ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Планирование самостоятельной игровой деятельности детей, ориентированной на формирование интеллектуальной активности и интеллектуальных качеств дошкольников»
Выполнила:
Исаргакова А.Р.
воспитатель I категории
2019
Актуальность проблемы. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.
В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.
Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения отвечает актуальной задаче.
Классики русской педагогики В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним.
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и по всякой другой относятся слова А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.
Вид проекта: инновационный педагогический проект.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить роль дидактической игры как одной из форм организации обучения детей в детском саду;
- выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Объектом – является воспитательно – образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – систематическое исследование дидактических игр, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что включение дидактических игр в воспитательно – образовательный процесс будет способствовать наилучшему развитию интеллектуальных способностей дошкольников и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
-наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
-использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;
-диагностика развития детей;
-включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;
-анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.
Условия:
-обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
-правильное определение главной цели дидактической игры;
-необходимость сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
-использовать в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.
Новизна: заключается в том, что дидактическая игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом;
-учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой);
-наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию качества предметов.
Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми.
Познавательная значимость состоит в том, что:
-в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т.д.);
-соблюдение правил и игровых действий;
-применяется личностном – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.
Ожидаемый результат к концу реализации проекта.
Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.
Внедрение нетрадиционных способов поможет расширить технический диапазон возможностей детей, а так же обеспечит высокий уровень эмоциональности и творческой активности детей.
Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности позволяет максимально реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки |
I ЭТАП – аналитико – прогностический (подготовительный) |
Подготовительные мероприятия | 1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого- педагогической литературы. 2. Внедрение передового педагогического опыта по проблеме развития интеллектуально-творческих способностей детей. 3. Использование инновационных образовательных технологий и анализ программ по пред школьному образованию. 4. Повышение квалификации педагога. 5. Выявление уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 3-7лет. 6. Разработка перспективного плана работы. 7 Проведение диагностики интеллектуально-творческих способностей детей. 8. Создание соответствующей предметно-развивающей среды. | | 1 год работы по проекту |
II ЭТАП – рабочий (внедренческий) |
БЛОК – работа с детьми |
Социально – личностное развитие |
Ребенок и окружающий мир |
Социализация Д/и «Чудесный мешочек»; Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Кто больше вспомнит»; Д/и «Что было до …»; Д/и «Узнай чей лист»; Д/и «Найди игрушку»; Д/и «Найди похожую»; Д/и «Расскажи про свой узор»; Д/и «Мастерская ковров»; Д/и «Художник»; Д/и «Путешествие по комнате». | Безопасность Д/и «Путешествие»; Д/и «Где что можно делать»; Д/и «Пешеходы и транспорт»; Д/и «Дорожные знаки»; Д/и «Правила поведения»; Д/и «Собери светофор»; Д/и «Говорящие дорожные знаки»; Д/и «Знай и выполняй правила движения». |
Познавательно-речевое развитие |
ФЭМП Д/и «Сложи узор»; Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»; Д/и «Спортсмены строятся»; Д/и «Какая фигура следующая?»; Д/и «Сравни»; Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Сходства-отличия»; Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Когда это бывает?»; Д/и «Где что лежит?» Д/и «Подбери по форме»; Д/и «Какой цифры не стало?»; Д/и «Пройди к домику». | Развитие речи Д/и «Найди нестандартную фигуру»; Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»; Д/и «Назови группу одним словом»; Д/и «Чем отличаются?»; Д/и «Чего не стало?»; Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Похвалялись звери»; Д/и «Чудесный мешочек»; Д/и «Узнай по описанию»; Д/и «Лабиринты»; Д/и «Назови правильно»; Д/и «Назови ласково»; Д/и «Оденем куклу на прогулку»; Д/и «Назови части предметов»; Д/и «Олины помощники»; Д/и «Необычная песенка». |
Художественно-эстетическое развитие |
Художественное творчество Д/и «На что это похоже»; Д/и «Волшебная краска»; Д/и «Собери букет»; Д/и «Раскрась по образцу»; Д/и «Большие - маленькие»; Д/и «Дорисуй»; Д/и «Чего не хватает?». | Музыкальное творчество Д/и «Музыканты»; Д/и «Угадай инструмент»; Д/и «Кто быстрее»; Д/и «Делай как я»; Д/и «Учись танцевать»; Д/и «Музыкальные загадки». |
Циклы занятий Игры на развитие речи: «Пустите в теремок», «Подбери по форме»», «Кто больше назовёт?» «Закончи предложение», «Похоже – не похоже», «Кто пойдёт – пусть возьмёт» Игры на ориентировку в пространстве: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Художник», «Путешествие по комнате». Игры по безопасности: «Пешеходы и транспорт», «Дорожные знаки», «Где что можно делать?», «Автомобиль», «Польза и вред», «Какой знак спрятан?». Игры для развития художественного творчества: «Собери букет», «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Раскрась по образцу». Игры с геометрическими фигурами, цифрами: «Геометрическая мозаика», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовёт?», «Уберём цифры»», «Задумай число», «Сосчитай, не ошибись», Игры по ознакомлению детей с окружающим: «Парашютисты», «Времена года», «Школа», «Мышеловка», «Кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Музыка для кукол», «Что из чего сделано?». | Учить слушать и понимать короткие рассказы; -формировать эмоциональную отзывчивость; -способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность; -развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь. Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность; -закреплять пространственные представления(слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади(за), далеко, близко, между, рядом; -формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. Расширять представления детей о правилах дорожного движения; -формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину; -формировать элементар- ные представления о способах взаимодействия с растениями и животными; -учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении; -знакомить с правилами поведения в лесу. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал; -формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества; -учить рисовать любую игрушку; -развивать познавательные способности. Расширять знания о геометрических фигурах; -упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника; -дать понятие об образовании чисел в пределах 10; -знакомить с цифрами в пределах 10; -формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей. Научить детей сравнивать и группировать предметы; -закреплять умение выделять характерные признаки предметов; -научить использовать предметы в быту и в труде в соответствии с их назначением; -развивать слух, внимание и навыки звукоподражания; -учить согласовывать движения со звуками; -развивать интерес к музыкальным инструментам; -углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса. | Просмотр эпизодов сказок; составление с детьми сказки по схеме; индивидуальная работа; НОД. Прогулка, самостоятельная деятельность, беседа. НОД, Прогулка, Индивидуальная работа, беседа. Свободная игровая деятельность, НОД, Организация игр вне занятий. Индивидуальная работа, НОД, Прогулка, Самостоятельная деятельность, Загадывание загадок. НОД, Совместная игровая деятельность. | 2-3 год работы по проекту (младший дошкольный возраст) 3-5 год работы по проекту (старший дошкольный возраст) |
БЛОК – работа с родителями |
1. Предварительная работа | Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми | Анкетирование, беседы | |
2. Повышение педагогической культуры родителей | Обогащение родительского опыта по развитию интеллектуально - творческих способностей детей | Консультации и беседы | В течение всего периода |
3. «Успехи детей» | Показ достижений детей | «День открытых дверей» | 2 раза в год |
3. БЛОК – работа с педагогами |
1. Выступление на педагогическом совете | Повышение общей культуры педагогического коллектива | Доклады, презентации | В течение всего периода |
2. Выступление на РМО, на конференции в МРИО | Обобщение опыта работы | Доклады, «Мастер - класс», публикации | В течение всего периода |
III ЭТАП – коррекционный (внедренческий) |
1. Анализ и корректировка | Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми | | В конце каждого учебного года |
IV ЭТАП – обобщающий |
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей. | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом | В конце каждого учебного года |
2. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати |
Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.
ВЫВОДЫ
Зная, что для успешного освоения программы дошкольного обучения, нужно не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию интеллектуальных способностей детей пришла к следующему выводу: проведение дидактических игр способствует умственному развитию способностей детей.
У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Литература
1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 2015 г.;
2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие дошкольников» - М., 1984;
3. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 2016 г. № 10;
4. Иванова Н.И. «Воображение и творчество детей»//Дошкольное воспитание – 2017 г. № 10;
5. Косенко Н.Т. «Формирование творческой активности в игре»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;
6. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение, 1992 г.;
7. М.В.Рыбакова. Практики социализации в образовательной среде в условиях современного общества: теоретико-методологические подходы и эмпирические исследования: коллективная монография / научн. ред.– М.: Издательство «Перо», 2017.
8 Савенков Л.И. «Детская одаренность в познавательной сфере»// Дошкольное воспитание – 1988 г., № 5-6;
9. Семяшкина Н.И. «Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте»// Начальная школа, 2017 г. № 2;
10. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г.;
11. Эльконин Д.Б. «Символика и её функции в игре детей»// Дошкольное воспитание –1966 г., № 3.