Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класса разработана на основе требований к планируемым результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы МБОУ Хор – Тагнинская СОШ, реализующей ФГОС на уровне начального общего образования.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане – обязательная часть.
Уровень подготовки учащихся – базовый.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа – 4 часа в неделю (136 часов в год).
Рабочая программа направлена на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы начального общего образования по литературному чтению, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ –компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, освоения смыслового чтения и работы с текстом.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Планируемы результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Требования к подготовке уровня обучающихся 3 класса
Учащиеся должны знать/уметь:
Обучающиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
- читать наизусть шесть – семь стихотворений и два – три отрывка из прозы;
- определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
- самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
- работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- пользоваться справочной литературой
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
- различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
- сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
Обучающиеся должны знать:
- наизусть не менее 15 стихотворений;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
Предметные результаты изучения предметной области «Литературное чтение» должны отражать:
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодичес- кая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброже-лательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечест-венной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литера-туры, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 65-80 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
отличать поэтический текст от прозаического;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказ; (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Выпускник получит возможность научится:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Личностные УУД:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Предметные УУД:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. Е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Коммуникативные УУД:
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Вводный урок. (1 ч). Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете.(4ч) Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество. (14ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь. (11ч)
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели.(24 ч)
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь.(6 ч)
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки. (8ч)
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы.(10ч)
М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь.(6ч)
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое.(16ч)
М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;
В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха.»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь.(8ч)
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок.(12ч)
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».(8ч)
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой», Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература.(8ч)
Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Само-стоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Коррекционная работа
Развитие устойчивого внимания, памяти, речи.
Развитие словесно – логического мышления, лексики, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения, навыка чтения.
Развитие навыка чтения, словарного запаса, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения, понимания смысла прочитанного, самоконтроля, работоспособности, памяти.
Развитие памяти, словесно – логического мышления, навыка чтения, смысловой догадки, устойчивости и концентрации внимания, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи.
Развитие словесно – логического мышления, техники чтения, лексико – грамматического строя речи, памяти, приёмов смысловой обработки текста, устойчивости и концентрации внимания. Развитие памяти, техники чтения, самоконтроля, понимания смысла прочитанного
Развитие памяти, техники чтения, самоконтроля, понимания смысла прочитанного Развитие устойчивости и концентрации внимания, словесно – логического мышления, техники чтения
Развитие словесно – логического мышления, лексики, устойчивости и концентрации внимания, речи, техники чтения
Развитие техники чтения, памяти, понимания смысла прочитанного, самоконтроля.
Развитие устойчивости и концентрации внимания, словесно – логического мышления, техники чтения.
Развитие памяти, словесно – логического мышления, навыка чтения, смысловой догадки, устойчивости и концентрации внимания, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Учебники 1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). 2. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). |
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Коррекционная работа |
план | факт |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1 | | | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | |
Самое великое чудо на свете (4 часа) |
2 | | | Знакомство с названием раздела. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматри-вать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выпол-нении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в со-держании учебника. Пользовать-ся словарём в конце учебника. |
3 | | | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | 1 |
4 | | | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
5 | | | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | 1 |
Устное народное творчество (14 часов) |
6 | | | Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела. | 1 | Ориентироваться в учебнике по лите-ратурному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотно-сить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и приме-нять систему условных обозначений при выполнении заданий. Нахо-дить нужную главу и нужное произ-ведение в содержании учебника. Пользоваться словарём в конце учебника. Различать малые жанры устного народного творчества. На-ходить созвучные окончания в текс-тах, а также слова, которые помогают представить героя произведения. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
7 | | | Русские народные песни. | 1 |
8 | | | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 |
9 | | | Произведения прикладного искусст-ва: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 |
10 | | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 2 |
11 | | | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый волк». | 3 |
12 | | | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 2 |
13 | | | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. | 1 |
14 | | | КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») | 1 |
15 | | | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | 1 |
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов). |
16 | | | Люблю природу русскую знакомство с разделом. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Нахо-дить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения. Читать произведения вслух с посте-пенным переходом на чтение про себя. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в школьной библиотеке. |
17 | | | Проект «Как научиться читать сти-хи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). | 1 |
18 | | | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 |
19 | | | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 |
20 | | | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 |
21 | | | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 1 |
22 | | | И. Никитин «Встреча зимы». | 1 |
23 | | | И. Суриков «Детство». | 1 |
24 | | | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины приро-ды в лирическом стихотворении. | 1 |
25 | | | Путешествие в Литературную стра-ну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 1») | 1 |
26 | | | Оценка достижений. | 1 | |
Великие русские писатели (24 часа). |
27 | | | Великие русские писатели. Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозна-чениями видов деятельности Чи-тать произведения вслух с постепен-ным переходом на чтение про себя. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в школьной библиотеке. |
28 | | | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | 1 |
29 | | | А. Пушкин. Лирические стихотворения. | 1 |
30 | | | А. Пушкин «Зимнее утро». | 1 |
31 | | | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | 5 |
32 | | | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художест-венным текстом. | 1 |
33 | | | И. Крылов. Подготовка сочинения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 |
34 | | | И. Крылов «Мартышка и Очки». | 1 |
35 | | | И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | 1 |
36 | | | И. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 |
37 | | | М. Лермонтов. Статья В. Воскобой-никова. Подготовка сочинения на основе статьи. | 1 |
38 | | | М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко..». | 1 |
39 | | | М. Лермонтов «Утёс», «Осень». | 1 |
40 | | | Детство Л. Толстого (из воспомина-ний писателя). Подготовка сочинения. | 1 |
41 | | | Л. Толстой «Акула». | 1 |
42 | | | Л. Толстой «Прыжок». | 1 |
43 | | | Л. Толстой «Лев и собачка». | 1 |
44 | | | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается воды из моря?». Сравнение текстов. | 1 |
45 | | | Оценка достижений. | 1 |
46 | | | Литературный праздник. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | 1 |
Поэтическая тетрадь № 2 (6 часов). |
47 | | | Поэтическая тетрадь № 2. Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозна-чениями видов деятельности. Чи-тать произведения вслух с постепен-ным переходом на чтение про себя. |
48 | | | Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором». | 1 |
49 | | | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 |
50 | | | К. Бальмонт «Золотое слово». | 1 |
51 | | | И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. | 1 |
52 | | | Развивающий час. Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 2». Оценка достижений. | 1 |
Литературные сказки (8 часов). |
53 | | | Литературные сказки. Знакомство с название раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозна-чениями видов деятельности. Харак-теризовать героев произведений, со-относить качества с героями. Соот-носить пословицу и текст, опреде-лять последовательность событий, составлять план. Пересказы-вать прочитанное (по иллюстрациям, по плану, от лица героя). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
54 | | | Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). | 1 |
55 | | | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 1 |
56 | | | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 2 |
57 | | | В. Одоевский «Мороз Иванович». | 2 |
58 | | | Оценка достижений. Контрольная работа. КВН. Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». | 1 |
Были-небылицы (10 часов). |
59 | | | Были-небылицы. Знакомство с названием раздела. | 1 | Читать произведения вслух с посте-пенным переходом на чтение про себя. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в школьной библиотеке. |
60 | | | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 2 |
61 | | | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 3 |
62 | | | А. Куприн «Слон». | 3 |
63 | | | Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. | 1 |
Поэтическая тетрадь № 1 (6 часов). | |
64 | | | Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
65 | | | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1 |
66 | | | А. Блок «Ветхая избушка». | 1 |
67 | | | А. Блок «Сны», «Ворона». | 1 |
68 | | | С. Есенин «Черёмуха». | 1 |
69 | | | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь № 1». Оценка достижений. | 1 |
Люби живое (16 часов). | |
70 | | | Люби живое. Знакомство с названи-ем раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Характеризовать героев произведений, соотносить качества с героями. Соотносить пословицу и текст, определять последовательность событий, составлять план. Пересказывать прочитанное (по иллюстрациям, по плану, от лица героя). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
71 | | | М. Пришвин «Моя Родина». Заголо-вок – «входная дверь» в текст. Со-чинение на основе художественного текста. | 1 |
72 | | | И. Соколов – Микитов «Листопадничек». | 2 |
73 | | | В. Белов «Малька провинилась». | 1 |
74 | | | В. Белов «Ещё раз про Мальку». | 1 |
75 | | | В. Бианки «Мышонок пик». | 2 |
76 | | | Б. Житков «Про обезьянку». | 3 |
77 | | | В. Дуров «Наша Жучка». | 1 |
78 | | | В. Астафьев «Капалуха». | 1 |
79 | | | В. Драгунский «Он живой и светится..». | 1 |
80 | | | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Обобщение по разде-лу «Люби живое». Оценка достижений. | 2 |
Поэтическая тетрадь № 2 (8 часов). |
81 | | | Поэтическая тетрадь № 2. Знаком-ство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
82 | | | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». | 1 |
83 | | | А. Барто «Разлука». | 1 |
84 | | | А. Барто «В театре». | 1 |
85 | | | С. Михалков «Если», «Рисунок». | 1 |
86 | | | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 |
87 | | | «Крестики-нолики». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2». Оценка достижений. | 2 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов). |
88 | | | Собирай по ягодке – наберёшь ку-зовок. Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Характеризовать героев произведений, соотносить качества с героями. Соотносить пословицу и текст, определять последовательность событий, составлять план. Пересказывать прочитанное (по иллюстрациям, по плану, от лица героя). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
89 | | | Б. Шергин «Собирай по ягодке –наберёшь кузовок». Особенности заголовка произведения. | 1 |
90 | | | А. Платонов «Цветок на земле». | 2 |
91 | | | А. Платонов «Ещё мама». | 2 |
92 | | | М. Зощенко «Золотые слова». | 1 |
93 | | | М. Зощенко «Великие путешествен-ники». | 1 |
94 | | | Н. Носов «Федина задача». | 1 |
95 | | | Н. Носов «Телефон». | 1 |
96 | | | В. Драгунский «Друг детства». | 1 |
97 | | | Урок – конкурс по разделу «Соби-рай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений. | 1 |
По страницам детских журналов (8 часов). |
98 | | | По страницам детских журналов. Знакомство с названием раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозна-чениями видов деятельности. Харак-теризовать героев произведений, соотносить качества с героями. Со-относить пословицу и текст, опреде-лять последовательность событий, составлять план. Пересказы-вать прочитанное (по иллюстрациям, по плану, от лица героя). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
99 | | | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 |
100 | | | Ю. Ермолаев «Проговорился». | 1 |
101 | | | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | 1 |
102 | | | Г. Остер «Вредные советы». | 1 |
103 | | | Г. Остер «Как получаются легенды». | 1 |
104 | | | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 |
105 | | | Читательская конференция «По страницам журналов». Оценка достижений. | 1 |
Зарубежная литература (8 часов). |
106 | | | Зарубежная литература. Знакомство с названием учебника. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозна-чениями видов деятельности. Харак-теризовать героев произведений, соотносить качества с героями. Со-относить пословицу и текст, опреде-лять последовательность событий, составлять план. Пересказывать прочитанное (по иллюстрациям, по плану, от лица героя). Соотносить рисунок и содержание сказки. |
107 | | | Мифы Древней Греции. | 2 |
108 | | | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 3 |
109 | | | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Брейн-ринг. | 2 |