СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по русскому языку; "Изложение повествовательного характера"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока составлен по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«План урока по русскому языку; "Изложение повествовательного характера"»

УРОК 53 Тема: Изложение повествовательного текста

Тип урока

Развитие речи, применение знаний на практике

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении; совершенствовать умение членить текст на микротемы; способствовать развитию навыка выделять необходимые для изложения элементы текста; дать возможность учащимся проявить творческие способности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с текстом Н. Сладкова; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности,


чтению и читательской деятельности; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).

– Прочитайте задание 132.(Рабочая тетрадь) Назовите имена существительные в форме единственного числа. Укажите склонение. Объясните правописание изученных орфограмм.

– Прочитайте задание в упражнении 179.

– Объясните, как определить склонение и падеж имен существительных в данных предложениях.

Мышь (3 скл.), врач (2 скл.), грач (2 скл.), печь (3 скл.), карандаш (2 скл.), ночь (3 скл.), вещь (3 скл.), плащ (2 скл.), стриж (2 скл.), брошь (3 скл.).

На землю (1 скл., В. п.) опустилась ночь (3 скл., И. п.). Над рекой (1 скл., Т. п.) появился туман (И. п.). Луна (1 скл., И. п.) осветила окрестность (3 скл., В. п.).

Над рекой появился туман. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)

Появился (где?) над рекой.


Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой уста-

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложение, в котором есть фразеологизм.

В двух словах были допущены ошибки. Я изложу свою просьбу в двух словах.

Выполняют чистописание.

Я изложу свою просьбу в двух словах.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Отгадайте загадку.

Прочихается мотор –

Выбегает на простор.

И по звонкой улице

Он бежит, волнуется.

Рынок, почта и вокзал,

Чтоб никто не опоздал.

(Автобус.)

АВТОБУС – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. АВТОБУС  АВТОМОБИЛЬ, ОМНИБУС = «самоходный экипаж для всех».

Однокоренное слово: автобусный.


Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

В







О







К







З







А

В

Т

О

Б

У

С

Л









Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Прочитайте тему урока.

Сегодня на уроке будем учиться писать подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

IV. Чтение
и анализ

текста.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 180)

Предлагаю вам познакомиться с текстом Н. Сладкова. Он написал рассказ о птице. Наша задача – проанализировать текст.

Прочитайте. О чем говорится в тексте? Определите его тему. Какова главная мысль текста?

Что случилось в ущелье гор? Почему кричит скалистый поползень?

Где гнездо поползня?

Кто в гнезде?

Кто ползет к гнезду поползня?

Как ведет себя птица?

Что сделал скалистый поползень?

Закончен ли текст? О чем можно сказать в заключительной части?

Озаглавьте текст.

Составьте план текста. Подготовьтесь написать
по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.

Как вы думаете, какой это тип текста?

Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.

Докажите, что это повествовательный текст.

Итак, в тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.

Заранее подготовленные ученики рассказывают

о творчестве Н. Сладкова.













– Это текст повествовательный.

– В тексте-повествовании говорится о сменяющих друг друга действиях, о последовательных событиях. К такому типу текста можно поставить вопрос: что происходит сначала, потом и в конце?

V. Составление плана текста

Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по тексту.

Сколько частей (абзацев) в этом тексте?

Можно утверждать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль?

Определите мысль каждого абзаца.

Составьте план нашего текста.

Предлагаю вынести план на доску

Делят текст на части. Определяют микротему каждого абзаца. Придумывают свои варианты плана текста, работая в парах и самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.

Примерный план:

1. Птичьи крики в ущелье гор.

2. К гнезду ползет гюрза.

3. Случилось чудо.

4. Враг покинул ущелье

VI. Лексико-орфографическая подготовка

Организует лексико-орфографическую работу по тексту изложения. Предлагает учащимся текст с пропущенными буквами на карточке или на интерактивной доске.

Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание

Объясните значение слов «гюрза», «поползень». Можно воспользоваться толковым словарем.

Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «гюрза», «поползень», «ползет»

На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.

Объясняют значения слов.

Гюрза – крупная ядовитая змея семейства гадюковых.

Поползень – мелкая лесная птица семейства воробьиных.

Подбирают синонимы к словам.

Гюрза – змея, враг.

Поползень – птица, птичка.

Ползет – извивается, изогнулась

VII. Устное изложение

(пересказ) текста. Написание изложения

Организует устное изложение текста.

Чтобы нам удобнее было пересказывать текст

и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Выберите вместе опорные слова к каждой части плана.

Перескажите текст по плану, используя опорные слова

Называют опорные слова по тексту.

Ущелье гор, скалистый поползень, маленькие птенчики, крутится юлой, ближе и ближе, заползет в гнездо, ударил клювом, сорвалась со скалы.

Несколько учеников пересказывают текст изложения

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Предлагаю зачитать трем ученикам свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа?

Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?

Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать?

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Какой этап урока вызвал трудности?

Что понравилось?

Чему научились?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Продолжают высказывания:

• Я почувствовал, что…

• Было интересно…

• Меня удивило…

• Своей работой на уроке я…

• Материал урока мне был…

• Мне захотелось…

• Мне больше всего удалось…

• Мое настроение…

• Заставил задуматься…

• Навел на размышления…

• Могу похвалить своих одноклассников…

Ресурсный материал к уроку

Биография Н. Сладкова

Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушел на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо нее стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Первую книгу – «Серебряный хвост» – написал в 1953 г. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из леса». Много путешествовал, как правило, в одиночку; эти путешествия отражены в книгах Сладкова.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать следующие: «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги.

Умер Николай Иванович Сладков в возрасте 76 лет.

Подобный дар – рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога – дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями – такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!