СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планируем профориентационное наставничество

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Программа рассматривает индивидуальное профориентационное наставничество как одну из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации воспитанников детского дома;

принцип преемственности «детский дом – ПОУ- предприятие» позволит выстроить профессиональную траекторию от ранней профориентации  до трудоустройства

Просмотр содержимого документа
«Планируем профориентационное наставничество»

ПРОГРАММА

индивидуального профориентационного наставничества

Если вы удачно выберете труд и
      вложите в него всю свою душу,
      то счастье вас отыщет.
      К.Д. Ушинский


«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, 
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
 
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
 
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
 

К. Д. Ушинский. 


Программа составлена в соответствии и Соглашением о сотрудничестве с акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания», целью которого является организация сотрудничества в области формирования информационной и адаптационной среды для профессиональной ориентации воспитанников детских домов, на основании п.4 Соглашения (п.4 «С целью координации совместной деятельности Стороны могут формировать краткосрочные и долгосрочные программы совместных мероприятий и программ»).


Описание проблемы

Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Воспитанникам детского дома необходимы значимые взрослые, состоявшиеся в профессии, как модели поведения, образцы, которые стали бы для них ориентиром в профессиональном самоопределении.

Анализ профориентационной работы совместно с АО «Дальневосточная генерирующая компания» по Программе профессиональной адаптации воспитанников детского дома выявил необходимость качественно другого подхода: индивидуальной работы по профессиональной адаптации  воспитанников.


Актуальность программы заключается в следующем:

  • Программа рассматривает индивидуальное профориентационное наставничество как одну из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации воспитанников детского дома;

  • принцип преемственности «детский дом – ПОУ- предприятие» позволит выстроить профессиональную траекторию от ранней профориентации до трудоустройства;

  • программа позволит выстроить гибкие взаимоотношения с работодателем.



Цель программы: создание условий для социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома через развитие индивидуального профориентационного наставничества.

Задачи программы:

  • Сформировать пары «воспитанник-наставник» и «выпускник-наставник» с целью приобретения подростками и молодыми людьми профессионального, социального и общекультурного опыта

  • Создать у подростков максимально чёткие и конкретные представлений об

основных видах профессий конкретной отрасли и конкретного предприятия, содержании и характере труда работников, специалистов

  • Развивать инструменты ранней профессионализации через профессиональные пробы

  • Приобщать воспитанников к корпоративной культуре предприятия

  • Приобщать воспитанников к культуре труда

  • Развивать и укреплять интерес к будущей профессии



Срок реализации: с сентября по июль года

Целевая группа: воспитанники от 13 лет и выпускники детского дома

Социальный партнёр: филиал АО ДГК «Хабаровская генерация», Хабаровская ТЭЦ-1, Березовская ТЭЦ-3.

Пояснительная записка:

Социально-профессиональная адаптация — процесс приспособления молодёжи к будущей профессии в период обучения. Процесс социально-профессиональной адаптации, можно подразделить на четыре этапа: подготовка к труду в семье и школе, выбор профессии, профессиональна подготовка, начало трудовой деятельности.

Социально-профессиональная адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок приобщается к бытовому труду и социально-значимой деятельности.

Для подростков, изъявивших желание после школы учиться в ПОУ, процесс адаптации продолжается в этом учебном заведении, после окончания ПОУ — непосредственно на работе в производственных условиях на предприятии, в организации, учреждении.

Одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации воспитанников детского дома является индивидуальное профориентационное наставничество.

Под индивидуальным профориентационным наставничеством подразумевается:

- регулярное взаимодействие конкретного специалиста с конкретным воспитанником (1 раз в месяц);

- включение в ту или иную социальную профессиональную группу, трудовой коллектив через участие в спортивно-досуговых мероприятиях;

–включение воспитанников в трудовой процесс на рабочих местах через профессиональные пробы;

- знакомство с правилами поведения, действующим в трудовом коллективе, целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными, между смежными подразделениями, возможностями для повышения общеобразовательного и профессионального уровня, формами стимулирования лучших работников;

- знакомство с возможностью участия в общественной жизни, художественной самодеятельности, спортивно-массовой работе и т. д.;

- знакомство с возможностями, которые открываются при трудоустройстве на предприятия отрасли нашего региона;

- помощь найти себя, выразить себя, именно через построение карьеры на предприятиях, увидеть свою перспективу именно в развитии отрасли нашего региона и самовыражении как личности в этом развитии;

- знакомство с традициями торжественного посвящения в стажёры, рабочие, вручение трудовой книжки, первой зарплаты и т. д.

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает "окунуться" в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. В процессе профессиональных проб воспитанники знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности), приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки. Цель организации профессиональных проб — создание условий для профессионального самоопределения воспитанников старшего возраста.

Профессиональная проба может проводиться:

  • Концентрированно (непрерывным циклом в каникулярное время)

  • Рассредоточено (параллельно с обучением)


Механизм сотрудничества с социальными партнёрами:

  • Заключение договора о прохождении воспитанниками профессиональной пробы, стажировки на предприятии, в организации

  • Трудоустройство


План реализации программы:

Содержание деятельности профориентационного Наставника


Сроки

Встречи пар (1 раз в месяц), которые включают в себя профориентационное взаимодействие:



1. Экскурсия на предприятие.

Цель:

  • рассказать наставляемому о деятельности предприятия, важности предприятия и производства для города, края, региона;

  • познакомить со структурой предприятия: цеха, административное здание, медицинский блок, столовая, спортивный зал и т.д.

  • познакомить с традициями коллектива, предприятия, льготами, Доской почёта, профессиональным праздником и т.д.)

Ноябрь-Декабрь

2. Знакомство с профессией.

Цель:

  • рассказать о профессии: в чём заключается содержание деятельности, место профессии в общем цикле производства, предприятия, условия труда, история своего пути в профессию и т.д.;

  • экскурсия на рабочее место: знакомство с рабочим местом, оборудованием, коллегами и т.д.

  • дать возможность «прикоснуться» к профессии: померить спецодежду, рассмотреть и подержать в руках инструменты и т.д.

Январь

3. Профессиональные пробы (4 пробы с разными видами деятельности по одной профессии):

Цель:

  • Создать условия, чтобы подросток мог "окунуться" в профессию

Февраль

Март

Апрель

Май

4. Фотосессия во время профессиональных проб с целью визуализации образа в профессии

Февраль-май

5. Итоговое совместное мероприятие

Июнь

6.Содействие в прохождении производственной практики (если наставляемый обучается в ПУ)

По необходимости

7.Содействие в трудоустройстве (если наставляемый окончил ПУ, получил профессию)

По необходимости

8.Оказание поддержки в период профессиональной адаптации на производстве (если наставляемый окончил ПУ, получил профессию)

По необходимости

9. Личное общение:

-встречи в детском доме;

- общение по телефону;

- общение в соцсетях;

-совместное участие в спортивно-досуговых мероприятиях трудового коллектива;

-построение планов профессионального обучения (выбор учреждения, специальности);

- помощь в учёбе (если наставляемый обучается в ПУ).

Ноябрь-июнь

Ожидаемый результат:

- устойчивое желание воспитанников получить профессиональное образование, связанное с отраслью;

- устойчивое желание воспитанников трудиться на предприятиях отрасли;

- развитие профориентационного наставничества;

- увеличение количества волонтеров – наставников, готовых включиться в работу по профориентационному наставничеству;

- наличие воспитанников, поступивших в ПОУ на специальности отрасли, предприятия;

- наличие воспитанников, трудоустроенных на предприятия отрасли.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!