7. Задание «Отсроченная отгадка». Учащимся предлагается прочитать стихи, найти и назвать союзы, названные союзы (имеются в приложении к уроку) помещаются на доску по разрядам: сочинительные, подчинительные. (Раздаточный материал_1). 1 группа Мы дети свободной и мирной страны. Народ наш великий не хочет войны. И матери наши, и наши отцы За мир, за свободу, за счастье борцы. (И – сочинительный союз) (2 юбилейки) 2 группа Ты выстрадал, мой Казахстан, немало, Но стал свободным, и сейчас Здесь равноправны все народы. Народ единственная власть! (НО, И – сочинительные союзы) (2 юбилейки) 3 группа Мой Казахстан любимый, Где я родился, где я учусь. Ты небо! Ты земля! Ты солнце! Ты звезда! Ты Родина - мать моя! (ГДЕ – подчинительный союз) (2 юбилейки) 4 группа Как тулпары, мы сильны, Словно соколы, вольны, Укрощать коней строптивых Все мы сызмальства должны! (КАК, СЛОВНО – подчинительные союзы) (2 юбилейки) 5 группа Дружба народов - ликующий пир; Где собирался весь трудящийся мир, Люди рабочие воли согласной, Воины правды и радости ясной. (ГДЕ – подчинительный союз, И – сочинительный союз) (2 юбилейки) 8. Беседа: - Какова тема всех этих стихотворений? (Тема Родины, народа, любви к Родине) Какова основная идея? (В стихах звучит идея дружбы, призыв о любви к родной земле, уважение к разным народам Казахстана). (За каждый ответ 1 юбилейка) 9. Изучение материала учебника на стр. 182- 185. Заполнение пропусков в схеме (Раздаточный материал_2) 10. Взаимооценивание работы (представитель группы проверяет работу другой группы) (1 юбилейка за правильно заполненную схему) 11. На доске пословица: «Тот герой, кто за Родину горой»? - Как вы понимаете эту пословицу? Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? - Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной? 12. Работа с текстом. Каждая группа получает текст об одном из государственных символов РК. 1 группа Символом независимости стал голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре. Ныне он воспринимается всеми, как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Автором его является Шакен Ниязбеков. Автор доказал, что одноцветие флага является символом единства Казахстана. Солнце – символ богатства и изобилия. Силуэт орла – государственная власть, широта, прозорливость. Казахский орнамент «кошкар муиз» - бараньи рога. Задание: Прочитать текст. Озаглавить его. Кто является автором флага? Пояснить элементы –символы флага. Какой вид орнамента использован на флаге? Какие союзы встречаются в тексте? К каким разрядам они относятся? 2 группа Авторами государственного герба являются архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. Герб имеет форму круга, центральный элемент – шанырак, символ семейного благополучия, спокойствия, мира. Следующая составная часть – золотокрылые, с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна золотых колосьев – символ труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога скакунов состоят из семи звеньев. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь, напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков – признак безродства. В центре герба пятиконечная звезда – наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов. Задание: Прочитать текст. Озаглавить его. Кто является автором герба? Пояснить элементы –символы герба. Что символизирует звезда на гербе? Какие союзы встречаются в тексте? К каким разрядам они относятся? Группа 3 Гимн нашей республики стал творением Жумекена Нажимеденова, Нурсултана Назарбаева (авторы слов), Шамши Калдаякова (автор музыки). Гимн – это один из главных символов государства. Сам термин «гимн» происходит от греческого слова «gimneo» и означает «торжественная песня». Гимн призывает к единению, ибо сила, мощь – в народе; сила, мощь народа – в сплочённости. Он подобен музыкальному посланию, вобравшему в себя всю глубину народного богатства: его историю, мечты, чаяния и стремления. Задание: Прочитать текст. Озаглавить его. Кто является авторами гимна? Из какого языка к нам пришло слово «гимн» и что оно означает? К чему призывает гимн? Какие союзы встречаются в тексте? К каким разрядам они относятся? 13. Оценивание работы групп проводится с помощью техники «Светофор» (каждая группа оценивает работу другой группы, поднимая карточку определенного цвета). Зеленая карточка – 5 юбилеек, желтая – 4, розовая – 3. Максимальное количество «юбилеек» за урок – 8 (оценка «5»), за 6-7 «орнаментов» - «4», за 4-5 – «3». |