СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Почва - живая земля" презентация к занятию кружка "Мир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет дошкольникам понять почему почву называют "живой" землей.

Просмотр содержимого документа
«"Почва - живая земля" презентация к занятию кружка "Мир вокруг нас"»

Почва – живая земля

Почва – живая земля

Письмо Детям «Чудо чадо» От гнома Что это?

Письмо

Детям «Чудо чадо»

От гнома

Что это?

Загадка   Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут

Загадка

Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут

Земля

Земля

ЗЕМЛЯ КОРМИТ И РАДУЕТ НАС

ЗЕМЛЯ КОРМИТ И РАДУЕТ НАС

Почва – верхний слой земли, который питает и кормит растение

Почва – верхний слой земли, который

питает и кормит растение

Глина СОСТАВ ПОЧВЫ Песок  Минеральные соли Живые организмы  Вода и воздух Остатки растений и животных

Глина СОСТАВ ПОЧВЫ Песок

Минеральные соли

Живые организмы

Вода и воздух

Остатки растений и

животных

Песчаная почва

Песчаная почва

Глинистая почва

Глинистая почва

Почву, богатую перегноем называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета.

Почву, богатую перегноем называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета.

Почва в разрезе Плодородный слой земли Песок Подземные воды Глины

Почва в разрезе

Плодородный слой земли

Песок

Подземные воды

Глины

Физкультминутка Отдохнем — и снова в путь!  Нам советует наш крот:  — Станет талия осиной,  Если будем наклоняться  Влево — вправо десять раз.  Вот Дюймовочки слова:  — Чтоб была спина пряма,  Поднимайтесь на носочки,  Словно тянетесь к цветочкам.  Раз, два, три, четыре, пять,  Повторите-ка опять:  Раз, два, три, четыре, пять.  Если будешь прыгать, бегать,  Проживешь ты много лет.  Раз, два, три, четыре, пять.  Повторите-ка опять:  Раз, два, три, четыре, пять.  Дала нам сказка отдохнуть!  Отдохнули?  Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

Физкультминутка

Отдохнем — и снова в путь! Нам советует наш крот: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево — вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения.)

Практическая работа

Практическая работа

Исследуем почву.  Опыт №1  Что спрятано в комочке? Приготовьте два комочка земли. Один комочек пусть лежит не тронутым.  Другой комочек осторожно потрогайте. Какая земля в комочке? Посмотрите на комочек через увеличительное стекло. Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через  лупу , что спряталось в вашем комочке?  В комочке есть корешки,  камешки и т. д.

Исследуем почву. Опыт №1 Что спрятано в комочке?

  • Приготовьте два комочка земли.
  • Один комочек пусть лежит не тронутым.
  • Другой комочек осторожно потрогайте.
  • Какая земля в комочке?
  • Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.
  • Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через  лупу , что спряталось в вашем комочке?

В комочке есть корешки,

камешки и т. д.

Исследуем состав почвы  Опыт №2  В земле есть воздух?  Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.   - Что вы наблюдаете? (Из комочка побежали маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.) - Где же был воздух? (Воздух был в комочке земли). - Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом. Какой вывод можно сделать? В почве есть воздух

Исследуем состав почвы Опыт №2 В земле есть воздух?

Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

  - Что вы наблюдаете?

(Из комочка побежали маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

- Где же был воздух? (Воздух был в комочке земли).

- Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

  • Какой вывод можно сделать?

В почве есть воздух

Исследуем состав почвы.  Опыт №3  Есть ли в земле вода?  В чистую сухую металлическую емкость я положила комочек почвы.  – Я зажгу свечку, и буду держать емкость с почвой на огне.  – Что происходит с почвой? – Она согревается.  – Подержу над емкостью чистую сухую линзу.  Через некоторое время показываю линзу детям.  – Что произошло с линзой?  – Линза запотела. –   Подержу линзу еще немножко.  Что это за капельки появились на линзе?  Это вода.  Сделайте вывод – есть вода в почве или нет?  Вода есть в почве

Исследуем состав почвы. Опыт №3 Есть ли в земле вода?

В чистую сухую металлическую емкость я положила комочек почвы.

 – Я зажгу свечку, и буду держать емкость с почвой на огне.

 – Что происходит с почвой?

– Она согревается.

 – Подержу над емкостью чистую сухую линзу.

Через некоторое время показываю линзу детям.

 – Что произошло с линзой?

 – Линза запотела.

  Подержу линзу еще немножко.

Что это за капельки появились на линзе?

Это вода.

Сделайте вывод – есть вода в почве или нет?

Вода есть в почве

Исследуем цвет почвы.  Опыт №4  Изменяется ли цвет почвы после дождя?  – Изменяется ли цвет почвы после дождя? – Каким становится цвет?   Темным, черным.

Исследуем цвет почвы. Опыт №4 Изменяется ли цвет почвы после дождя?

 – Изменяется ли цвет почвы после дождя?

– Каким становится цвет?

  Темным, черным.

Физкультминутка Это легкая забава - повороты вправо, влево, ( повороты туловища вправо, влево ) Нам известна всем давно –  там стена, а там окно!  Приседаем быстро, ловко, ( приседания )  здесь видна уже сноровка.  Чтобы мышцы развивать, надо чаще приседать!  А теперь ходьба на месте,  это тоже интересно, ( ходьб а) Мы размяться все успели  и на место снова сели !

Физкультминутка

Это легкая забава - повороты вправо, влево, ( повороты туловища вправо, влево )

Нам известна всем давно –

там стена, а там окно!

Приседаем быстро, ловко, ( приседания )

здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

надо чаще приседать!

А теперь ходьба на месте,

это тоже интересно, ( ходьб а)

Мы размяться все успели

и на место снова сели !

Исследуем структуру почвы.  Опыт № 5  Посади «дерево» в сухую глину, песок.   – Возьмите палочку в одну руку, а другой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок. –   Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину.  – Во что легче было посадить “дерево”, в глину или песок?  – В глину мы не сумели посадить “дерево”. Сухая глина твердая, как камень. - В песке палочка легко растолкнула песчинки, ведь они лежат отдельно. А вот частички глины крепко склеены между собой, поэтому вам и не удалось растолкнуть их.

Исследуем структуру почвы. Опыт № 5 Посади «дерево» в сухую глину, песок.

  – Возьмите палочку в одну руку, а другой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок.

  Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину.

 – Во что легче было посадить “дерево”, в глину или песок?

 – В глину мы не сумели посадить “дерево”. Сухая глина твердая, как камень.

- В песке палочка легко растолкнула песчинки, ведь они лежат отдельно. А вот частички глины крепко склеены между собой, поэтому вам и не удалось растолкнуть их.

Исследуем структуру почвы.  Опыт № 6  Что лучше пропускает воду песок или глина?   Польем по очереди песок и глину. - Где быстрее впиталась вода?  В песке. - Почему? Кто может объяснить? Ответы детей. Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду. - Какими стали песок и глина после полива? Мокрыми.

Исследуем структуру почвы. Опыт № 6 Что лучше пропускает воду песок или глина?

Польем по очереди песок и глину.

- Где быстрее впиталась вода?

В песке.

- Почему? Кто может объяснить?

Ответы детей.

Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.

- Какими стали песок и глина после полива?

Мокрыми.

Исследуем проницаемость почвы.  Опыт № 7  Что лучше пропускает воду песок или глина?   Опыт проводится аналогично предыдущему. – Вот почему человек поливает землю, если она сухая, когда сажает растения. Во влажную землю сажать легче.

Исследуем проницаемость почвы. Опыт № 7 Что лучше пропускает воду песок или глина?

Опыт проводится аналогично предыдущему.

– Вот почему человек поливает землю, если она сухая, когда сажает растения. Во влажную землю сажать легче.

Почву можно назвать «живой» землей. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений . Народ придумал о земле пословицы и поговорки.  - Поле труд любит. - Кто не сеет, тот не жнет. - Земелька черная, а хлеб белый родит. - Землю пахать, не в бабки играть. - Земля любит навоз, а лошадь овес. - Земля не уродит – никто не наградит. - Добрая земля больше поднимет. - Своя земля и в горсти мила.

Почву можно назвать «живой» землей. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений .

Народ придумал о земле пословицы и поговорки.

- Поле труд любит.

- Кто не сеет, тот не жнет.

- Земелька черная, а хлеб белый родит.

- Землю пахать, не в бабки играть.

- Земля любит навоз, а лошадь овес.

- Земля не уродит – никто не наградит.

- Добрая земля больше поднимет.

- Своя земля и в горсти мила.

Рефлексия    – Мы сегодня много узнал о почве. Так из каких слоев состоит почва?  - Кто живет в почве?  - Что содержится в почве? (воздух, вода)  - Меняется ли цвет после дождя?(да, становится темнее).  - Что лучше пропускает воду песок или глина?(песок). Чернозем Песок глина

Рефлексия

– Мы сегодня много узнал о почве. Так из каких слоев состоит почва?

- Кто живет в почве?

- Что содержится в почве? (воздух, вода)

- Меняется ли цвет после дождя?(да, становится темнее).

- Что лучше пропускает воду песок или глина?(песок).

Чернозем

Песок

глина

Физкультминутка Подрастает зернышко — потянулось к солнышку. ( Потянулись )  С ветерком оно играет, ветерок его качает, ( руки вверх, качаемся ) К земле низко прижимает  ( наклоны туловища ) — вот как весело играет!  ( прогнулись, присели .)

Физкультминутка

Подрастает зернышко — потянулось к солнышку.

( Потянулись ) С ветерком оно играет, ветерок его качает,

( руки вверх, качаемся )

К земле низко прижимает

( наклоны туловища ) —

вот как весело играет! 

( прогнулись, присели .)

ЗАДАНИЯ Выучи 2 любых пословицы о земле.   Нарисуй кого-нибудь из

ЗАДАНИЯ

  • Выучи 2 любых пословицы о земле.
  •   Нарисуй кого-нибудь из "подземного жителей« по своему желанию.
 «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете»  МОЛОДЕЦ!

«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете»

МОЛОДЕЦ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!