ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
"КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: "ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА. ПЛОЩАДЬ КВАДРАТА"
Составитель: учитель математики I категории
Самойлова Л.П.
2018 г.
ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА. ПЛОЩАДЬ КВАДРАТА
МАТЕМАТИКА, 5 КЛАСС
Цель: формирование у учащихся умений записи и объяснения формул для вычисления площадей прямоугольника и квадрата и навыков решения задач; развитие самостоятельности, логического мышления, вычислительных навыков; воспитание положительного отношения к учению, интереса к математике.
Оборудование: кубик-экзаменатор; таблицы «Латинский алфавит», «Формулы», «Квадраты чисел»; задача интересной игротеки, выражение А. В. Суворова; кий, мерные ленты (рулетки).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
Выявление непонятным для некоторых учеников моментов в изученном материале.
Рапорт ассистента учителя о наличии домашних работ и обмен тетрадей.
Анализ проверенных работ.
III. Актуализация опорных знаний, навыков и умений учащихся.
Учитель. Как говорил выдающийся полководец А. В. Суворов: «Математика - гимнастика для ума». Итак этим и займемся!
Интересная игротека
Задача 1. Вместо знака «?» Запишите число.
1)
2)
3)
Розв'язання
(12 + 3) • 4 = 60. Тогда (8 + 5) • 6 = 78.
(18 - 7 - 5) : 2 = 3. Тогда (40 - 12 - 4) : 3 = 8.
(13 + 14 - 20 - 4) : 3 = 1.
Тогда (7 + 14 - 5 - 0) : 8 = 2.
Ответ. 1) 78; 2) 8; 3) 2.
Задача 2. Удалите лишнее слово:
ТРЕУГОЛЬНИК
ПРЯМОУГОЛЬНИК
ЛИНЕЙКА
КВАДРАТ
Ответ. ЛИНЕЙКА.
Задача 3. Вычислить: (Китайский бильярд)
1) 82; 2) 53;
3) 01; 4) 1002;
5) 33; 6) 24.
Ответ. 1) 64; 2) 125; 3) 0; 4) 10 000; 5) 27; 6) 16.
Задача 4. Сформулируйте свойства умножения, записанные на гранях кубика-экзаменатора. На гранях кубика надписи:
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Все вы - умники! Поэтому прошу вашей помощи в решении проблемы: сколько нужно краски, чтобы обновить пол в кабинете математики? В то же время перенесемся на десяток лет вперед и решим задачу, которую решают строители, каменщики, завхозы и не только!
Возможно, вы воспользуетесь таблицей «Формулы», пригласите справку или инструменты...
Ученики создают бригады, выбирают бригадиров ( «главных специалистов»), составляют план действий, распределяют обязанности. После выступлений бригадиров учитель напоминает правила соревнования; предоставляет справку (на 1 м2 расходуется от 180 г до 201 г краски, а при бережливости - не более 180 г!); выдает рулетки (по две на бригаду), проводит инструктаж по их безопасному применению.
Учитель. Как вы. наверное, догадались тема урока - площадь прямоугольника и квадрата. «Зашифруем» ее с помощью формул: S = аb, S = а2.
(Ученики проговаривают формулы, объясняют значение букв, входящих в них.)
Учитель. Пожелаем успехов друг другу в выполнении практической работы и решении проблемы. Решение бригадиры пишут на досках, члены бригад - в тетрадях.
(Члены бригад измеряют длину и ширину класса. Данные записывают на доске.)
Дано: а = 8 м, b = 6 м,
на 1 м2 - 180 г.
Найти: т — массу краски.
Решение
8 • 6 = 48 (м2) — площадь пола;
48 • 180 = 8640 (г) — масса краски.
Ответ. 8 кг 640 г.
V. Решение задач.
Устное решение.
1. По таблице «Формулы» решения трех основных задач на применение формулы площади
прямоугольника.
2. Задачи на нахождение площади квадрата с использованием таблицы квадратов чисел.
Письменное решение.
Задача 1. Периметр прямоугольника равен 162 дм, а его длина - 47 дм. Найдите площадь прямоугольника.
Решение
162 : 2 = 81 (дм) — сумма длины и ширини
прямокутника;
81 — 47 = 34 (дм) — ширина прямоугольника;
3) 47 • 34 = 1598 (дм2) — площадь прямоугольника.
Ответ. 1598 дм2.
Задача 2. Периметр квадрата равен 96 см. Найдите его площадь.
Решение
96 : 4 = 24 (см) — длина стороны квадрата;
242 = 576 (см2) — площадь квадрата.
Ответ. 576 см2.
VI. Домашнее задание.
Кроме задач по учебнику учащиеся получают долгосрочное творческое задание - сочинить сказку по теме урока.
VII. Итог урока.
Игра «Микрофон» (ученики отвечают на вопросы учителя в импровизированный микрофон):
• Каковы ваши впечатления от урока?
• Что могло быть лучше?
• Чему научился лично ты?
• Что полезного, интересного было на уроке лично для тебя?