СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Почвы» Предмет: Кубановедение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: познакомить учащихся с видами почв Краснодарского края, их значении для окружающей среды и деятельности человека

Развивающие:  развивать устную речь, мышление, память, совершенствовать кругозор, воображение, логические навыки обучающихся

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к окружающей среде, почвам, воспитывать дисциплинированность, аккуратность, любознательность

Просмотр содержимого документа
««Почвы» Предмет: Кубановедение»

Дата: 25 сентября 2020 г.

Предмет: Кубановедение

Класс: 4 «А» Учитель: Л.Н. Бакулина

Студентка: Кошевая Елизавета

Технологическая карта

Тема занятия


«Почвы»

Тип занятия

Открытие новых знаний

Цель занятия

Создать условия для формирования у учащихся представлении о почвах Краснодарского края, их видах и отличиях.

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с видами почв Краснодарского края, их значении для окружающей среды и деятельности человека

Развивающие: развивать устную речь, мышление, память, совершенствовать кругозор, воображение, логические навыки обучающихся

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к окружающей среде, почвам, воспитывать дисциплинированность, аккуратность, любознательность

Планируемые результаты

УУД

Предметные умения:Уметь отличать почвы, знать типы почв, иметь представление о значении почв для окружающей среды и сельскохозяйственной деятельности человека

Личностные результаты

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения

УУД

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; развивать умение высказывать свое предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексиюПознавательные :определять цель деятельности с помощью учителя; на основе анализов объекта делать выводы. Коммуникативные : развивать умение слушать и понимать других; уметь работать в группе; оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование


Учебник Кубановедение 4 класс, карточки, карта Краснодарского края, иллюстрации.







Сценарий урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие и проверка рабочего места

Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Евгеньевна и урок кубановедения проведу у вас я.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.


-Проверьте, все ли готово к уроку – учебник, тетрадь, дневник и пенал. Отлично, думаю, мы готовы приступить к занятию.

- Здравствуйте

Проверяют все ли готово к уроку

Актуализация знаний

-Кто скажет, какая тема была на прошлом уроке?

-Молодцы.

- Сейчас несколько человек будут работать по карточка, а остальные работают со мной .

Работа по карточкам. Раздаю 4 учащимся карточки.

Содержание карточек: Ответьте на вопросы.

1.По имени этой реки часто называют наш край.

2.Самое большое водохранилище Краснодарского края

3.Напиши моря, омывающие территорию Краснодарского края

4. Самая большая равнина края?

5. Самый крупный приток Кубани?


Фронтальная работа с классом

-Ребята, кто сможет ответить какие 2 группы водоемов нам известны?

-Хорошо, что называют естественным водоемом?

-Какие вы знаете естественные водоемы в Краснодарском крае?

-А искусственные?


-Молодцы, ребята. И последний вопрос,


– Какие реки Краснодарского края могут служить источниками энергии?

-Отлично. Я вижу вы хорошо усвоили прошлую тему и желаю чтобы новая тема так же запомнилась вам, ведь она очень интересная

На прошлом уроке мы изучали тему «Использование и охрана водоемов»








- нам известны искусственные и естественные водоемы

- естественным водоемом называют моря, реки, озера

- естественные водоемы в Краснодарском крае – это Чёрное и Азовское море, река Кубань

- искуственные водоемы это водохранилища, пруды, каналы

У нас есть Кубанское водохранилище

- Горные реки Краснодарского края обладают большим запасом энергии.

Выявление места и причины затруднения

Вступительная беседа. Подготовка к восприятию материала

-А чтобы узнать название новой темы, послушайте о чем идет речь в стихотворении.

Сказала лопата:

Земля - чтобы рыть.

Ботинки сказали:

Земля - чтоб ходить.

А люди сказали:

Земля - чтобы жить.


- О какой земле идёт речь? (о почве)

- Мы поговорим сегодня о почвах Краснодарского края, узнаем её состав, какими свойствами обладает, какое значение имеет для жизни растений и животных.

Итак, тема нашего урока: «Почва»

Кто-нибудь знает что такое почва? Где мы можем узнать значение этого слова?

-Верно. Почва – это верхний слой земной коры.

Рассказ учителя.

- Природа нашего края богата и разнообразна. Географы называют Краснодарский край музеем природы, потому что, проехав с севера на юг, можно познакомиться с большим разнообразием природных комплексов.

Почвы - одно из важнейших природных богатств Краснодарского края.

С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

Ведь еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Работа по карте Краснодарского края.

Черноземные, песчаные, глинистые, торфяно-болотные, пойменные, серые лесные и другие.

Посмотрите на карту Краснодарского края. Давайте вспомним как обозначаются равнины, горы?

Равнины – зеленым

Горы – коричневым

Взгляните на карту – чего у нас в крае больше?

Равнин, верно. А как вы думаете, почва на равнинах и в горах будет одинаковая?

А как думаете, почему разные?

Сегодня мы это и узнаем на уроке.

Беседа по иллюстрации.

- Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (на доске рисунок)

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

- А как вы понимаете это слово – плодородие?

Верно. Плодородие почвы – это способность обеспечивать растения водой и питанием. Это очень долгий процесс, а разрушить его можно легко. Именно поэтому надо беречь почву и любить природу.

- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы?

-Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

- Как вы думаете, в нашем крае плодородная почва или нет?

-Какие бывают почвы?

-Да, дети. Чернозем один из видов почв, а еще есть: бурозем, краснозем, дерново-подзолистые и торфяно-болотные почвы.










О почве

- почва – это верхний слой земной коры


- узнать о почве и ее значении для всего живого

- узнать о почвах поможет наш учебник по Кубановедению









Равнины – зеленым

Горы – коричневым




Равнин

Нет

Не знаем





В тёмной почве содержится больше питательных веществ.


Плодородие почвы – это способность обеспечивать растения водой и питанием

Плодородие почвы зависит от наличия в ней органического вещества.

Да

Чернозем

Построение проекта выхода из ситуации

Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 24.

-Давайте ознакомимся с информацией, которую нам дают учебники. (читает учащийся, остальные слушают)

Работа по тексту.

-Какие почвы в нашем крае?


-На каких почвах хорошо растет пшеница, подсолнечник, сахарная свекла?


-На каких почвах возделывают рис?


-В каких почвах содержится большое количество перегноя?


-Хорошо, ребята.


-Посмотрите на стр. 25 есть карта и скажите:


-Какой вид почвы наиболее распространен?

-А каких почв меньше всего?

-слушают учителя и отвечают на вопросы.



- в нашем крае распространены черноземы

- именно на черноземе хорошо растет пшеница, подсолнечник и др

- возделывают рис на луговых или болотных почвах

- большое количество перегноя содержится в серых лесных, бурые горно лесные


Чернозем более распрастронен.

Желтозем

Физ.минутка

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)

И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)

Выполняют действия, которые скажет учитель.

Реализация построенного проекта

Работа по учебнику.

-Давайте прочитаем на странице 25 для чего нам нужны почвы.

-Что зависит от плодородия почвы?

-Что нужно делать для защиты почвы от истощения?

-Какой вывод можно сделать? Почвы – это важно?

-Подумайте что мы с вами можем делать для защиты почвы? (слушаю мнение учащихся )


От плодородия почвы зависит наш урожай

Для защиты почвы от истощения нужно задерживать влагу на полях, вносить удобрения, избавляться от сорняков

Почвы это важно.



Включение в систему знаний

Работа по рабочей тетради

-Откройте рабочую тетрадь на странице 6.

-Давайте устно выполним задание вместе:

Объясни, как ты понимаешь высказывание русского ученого В.В. Докучаева: «Почва дороже золота»?

-Сейчас мы разберем задачу. (Читаю сначала я, потом спрашиваю учащегося, которые читает еще раз)

Образование почв происходит очень медленно. Например, за 1000 лет — 20 см. За сколько лет образуется 1 сантиметр почвы?

-Итак, что нам нужно найти в задаче?

-Как мы сможем это сделать?

-Верно, запишите решение задачи у себя в рабочей тетради, а кто-то один выйдет, и запишет на доске. Мы сравним, так ли у всех получилось.

Решение: 1000:20=50 (лет) — за столько лет образуется 1 см почвы.

Ответ: 50 лет.

-Молодцы!




Плодородная почва дает хороший урожай, а это большое богатство.



- в задаче нужно найти за сколько лет образуется 1 сантиметр почвы

- чтобы узнать как образуется 1 сантиметр почвы, нам нужно разделить количество лет на количество сантиметров

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа с проверкой

Следующе задание вы сделаете самостоятельно. Вам нужно ответить на вопрос:

-Какие типы почв встречаются в нашем крае?

Запишите в тетради, а потом мы проверим.

-Кто прочитает мне свои ответы на вопрос.


Работают в рабочей тетради

Черноземы, луговые и болотные почвы, каштановые, серые, лесные, бурые почвы, горно-лесные, желтозёмы.

Итог урока

Рефлексия

-Что узнали сегодня нового?

- Что же такое почва?

- Из чего она состоит?

- Какие почвы преобладают в Краснодарском крае?

- Каково значение почвы в жизни растений и животных?





-Ребята, на столах у вас лежат карточки, оцените свою деятельность на уроке.

«Сегодня мы узнали …

Теперь я могу …

Было трудно …

Я вижу большинство, закончили этот урок с хорошим настроением и довольны собой. Это отлично.

Мы узнавали о почвах, их видах и для чего они нужны

Почва – это верхний слой земной коры.

Чернозем, лесные, бурые виды почв запомнились.

Почва очень важна для растений и животных, так как она плодородна и дает питательные вещества растениям и животным.



Оценивают свою работу на уроке

Домашнее задание

-Откройте дневник, запишите домашнее задание.

-Вам нужно подумать и разработать два знака на тему «Охрана почв».

-Молодцы, урок окончен!

Записывают домашнее задание в дневники.



Подпись учителя _____________________ Бакулина Л.Н

Подпись методиста ___________________ Белоглазова Е.Н






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!