СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по музыке по обновленному ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование по музыке по обновленному ФГОС»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).

Модуль «Музыка в жизни человека»

Красота и вдохновение. 

Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.

Музыкальные пейзажи.

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.

Музыкальные портреты.

Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.

Какой же праздник без музыки?

Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.

Музыка на войне, музыка о войне.

Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)

Модуль «Народная музыка России»

Край, в котором ты живёшь.

Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты

Русский фольклор.

Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)

Русские народные музыкальные инструменты.

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.

Сказки, мифы и легенды

Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Модуль «Музыкальная грамота»

Весь мир звучит.

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.

Звукоряд.

Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы

Ритм.

Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта

Ритмический рисунок.

Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

Высота звуков.

Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации.(диезы, бемоли, бекары).

Модуль "Классическая музыка"

Композиторы — детям.

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш

Оркестр.

Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром.

Музыкальные инструменты. Форте­пиано.

Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синте­затор).

Музыкальные инструменты. Флейта.

Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра.

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.

Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.

Модуль "Духовная музыка"

Песни верующих.

Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.

Модуль "Музыка народов мира"

Музыка наших соседей.

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).

Модуль "Музыка театра и кино"

Музыкальная сказка на сцене, на экране.

Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

- на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;

- с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

- воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

- выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению.

Вербальная коммуникация:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- готовить небольшие публичные выступления;

Совместная деятельность (сотрудничество):

- стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

- переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

- с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;

- осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;

- имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;

- с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:

Модуль «Музыка в жизни человека»:

- исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;

- воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);

- осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.

Модуль  «Народная музыка России»:

- определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

- группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

- различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;

- создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

- исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;

- участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

Модуль  «Музыкальная грамота»:

- классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;

- различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;

- различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;

- различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;

- исполнять и создавать различные ритмические рисунки;

- исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Классическая музыка»:

- различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

- различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

- различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

- исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;

- воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

Модуль «Духовная музыка»:

- определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;

- исполнять доступные образцы духовной музыки;

- уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).

Модуль «Музыка народов мира»:

- различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;

- определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

- различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);

Модуль «Музыка театра и кино»:

- определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);

- различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;

- различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;

- отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

















2022/2023 учебный год

Календарно-тематическое планирование (музыка, 1 класс)


урока по порядку

урока в разделе/теме

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока фактически

Музыкальная грамота – (5 ч.)

1

1

Весь мир звучит




2

2

Звукоряд. Интонация




3

3

Ритм. Ритмический рисунок




4

4

Музыкальный язык




5

5

Музыкальная форма




Народная музыка России – (6 ч.)

6

1

Край, в котором ты живёшь




7

2

Русский фольклор




8

3

Русские народные музыкальные инструменты




9

4

Жанры музыкального фольклора




10

5

Фольклор народов России




11

6

Народные праздники




Музыка народов мира – (6 ч.)

12

1

Музыка наших соседей




13

2

Кавказские мелодии и ритмы




14

3

Музыка народов Европы




15

4

Музыка Испании и Латинской Америки




16

5

Музыка Средней Азии




17

6

Диалог культур




Духовная музыка – (4 ч.)

18

1

Звучание храма




19

2

Песни верующих




20

3

Искусство Русской православной церкви




21

4

Религиозные праздники




Классическая музыка – (3 ч.)

22

1

Композитор – исполнитель - слушатель




23

2

Композиторы - детям




24

3

Музыкальные инструменты




Современная музыкальная культура – (3 ч.)

25

1

Современные обработки классической музыки




26

2

Электронные музыкальные инструменты




27

3

Исполнители современной музыки




Музыка театра и кино – (3 ч.)

28

1

Музыкальная сказка на сцене, на экране




29

2

Театр оперы и балета




30

3

Кто создаёт музыкальный спектакль?




Музыка в жизни человека – (3 ч.)

31

1

Красота и вдохновение




32

2

Какой же праздник без музыки?




33

3

Главный музыкальный символ





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!