Фестиваль проектов по продвижению детской книги и чтения
«Книги открывают сердца»
»Проект
«По следам народных сказок»
Подготовила: Нургалиева Г.Р.,
педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №1 г. Мамадыш»
г. Мамадыш, 2020 г.
Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…
Сергей Королев
Обоснование актуальности проекта
В настоящее время актуальной проблемой всех развитых стран мира становится воспитание читающего поколения. По итогам исследований Аналитического центра выяснилось: несмотря на все старания, чтение в России идёт на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. 52 % россиян не покупают книг, не читают – 37 %, а 34 % населения России вовсе не имеет дома книг.
Есть ли выход? Есть ли сила, способная изменить положение? Есть! Золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском, и даже не в библиотечном кармане, а в кармане читающего родителя. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию с чтением в стране к лучшему. Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. А первые книги, когда ребенок приходит в библиотеку, это- сказки.
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где он учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего школьного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Для повышения интереса к народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей был разработан проект «По следам народных сказок »
Проблема
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему. К детям в гости приходит сказочный персонаж - колобок. Он рассказывает детям, что он очень любит свою сказку, но ему бы хотелось узнать, какие еще сказки есть на белом свете, где живут сказки и кто их придумывает. Ребята предложили помочь колобку, показать ему наши сказки. Но вот, кто их придумывает и сколько на свете сказок, дети не знали. Мы решили отправиться с колобком в сказочное путешествие и все узнать.
Цель проекта :
Формирование интереса у детей к народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи младших школьников посредством сказки.
Задачи проекта
Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.;
Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки;
Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников;
Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности при передаче содержания сказки.;
Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок ;
Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности;
Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности;
Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;
Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через народные сказки;
Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения;
Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты и эффекты:
Проявление взаимопомощь в совместной коллективной деятельности;
Повышение читательской компетентности учащихся и культуры семейного чтения;
Формирование умения воспринимать сказку не только как развлечение, но и как источник знаний;
Установление традиции семейного чтения;
Знание учащимися персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; умение пересказывать содержание сказок;
Развитие познавательного интереса и любознательности, коммуникативных навыков, творческих способностей;
Соединение традиционных и интерактивных средств и форм работ с целью тренировки мыслительной деятельности учащихся, сохранения здравого рассудка, умения преодолевать трудности, уверенно вести диалог;
Оформление в класс- кабинетах уголков чтения.
Целевая аудитория: администрация, педагог-библиотекарь, педагоги, учащиеся 1-х классов, родители.
Механизм реализации проекта
1 этап (I четверть 2020-2021уч.г.) – подготовительный (моделирующий)
Проведение теоретического исследования «Что знают дети о народных сказках»;
Изучение опыта работы коллег – библиотекарей по теме проекта;
Разработка проекта и его презентация администрации, педагогам, учащимся и родителям (законным представителям) на общешкольном собрании;
Разработка нормативно-правовой базы проекта «По следам народных сказок»;
Утверждение программы на педагогическом совете.
2-й этап ( II-III четверть 2020-2021 уч. г.)-практически-экспериментальный
Апробация и корректировка проекта «По следам народных сказок»;
Проведение мероприятий по плану;
Закрепление в годовом плане библиотеки системы работы по развитию чтения школьников.
3-й этап ( IV четверть 2020-2021уч.г.) – аналитико-обобщающий.
Отчет по проекту на педагогическом совете;
Информирование профессионального сообщества о проекте;
Статья в СМИ, на сайт школы;
Информационные сообщения по проекту и обобщение опыта реализации программы «По следам народных сказок».
План мероприятий
проекта по продвижению народных сказок и семейного чтения
«По следам народных сказок» (1-ые классы)
№ п/п | Название мероприятия | Срок проведения | Место проведения | Ответственный исполнитель |
1 | Родительские собрания «По следам народных сказок в большую дорогу жизни…» (1а, 1б, 1 в классы) | Сентябрь-ноябрь 2020 г. | Кабинеты | Администрация, педагог-библиотекарь, классные руководители |
2 | Анкетирование родителей «Сказки в жизни вашего ребенка. Старт.» | Педагог-библиотекарь, классные руководители |
3 | Буклет «Сказка – ложь, да в нем намек…» |
4 | Торжественное открытие проекта «По следам народных сказок!» (посвящение в читатели) | Октябрь, 2020 г. | Актовый зал (9 кабинет) | Администрация, педагог- библиотекарь, классные руководители |
5 | Виртуальная выставка фотографий «Читаем сказки всей семьей» (1-ые классы) | Октябрь, 2020 г. | Сайт школы | Педагог-библиотекарь, классные руководители, родители |
6 | Интегрированные занятия по сказкам ( развитие речи и лепка из пластилина и соленого теста) | Ноябрь, 2020 г.- март, 2021 г. | кабинеты |
7 | Беседы с детьми на темы: «Что такое сказка», «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой», «Кто пишет сказки?» | Ноябрь, 2020 г.- март, 2021 г. | кабинеты | Педагог-библиотекарь, классные руководители, родители |
8 | Фестиваль сказок «Волшебный рюкзачок» (1-ые классы) | Январь-март, 2021 г. | Кабинеты | Администрация, педагог-библиотекарь, классные руководители 1-х классов |
9 | Литературная викторина посвященная Неделе детской и юношеской книги «Сундучок со сказками» (1-ые классы) | Март-апрель, 2021 г. | Кабинеты | Родители, учащиеся, педагог-библиотекарь, классные руководители |
10 | Конкурс рисунков “Сказки- это классно!” (1-ые классы) | Апрель, 2021 г. | 1 этаж | Учащиеся, родители, педагог-библиотекарь, классные руководители |
13 | Повторное анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка. Финиш.» | Апрель, 2021 г. | Кабинеты | Педагог-библиотекарь, классные руководители |
14 | Выставка творческих работ детей: Что за прелесть эти сказки» | Официальная группа в соц. сети «Вконтакте» |
15 | Драматизация народных сказок | Май, 2021 г. | Кабинеты | Родители, учащиеся, педагог-библиотекарь, классные руководители |
16 | Оформление лэпбуков по сказкам писателей | Апрель-май, 2021 г. | Кабинеты | Родители, учащиеся, педагог-библиотекарь, классные руководители |
17 | Выставка совместных рисунков родителей и детей «Моя любимая сказка» | Май, 2021 г. | Кабинеты | Родители, учащиеся, педагог-библиотекарь, классные руководители |
18 | Торжественное закрытие проекта «По следам народных сказок!» | Май, 2021 г. | Актовый зал (9 кабинет) | Администрация, педагог-библиотекарь, классные руководители |
Используемые статьи:
Аргунова А.Е. Партнерство семьи и библиотеки в продвижении книги и чтения [текст]. -2014. -№2. –С.52-57.
Волкова, Татьяна Васильевна. Читаем всей семьёй / Т. В. Волкова // Современная библиотека. - 2014. - № 7. - С. 76-79.
Извекова, Т. И. К чему приучишь, то и получишь [Текст]/ Т. И. Извекова // Современная библиотека. – 2017. – № 1. – С. 78-79.
Клименова, Лидия. Читают родители - читают дети / Л. Клименова // Библиополе. - 2015. - № 4. - С. 2-5.
Очирова, Эржена. Тайны хранятся в «волшебном рюкзачке» / Э. Очирова, Л. Самбуева // Библиотека. - 2014. - № 7. - С. 31-33: фот.
Синигаева, Е. Ф. Всей семьёй в библиотеку! [Текст] / Е. Ф. Синигаева // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 5. – С. 22-31.
Используемая литература:
В тридевятом царстве [Текст]/ М.: Эксмо, 2010. – 608с.
Волшебный мир сказок [Текст] / художн. О.И. Коминарец. – М.: Дрофа – Плюс; Полиграф – Проект, 2011. – 320с.: ил.
Десять сказок [Текст]/ худож. В.Бритвин. – М.: Дет.лит., 2008. – 158с.: ил. – (Школьная библиотека)
С. Исмәгыйлева. Халык авыз иҗаты мәктәптә. Алабуга, 2005
Сент-Экзюпери, А. де Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Пер. с фр. ННФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 299 с.: ил. (Внеклассное чтение)
Шәймәрданов, Ә.Н. Хуҗиәхмәтов. Татар милли педагогикасы. Казан “Мәгариф” нәшрияты, 2007.
Р.Ягъфәров. Татар балалар фольклоры. Казан «Мәгариф” нәшрияты, 1999 ел