СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По следам народных сказок

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект по продвижению  народных сказок и семейного чтения

Просмотр содержимого документа
«По следам народных сказок»

Фестиваль проектов по продвижению детской книги и чтения

«Книги открывают сердца»

»Проект

«По следам народных сказок»



Подготовила: Нургалиева Г.Р.,

педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №1 г. Мамадыш»

г. Мамадыш, 2020 г.






Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце

Сергей Королев


Обоснование актуальности проекта

В настоящее время актуальной проблемой всех развитых стран мира становится воспитание читающего поколения. По итогам исследований Аналитического центра выяснилось: несмотря на все старания, чтение в России идёт на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. 52 % россиян не покупают книг, не читают – 37 %, а 34 % населения России вовсе не имеет дома книг.

Есть ли выход? Есть ли сила, способная изменить положение? Есть! Золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском, и даже не в библиотечном кармане, а в кармане читающего родителя. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию с чтением в стране к лучшему. Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. А первые книги, когда ребенок приходит в библиотеку, это- сказки.

Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где он учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего школьного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Для повышения интереса к народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей был разработан проект «По следам народных сказок »

Проблема

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему. К детям в гости приходит сказочный персонаж - колобок. Он рассказывает детям, что он очень любит свою сказку, но ему бы хотелось узнать, какие еще сказки есть на белом свете, где живут сказки и кто их придумывает. Ребята предложили помочь колобку, показать ему наши сказки. Но вот, кто их придумывает и сколько на свете сказок, дети не знали. Мы решили отправиться с колобком в сказочное путешествие и все узнать.

Цель проекта :

Формирование интереса у детей к народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи младших школьников посредством сказки.


Задачи проекта

  • Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.;

  • Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки;

  • Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников;

  • Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности при передаче содержания сказки.;

  • Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок ;

  • Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности;

  • Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности;

  • Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;

  • Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через народные сказки;

  • Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения;

  • Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты и эффекты:

  • Проявление взаимопомощь в совместной коллективной деятельности;

  • Повышение читательской компетентности учащихся и культуры семейного чтения;

  • Формирование умения воспринимать сказку не только как развлечение, но и как источник знаний;

  • Установление традиции семейного чтения;

  • Знание учащимися персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; умение пересказывать содержание сказок;

  • Развитие познавательного интереса и любознательности, коммуникативных навыков, творческих способностей;

  • Соединение традиционных и интерактивных средств и форм работ с целью тренировки мыслительной деятельности учащихся, сохранения здравого рассудка, умения преодолевать трудности, уверенно вести диалог;

  • Оформление в класс- кабинетах уголков чтения.

Целевая аудитория: администрация, педагог-библиотекарь, педагоги, учащиеся 1-х классов, родители.

Механизм реализации проекта

1 этап  (I четверть 2020-2021уч.г.) – подготовительный (моделирующий)

  • Проведение теоретического исследования «Что знают дети о народных сказках»;

  • Изучение опыта работы коллег – библиотекарей по теме проекта;

  • Разработка проекта и его презентация администрации, педагогам, учащимся и родителям (законным представителям) на общешкольном собрании;

  • Разработка нормативно-правовой базы проекта «По следам народных сказок»;

  • Утверждение программы на педагогическом совете.

 2-й этап ( II-III четверть 2020-2021 уч. г.)-практически-экспериментальный

  • Апробация и корректировка проекта «По следам народных сказок»;

  • Проведение мероприятий по плану;

  • Закрепление в годовом плане библиотеки системы работы по развитию чтения школьников.

 3-й этап ( IV четверть 2020-2021уч.г.) – аналитико-обобщающий.

  • Отчет по проекту на педагогическом совете;

  • Информирование профессионального сообщества о проекте;

  • Статья в СМИ, на сайт школы;

  • Информационные сообщения по проекту и обобщение опыта реализации программы «По следам народных сказок».















План мероприятий

проекта по продвижению народных сказок и семейного чтения

«По следам народных сказок» (1-ые классы)

п/п

Название мероприятия

Срок проведения

Место проведения

Ответственный исполнитель

1

Родительские собрания «По следам народных сказок в большую дорогу жизни…»

(1а, 1б, 1 в классы)

Сентябрь-ноябрь

2020 г.

Кабинеты

Администрация, педагог-библиотекарь, классные руководители

2

Анкетирование родителей

«Сказки в жизни вашего ребенка. Старт.»

Педагог-библиотекарь, классные руководители

3

Буклет «Сказка – ложь, да в нем намек…»

4

Торжественное открытие проекта «По следам народных сказок!» (посвящение в читатели)

Октябрь, 2020 г.

Актовый зал

(9 кабинет)

Администрация, педагог- библиотекарь, классные руководители

5

Виртуальная выставка фотографий

«Читаем сказки всей семьей»

(1-ые классы)

Октябрь, 2020 г.

Сайт школы

Педагог-библиотекарь,

классные руководители, родители

6

Интегрированные занятия по сказкам ( развитие речи и лепка из пластилина и соленого теста)


Ноябрь,

2020 г.- март, 2021 г.

кабинеты

7

Беседы с детьми на темы: «Что такое сказка», «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой», «Кто пишет сказки?»

Ноябрь,

2020 г.- март, 2021 г.

кабинеты

Педагог-библиотекарь,

классные руководители, родители

8

Фестиваль сказок

«Волшебный рюкзачок»

(1-ые классы)

Январь-март, 2021 г.

Кабинеты

Администрация, педагог-библиотекарь, классные руководители

1-х классов

9

Литературная викторина посвященная Неделе детской и юношеской книги «Сундучок со сказками»

(1-ые классы)

Март-апрель, 2021 г.

Кабинеты

Родители, учащиеся, педагог-библиотекарь, классные руководители

10

Конкурс рисунков

“Сказки- это классно!”

(1-ые классы)

Апрель,

2021 г.

1 этаж

Учащиеся,

родители, педагог-библиотекарь, классные руководители

13

Повторное анкетирование родителей

«Сказка в жизни вашего ребенка. Финиш.»

Апрель,

2021 г.

Кабинеты

Педагог-библиотекарь, классные руководители

14

Выставка творческих работ детей: Что за прелесть эти сказки»


Официальная группа

в соц. сети «Вконтакте»

15

Драматизация народных сказок

Май,

2021 г.

Кабинеты

Родители, учащиеся, педагог-библиотекарь, классные руководители

16

Оформление лэпбуков по сказкам писателей

Апрель-май, 2021 г.

Кабинеты

Родители, учащиеся, педагог-библиотекарь, классные руководители

17

Выставка совместных рисунков родителей и детей «Моя любимая сказка»

Май,

2021 г.

Кабинеты

Родители, учащиеся, педагог-библиотекарь, классные руководители

18

Торжественное закрытие проекта

«По следам народных сказок!»

Май, 2021 г.

Актовый зал

(9 кабинет)

Администрация, педагог-библиотекарь, классные руководители


Используемые статьи:


  1. Аргунова А.Е. Партнерство семьи и библиотеки в продвижении книги и чтения [текст]. -2014. -№2. –С.52-57.

  2. Волкова, Татьяна Васильевна. Читаем всей семьёй / Т. В. Волкова // Современная библиотека. - 2014. - № 7. - С. 76-79.

  3. Извекова, Т. И. К чему приучишь, то и получишь [Текст]/ Т. И. Извекова // Современная библиотека. – 2017. – № 1. – С. 78-79.

  4. Клименова, Лидия. Читают родители - читают дети / Л. Клименова // Библиополе. - 2015. - № 4. - С. 2-5.

  5. Очирова, Эржена. Тайны хранятся в «волшебном рюкзачке» / Э. Очирова, Л. Самбуева // Библиотека. - 2014. - № 7. - С. 31-33: фот.

  6. Синигаева, Е. Ф. Всей семьёй в библиотеку! [Текст] / Е. Ф. Синигаева // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 5. – С. 22-31.


Используемая литература:


  1. В тридевятом царстве [Текст]/ М.: Эксмо, 2010. – 608с.

  2. Волшебный мир сказок [Текст] / художн. О.И. Коминарец. – М.: Дрофа – Плюс; Полиграф – Проект, 2011. – 320с.: ил.

  3. Десять сказок [Текст]/ худож. В.Бритвин. – М.: Дет.лит., 2008. – 158с.: ил. – (Школьная библиотека)

  4. С. Исмәгыйлева. Халык авыз иҗаты мәктәптә. Алабуга, 2005

  5. Сент-Экзюпери, А. де Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Пер. с фр. ННФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 299 с.: ил. (Внеклассное чтение)

  6. Шәймәрданов, Ә.Н. Хуҗиәхмәтов. Татар милли педагогикасы. Казан “Мәгариф” нәшрияты, 2007.

  7. Р.Ягъфәров. Татар балалар фольклоры. Казан «Мәгариф” нәшрияты, 1999 ел


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!