ПРОГРАММА
индивидуального профориентационного наставничества
Если вы удачно выберете труд и
вложите в него всю свою душу,
то счастье вас отыщет.
К.Д. Ушинский
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К. Д. Ушинский.
Программа составлена в соответствии и Соглашением о сотрудничестве с акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания», целью которого является организация сотрудничества в области формирования информационной и адаптационной среды для профессиональной ориентации воспитанников детских домов, на основании п.4 Соглашения (п.4 «С целью координации совместной деятельности Стороны могут формировать краткосрочные и долгосрочные программы совместных мероприятий и программ»).
Описание проблемы
Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Воспитанникам детского дома необходимы значимые взрослые, состоявшиеся в профессии, как модели поведения, образцы, которые стали бы для них ориентиром в профессиональном самоопределении.
Анализ профориентационной работы совместно с АО «Дальневосточная генерирующая компания» по Программе профессиональной адаптации воспитанников детского дома выявил необходимость качественно другого подхода: индивидуальной работы по профессиональной адаптации воспитанников.
Актуальность программы заключается в следующем:
Программа рассматривает индивидуальное профориентационное наставничество как одну из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации воспитанников детского дома;
принцип преемственности «детский дом – ПОУ- предприятие» позволит выстроить профессиональную траекторию от ранней профориентации до трудоустройства;
программа позволит выстроить гибкие взаимоотношения с работодателем.
Цель программы: создание условий для социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома через развитие индивидуального профориентационного наставничества.
Задачи программы:
Сформировать пары «воспитанник-наставник» и «выпускник-наставник» с целью приобретения подростками и молодыми людьми профессионального, социального и общекультурного опыта
основных видах профессий конкретной отрасли и конкретного предприятия, содержании и характере труда работников, специалистов
Развивать инструменты ранней профессионализации через профессиональные пробы
Приобщать воспитанников к корпоративной культуре предприятия
Приобщать воспитанников к культуре труда
Развивать и укреплять интерес к будущей профессии
Срок реализации: с сентября по июль года
Целевая группа: воспитанники от 13 лет и выпускники детского дома
Социальный партнёр: филиал АО ДГК «Хабаровская генерация», Хабаровская ТЭЦ-1, Березовская ТЭЦ-3.
Пояснительная записка:
Социально-профессиональная адаптация — процесс приспособления молодёжи к будущей профессии в период обучения. Процесс социально-профессиональной адаптации, можно подразделить на четыре этапа: подготовка к труду в семье и школе, выбор профессии, профессиональна подготовка, начало трудовой деятельности.
Социально-профессиональная адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок приобщается к бытовому труду и социально-значимой деятельности.
Для подростков, изъявивших желание после школы учиться в ПОУ, процесс адаптации продолжается в этом учебном заведении, после окончания ПОУ — непосредственно на работе в производственных условиях на предприятии, в организации, учреждении.
Одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации воспитанников детского дома является индивидуальное профориентационное наставничество.
Под индивидуальным профориентационным наставничеством подразумевается:
- регулярное взаимодействие конкретного специалиста с конкретным воспитанником (1 раз в месяц);
- включение в ту или иную социальную профессиональную группу, трудовой коллектив через участие в спортивно-досуговых мероприятиях;
–включение воспитанников в трудовой процесс на рабочих местах через профессиональные пробы;
- знакомство с правилами поведения, действующим в трудовом коллективе, целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными, между смежными подразделениями, возможностями для повышения общеобразовательного и профессионального уровня, формами стимулирования лучших работников;
- знакомство с возможностью участия в общественной жизни, художественной самодеятельности, спортивно-массовой работе и т. д.;
- знакомство с возможностями, которые открываются при трудоустройстве на предприятия отрасли нашего региона;
- помощь найти себя, выразить себя, именно через построение карьеры на предприятиях, увидеть свою перспективу именно в развитии отрасли нашего региона и самовыражении как личности в этом развитии;
- знакомство с традициями торжественного посвящения в стажёры, рабочие, вручение трудовой книжки, первой зарплаты и т. д.
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает "окунуться" в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. В процессе профессиональных проб воспитанники знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности), приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки. Цель организации профессиональных проб — создание условий для профессионального самоопределения воспитанников старшего возраста.
Профессиональная проба может проводиться:
Концентрированно (непрерывным циклом в каникулярное время)
Рассредоточено (параллельно с обучением)
Механизм сотрудничества с социальными партнёрами:
Заключение договора о прохождении воспитанниками профессиональной пробы, стажировки на предприятии, в организации
Трудоустройство
План реализации программы:
Содержание деятельности профориентационного Наставника | Сроки |
Встречи пар (1 раз в месяц), которые включают в себя профориентационное взаимодействие: | |
1. Экскурсия на предприятие. Цель: рассказать наставляемому о деятельности предприятия, важности предприятия и производства для города, края, региона; познакомить со структурой предприятия: цеха, административное здание, медицинский блок, столовая, спортивный зал и т.д. познакомить с традициями коллектива, предприятия, льготами, Доской почёта, профессиональным праздником и т.д.) | Ноябрь-Декабрь |
2. Знакомство с профессией. Цель: рассказать о профессии: в чём заключается содержание деятельности, место профессии в общем цикле производства, предприятия, условия труда, история своего пути в профессию и т.д.; экскурсия на рабочее место: знакомство с рабочим местом, оборудованием, коллегами и т.д. дать возможность «прикоснуться» к профессии: померить спецодежду, рассмотреть и подержать в руках инструменты и т.д. | Январь |
3. Профессиональные пробы (4 пробы с разными видами деятельности по одной профессии): Цель: Создать условия, чтобы подросток мог "окунуться" в профессию | Февраль Март Апрель Май |
4. Фотосессия во время профессиональных проб с целью визуализации образа в профессии | Февраль-май |
5. Итоговое совместное мероприятие | Июнь |
6.Содействие в прохождении производственной практики (если наставляемый обучается в ПУ) | По необходимости |
7.Содействие в трудоустройстве (если наставляемый окончил ПУ, получил профессию) | По необходимости |
8.Оказание поддержки в период профессиональной адаптации на производстве (если наставляемый окончил ПУ, получил профессию) | По необходимости |
9. Личное общение: -встречи в детском доме; - общение по телефону; - общение в соцсетях; -совместное участие в спортивно-досуговых мероприятиях трудового коллектива; -построение планов профессионального обучения (выбор учреждения, специальности); - помощь в учёбе (если наставляемый обучается в ПУ). | Ноябрь-июнь |
Ожидаемый результат:
- устойчивое желание воспитанников получить профессиональное образование, связанное с отраслью;
- устойчивое желание воспитанников трудиться на предприятиях отрасли;
- развитие профориентационного наставничества;
- увеличение количества волонтеров – наставников, готовых включиться в работу по профориентационному наставничеству;
- наличие воспитанников, поступивших в ПОУ на специальности отрасли, предприятия;
- наличие воспитанников, трудоустроенных на предприятия отрасли.