СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по русскому языку в 5 классе на тему "Беглые гласные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

план урока по русскому языку в 5 лассе на тему "Беглые гласные"

Просмотр содержимого документа
«План урока по русскому языку в 5 классе на тему "Беглые гласные"»

План урока

Тема: Беглые гласные.

Вид урока: урок- исследование.

Тип урока: объяснение нового материала.

Предметные:

  • познакомить с понятием «беглость гласных», с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме;

  • опознавать слова с беглыми гласными о, е в разных морфемах;

  • подбирать слова с беглыми гласными по образцу;

Метапредметные:

  • Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).

  • Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

  • Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, опорные слова).

Воспитательные:

  • Воспитание уч-ся на образах русской классической литературы.

  • Воспитание чувства уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска, учебник русского языка, словари (Толковый словарь С.И.Ожегова, Толковый словарь Д.Н.Ушакова, Новый орфографический словарь-справочник под редакцией В.В.Бурцева), карточки

Ход урока.

1.Орг.момент.

1. Работа с фразеологизмом

- Прочитайте фразеологизм.

Зарубить на носу (пишу на доске)

- Что это означает? Как вы понимаете?

- Это значит запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди носили с собой дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Всё, что мы сегодня узнаем на уроке, нужно «зарубить себе на носу».

2. Проверка домашнего материала

Дополнительные вопросы:

1.Что мы называем морфемой?

2.Перечислите все морфемы в слове?

3.Что такое окончание, основа слова, приставка, суффикс, корень?

4.Что мы называем чередованием?

Выполните морфемный разбор слова пришкольный.

3. Актуализация знаний

Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они дрожат от этого

Выполните синтаксический разбор предложения, найдите слово, где возможны чередования.

4.Объяснение нового материала (исследование вместе с детьми).

На доске написаны слова:

1.Лоб-лба, сон-сна. беру-брать, день-дня.

2.Сынок-сынка, кубанец-кубанца.

3.Вобрать -вбирать

Учитель: ваша задача определить тему урока через наблюдение за словами.

1.Выделите морфемы в словах и подчеркните гласные о, е (1строчка- уч-ся выделяют корень,2строчяка- уч-ся выделяют суффикс,3строчка- уч-ся выделяют приставку.)

2.Что необычного вы заметили в словах?

(гласные исчезают, становятся беглыми).

3.Определите в каких частях слова бывают беглые гласные?

4.Вывод уч-ся: гласные о, е отсутствуют, т.е. чередуются с нулем звука.

Учитель: 1.Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока? (Беглые гласные -запишем в тетрадь.)

Открываем учебник на странице 26, читаем правило.

5. Физминутка

– Встали, вышли из-за парт.

Если вы услышите беглую гласную в корне – встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если услышите в суффиксе – то хлопаете. Начинаем.

  1. Мешочек – мешочка, день – дня, узелок – узелка, угол – угла, орешек – орешка, лоб– лба.

6.Закрепление.

Учебник с.26 упр 461 . Записать слова с беглыми гласными по образцу. (транскрипция слова листья)

Лист-орган растения.

Лист-плат какого-нибудь материала.

Словарная работа.

Записать словарные слова, запомнить их стр 26

На листке вставить пропущенные буквы:

Паркет, грамотный, конфета, корзина, костюм

Дополнительное задание:

Учебник стр 26 упр 463 (работа с текстом

2.Указать чередование в словах: бег-бежать (г/ж )

7. Рефлексия: тест

6.Д/з.

Выставление оценок.

Тест «Беглые гласные»

Начало формы

1. В каких морфемах встречаются беглые гласные?

  1. основа

  2. окончание

  3. приставка

2. В каком варианте есть чередование «е» и нуля звука?

  1. сон, сна

  2. беру, брать

  3. вобрать, вбирать

3. В какой морфеме есть беглые гласные в словах «сынок, сынка»?

  1. корень

  2. окончание

  3. суффикс

4. Какие гласные называют беглыми?

  1. о, а

  2. о, е

  3. е, ё

5.  В какой части слов «подзывать, подозвать» есть беглые гласные?

  1. приставка

  2. корень

  3. суффикс

6.  В каких морфемах не может быть беглых гласных?

  1. корень

  2. приставка

  3. окончание

Конец формы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!