1

2

3

4

5

Индивидуальная сумма

баллов


Уровень музыкального развития обучающихся

1

Котик Валерия

2

3

2

2

2

11

Средний

2

Стадник Варвара

3

3

2

2

2

12

Высокий

3

Стадник Василиса

3

3

2

2

2

12

Высокий

4

Костючек Ярослав

1

2

1

1

1

6

Низкий

5

Брянцева Антонина

2

3

2

1

2

10

Средний

6

Камбура Анастасия

2

3

2

1

1

9

Средний

7

Сухоносова Дарья

2

3

2

2

1

9

Средний

8

Рассказова Карина

1

2

1

1

1

6

Низкий

9

Писарькова Юлия

2

2

1

1

1

7

Низкий

10

Радионов Вадим

2

2

1

1

1

7

Низкий

11

Радионова Валерия

2

2

2

1

1

8

Средний

12

Кравченко Виктория

2

3

2

2

2

11

Средний

13

Змитрович Злата

3

3

2

2

1

11

Средний

14

Никитин Егор

3

3

2

2

1

11

Средний

15

Басюк Алина

3

3

3

3

2

14

Высокий

16

Прусакова Карина

3

3

3

3

2

14

Высокий

17

Акжегитова Анастасия

2

3

2

2

1

10

Средний

18

Демагин Артем

3

3

2

2

1

11

Средний

19

Садекова Дания

2

3

2

2

1

10

Средний

20

Олейник Татьяна

2

3

2

2

1

10

Средний


Итоговый балл класса






189/20=9, 45

Средний



Описание результатов диагностики: 

По результатам диагностики уровня музыкального развития в 3 классе большинство обучающихся имеют средний уровень. Наименьшее количество баллов ученики набрали в разделе «Диагностика динамического слуха» и «Диагностика чувства темпа и метроритма», так как этим видам деятельности отводится меньше всего времени на уроке в связи с тем, что коллективную диагностику и динамический слух довольно сложно осуществлять во время урока.

Больше всего баллов учащиеся получили в таких разделах как «Диагностика чувства тембра», «Диагностика музыкальной отзывчивости», «Диагностика звуковысотного чувства», так как данные виды деятельности являются основными во время урока музыки. Детям нравится петь хором и определять музыкальные настроения в процессе восприятия музыки, особенно когда учитель предлагает это сделать в игровой, увлекательной форме.

Лидерами по уровню музыкального развития в классе являются такие ученики как Басюк Алина, Прусакова Карина, Стадник Василиса и Стадник Варвара. Эти ученики отличаются повышенным вниманием, умением работать самостоятельно и в коллективе. Эти девочки посещают вокальный ансамбль в школе.

Слабо занимаются на уроке музыки такие ученики как Рассказова Карина, Писарькова Юлия, Радионов Вадим и Костючек Ярослав. Это объясняется тем, что данные ученики отличаются рассеянностью, часто отвлекаются на уроках, во время восприятия музыки предпочитают нарушать дисциплину.

Большинство учеников имеют средний уровень музыкального развития.


Выводы и рекомендации:

Для повышения музыкального уровня в 3 классе необходимо больше материала, особенно связанного с восприятием и музицированием давать в игровой увлекательной форме, ставить перед учащимися проблемные вопросы эвристического характера, а также разрабатывать больше творческих заданий, вызывающих у учащихся живой интерес к преподаваемому музыкальному материалу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!