План урока
Тема: Беглые гласные.
Вид урока: урок- исследование.
Тип урока: объяснение нового материала.
Предметные:
познакомить с понятием «беглость гласных», с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме;
опознавать слова с беглыми гласными о, е в разных морфемах;
подбирать слова с беглыми гласными по образцу;
Метапредметные:
Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, опорные слова).
Воспитательные:
Воспитание уч-ся на образах русской классической литературы.
Воспитание чувства уважения к родному языку.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска, учебник русского языка, словари (Толковый словарь С.И.Ожегова, Толковый словарь Д.Н.Ушакова, Новый орфографический словарь-справочник под редакцией В.В.Бурцева), карточки
Ход урока.
1.Орг.момент.
1. Работа с фразеологизмом
- Прочитайте фразеологизм.
Зарубить на носу (пишу на доске)
- Что это означает? Как вы понимаете?
- Это значит запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди носили с собой дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Всё, что мы сегодня узнаем на уроке, нужно «зарубить себе на носу».
2. Проверка домашнего материала
Дополнительные вопросы:
1.Что мы называем морфемой?
2.Перечислите все морфемы в слове?
3.Что такое окончание, основа слова, приставка, суффикс, корень?
4.Что мы называем чередованием?
Выполните морфемный разбор слова пришкольный.
3. Актуализация знаний
Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они дрожат от этого
Выполните синтаксический разбор предложения, найдите слово, где возможны чередования.
4.Объяснение нового материала (исследование вместе с детьми).
На доске написаны слова:
1.Лоб-лба, сон-сна. беру-брать, день-дня.
2.Сынок-сынка, кубанец-кубанца.
3.Вобрать -вбирать
Учитель: ваша задача определить тему урока через наблюдение за словами.
1.Выделите морфемы в словах и подчеркните гласные о, е (1строчка- уч-ся выделяют корень,2строчяка- уч-ся выделяют суффикс,3строчка- уч-ся выделяют приставку.)
2.Что необычного вы заметили в словах?
(гласные исчезают, становятся беглыми).
3.Определите в каких частях слова бывают беглые гласные?
4.Вывод уч-ся: гласные о, е отсутствуют, т.е. чередуются с нулем звука.
Учитель: 1.Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока? (Беглые гласные -запишем в тетрадь.)
Открываем учебник на странице 26, читаем правило.
5. Физминутка
– Встали, вышли из-за парт.
Если вы услышите беглую гласную в корне – встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если услышите в суффиксе – то хлопаете. Начинаем.
Мешочек – мешочка, день – дня, узелок – узелка, угол – угла, орешек – орешка, лоб– лба.
6.Закрепление.
Учебник с.26 упр 461 . Записать слова с беглыми гласными по образцу. (транскрипция слова листья)
Лист-орган растения.
Лист-плат какого-нибудь материала.
Словарная работа.
Записать словарные слова, запомнить их стр 26
На листке вставить пропущенные буквы:
Паркет, грамотный, конфета, корзина, костюм
Дополнительное задание:
Учебник стр 26 упр 463 (работа с текстом
2.Указать чередование в словах: бег-бежать (г/ж )
7. Рефлексия: тест
6.Д/з.
Выставление оценок.
Тест «Беглые гласные»
Начало формы
1. В каких морфемах встречаются беглые гласные?
основа
окончание
приставка
2. В каком варианте есть чередование «е» и нуля звука?
сон, сна
беру, брать
вобрать, вбирать
3. В какой морфеме есть беглые гласные в словах «сынок, сынка»?
корень
окончание
суффикс
4. Какие гласные называют беглыми?
о, а
о, е
е, ё
5. В какой части слов «подзывать, подозвать» есть беглые гласные?
приставка
корень
суффикс
6. В каких морфемах не может быть беглых гласных?
корень
приставка
окончание
Конец формы