СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по биологии в 6 классе на тему: "Строение растительной клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Строение растительной клетки.

Цель урока: Изучить строение растительной клетки.

Задачи урока:

  1. Дать понятие о клетке, цитоплазме, плазматической мембране (образовательная);
  2. Отработать навыки выполнения учебного рисунка (развивающая);
  3. Научить бережно пользоваться лабораторным оборудованием (воспитательная).

Оборудование: микроскоп, микропрепараты растительных клеток, таблицы «строение растительной клетки».

Ход урока.

  1. Организационный момент (2-3 мин).
  2. Введение в тему урока.

1.Клеточная теория, ее основные положения (7 мин).

Рассказ с элементами беседы. Использование слайдов, демонстрация рисунка растительной ткани, портрет Р. Гука.

Раскрытие понятия «клетки» как элементарной единицы жизни на основе существенных признаков жизни. Ответ на вопрос «Почему клеточное строение организмов было открыто только во второй половине XVII века?» (время изобретения микроскопа).

Кто изобрел микроскоп, точно неизвестно. Появились они в Англии или Голландии в 1617-1619 гг. (Почему именно в этих странах?) Один из микроскопов, или блошиных стекол, как их тогда называли, попал к английскому академику Роберту Гуку. Он рассматривал под микроскопом разные предметы, зарисовывал их и в 1665 г. выпустил целую книгу рисунков «Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших телец при помощи увеличительных стекол». Под 17-ым номером в этой книге помещен рисунок среза пробки, т.е. мертвой растительной ткани. Ученый обратил внимание на пустоты «пузырьки», между растительными волокнами и назвал их «коробочками», или «клетками». Последнее название и сохранилось до наших дней.

Рассказать, что общим принципом устройства и роста организмов, которых можно увидеть без микроскопа, является их клеточное строение.

Раньше считали, что главная роль в клетке у оболочки. Сейчас узнали очень много главного, но решающий принцип границы сохранил свое значение.

И еще 120 лет назад поняли, что клетки не зарождаются каждый раз вновь, а происходят от других клеток. Все это вместе называется клеточной теорией строения.

2.Универсальность строения растительной клетки. Ядро, плазматическая мембрана, цитоплазма. Клеточная стенка. Центральная роль клеточной стенки в растительной клетке. (7 мин)

Зарисовать на доске строение клетки с указанием ее компонентов.

В растительной клетке есть оформленное ядро. Обратить внимание на то, что в клетках растений, в отличие от животных есть еще два дополнительных отдела: органеллы пластиды и вакуоли. Оба они возникли как результат неподвижного образа жизни.

Следует выделить еще одну отличительную особенность растительной клетки. У нее есть жесткая стенка, которой нет у животной клетки. Эта стенка заменяет у растений скелет и кожу. Далее последовательно рассматриваются составные части растительной клетки.

Мембрана – это малозаметная очень тонкая и гибкая пленка. Без мембраны не было бы и клетки.

Мембраны окружают не только  саму клетку. Оболочка ядра состоит из двойной мембраны. Вакуоли также построены из мембран, но одиночными. Пластиды почти полностью состоят из двойных мембран.

Цитоплазма в растительной клетке – это обязательная часть, заключенная между цитоплазматической мембраной и ядром. Это вязкая среда, в которой располагаются органеллы.

3.Внутренняя организация растительной клетки. Органеллы: пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), вакуоли. (10 мин)

Пластиды (хлоропласты) существуют, чтобы обеспечивать клетку энергией. Они имеют двойную внешнюю мембрану. Хлоропласты – плоские пузырьки мембран, тилакиоды, уложенные в стопки – граны. Хлоропласты получают энергию от света и накапливают его в растении. В одной клетке листа бывает до 40-50 хлоропластов.

Все другие пластиды – ближайшие родственники и могут превращаться друг в друга. Они различаются по содержанию в них пигментов (окрашивающих веществ). Лейкопласты не пигментированы и на свету превращаются в хлоропласты, накапливая хлорофилл. Хромопласты содержат каротиноиды (окраска цветов, плодов и корней, а желтый, оранжевый и красный цвета) и происходят от хлоропластов после потери хлорофилла.

Каротиноиды в хлоропластах помогают улавливать свет, а в хромопластах за счет цвета привлекают к цветам опылителей, а к плодам – распространителей семян. Кроме того, из каротиноидов образуются витамины в растениях.

В вакуолях содержится клеточный сок. Яркий пример: при разрезе яблока выделяется сок – это повреждаются вакуоли и из них выходит клеточный сок.

  1.   Лабораторная работа «Строение растительной клетки» (25 мин)

1.Постановка познавательной задачи

  • Приготовить препарат растительной ткани
  • Рассмотреть его под микроскопом
  • Зарисовать клетку, указать основные части клетки – органоиды.

2.Технический инструктаж по работе с микроскопом.

На партах лежат инструктивные карточки

3.Приготовление микропрепарата.

Задание (индивидуальнее листы или записаны на доске):

  • В каплю воды на предметном стекле положите кожицу чешуи лука
  • Расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
  • Рассмотрите препарат по микроскопом (объектив х20, окуляр х15)
  • Нарисуйте группу клеток
  • Зарисуйте клетку кожицы лука, укажите ее части (органоиды): оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро.

4.Отчет по работе.

  1.   Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«План урока по биологии в 6 классе на тему: "Строение растительной клетки"»

Тема урока: Строение растительной клетки.

Цель урока: Изучить строение растительной клетки.

Задачи урока:

  1. Дать понятие о клетке, цитоплазме, плазматической мембране (образовательная);

  2. Отработать навыки выполнения учебного рисунка (развивающая);

  3. Научить бережно пользоваться лабораторным оборудованием (воспитательная).

Оборудование: микроскоп, микропрепараты растительных клеток, таблицы «строение растительной клетки».

Ход урока.

  1. Организационный момент (2-3 мин).

  2. Введение в тему урока.

  1. Клеточная теория, ее основные положения (7 мин).

Рассказ с элементами беседы. Использование слайдов, демонстрация рисунка растительной ткани, портрет Р. Гука.

Раскрытие понятия «клетки» как элементарной единицы жизни на основе существенных признаков жизни. Ответ на вопрос «Почему клеточное строение организмов было открыто только во второй половине XVII века?» (время изобретения микроскопа).

Кто изобрел микроскоп, точно неизвестно. Появились они в Англии или Голландии в 1617-1619 гг. (Почему именно в этих странах?) Один из микроскопов, или блошиных стекол, как их тогда называли, попал к английскому академику Роберту Гуку. Он рассматривал под микроскопом разные предметы, зарисовывал их и в 1665 г. выпустил целую книгу рисунков «Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших телец при помощи увеличительных стекол». Под 17-ым номером в этой книге помещен рисунок среза пробки, т.е. мертвой растительной ткани. Ученый обратил внимание на пустоты «пузырьки», между растительными волокнами и назвал их «коробочками», или «клетками». Последнее название и сохранилось до наших дней.

Рассказать, что общим принципом устройства и роста организмов, которых можно увидеть без микроскопа, является их клеточное строение.

Раньше считали, что главная роль в клетке у оболочки. Сейчас узнали очень много главного, но решающий принцип границы сохранил свое значение.

И еще 120 лет назад поняли, что клетки не зарождаются каждый раз вновь, а происходят от других клеток. Все это вместе называется клеточной теорией строения.

  1. Универсальность строения растительной клетки. Ядро, плазматическая мембрана, цитоплазма. Клеточная стенка. Центральная роль клеточной стенки в растительной клетке. (7 мин)

Зарисовать на доске строение клетки с указанием ее компонентов.

В растительной клетке есть оформленное ядро. Обратить внимание на то, что в клетках растений, в отличие от животных есть еще два дополнительных отдела: органеллы пластиды и вакуоли. Оба они возникли как результат неподвижного образа жизни.

Следует выделить еще одну отличительную особенность растительной клетки. У нее есть жесткая стенка, которой нет у животной клетки. Эта стенка заменяет у растений скелет и кожу. Далее последовательно рассматриваются составные части растительной клетки.

Мембрана – это малозаметная очень тонкая и гибкая пленка. Без мембраны не было бы и клетки.

Мембраны окружают не только саму клетку. Оболочка ядра состоит из двойной мембраны. Вакуоли также построены из мембран, но одиночными. Пластиды почти полностью состоят из двойных мембран.

Цитоплазма в растительной клетке – это обязательная часть, заключенная между цитоплазматической мембраной и ядром. Это вязкая среда, в которой располагаются органеллы.

  1. Внутренняя организация растительной клетки. Органеллы: пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), вакуоли. (10 мин)

Пластиды (хлоропласты) существуют, чтобы обеспечивать клетку энергией. Они имеют двойную внешнюю мембрану. Хлоропласты – плоские пузырьки мембран, тилакиоды, уложенные в стопки – граны. Хлоропласты получают энергию от света и накапливают его в растении. В одной клетке листа бывает до 40-50 хлоропластов.

Все другие пластиды – ближайшие родственники и могут превращаться друг в друга. Они различаются по содержанию в них пигментов (окрашивающих веществ). Лейкопласты не пигментированы и на свету превращаются в хлоропласты, накапливая хлорофилл. Хромопласты содержат каротиноиды (окраска цветов, плодов и корней, а желтый, оранжевый и красный цвета) и происходят от хлоропластов после потери хлорофилла.

Каротиноиды в хлоропластах помогают улавливать свет, а в хромопластах за счет цвета привлекают к цветам опылителей, а к плодам – распространителей семян. Кроме того, из каротиноидов образуются витамины в растениях.

В вакуолях содержится клеточный сок. Яркий пример: при разрезе яблока выделяется сок – это повреждаются вакуоли и из них выходит клеточный сок.

  1. Лабораторная работа «Строение растительной клетки» (25 мин)

  1. Постановка познавательной задачи

  • Приготовить препарат растительной ткани

  • Рассмотреть его под микроскопом

  • Зарисовать клетку, указать основные части клетки – органоиды.

  1. Технический инструктаж по работе с микроскопом.

На партах лежат инструктивные карточки

  1. Приготовление микропрепарата.

Задание (индивидуальнее листы или записаны на доске):

    • В каплю воды на предметном стекле положите кожицу чешуи лука

    • Расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

    • Рассмотрите препарат по микроскопом (объектив х20, окуляр х15)

    • Нарисуйте группу клеток

    • Зарисуйте клетку кожицы лука, укажите ее части (органоиды): оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро.

  1. Отчет по работе.

  1. Домашнее задание.

Кроссворд «Клетка»

По горизонтали: 1. Бесцветные или окрашенные мелкие тельца клетки. 7. Увеличительный прибор. 8. Углубление в оболочке клетки. 9. Часть микроскопа, на которую помещают препарат. 11. Полость в клетке, заполненная клеточным соком.

По вертикали: 2. Часть микроскопа, с помощью которой регулируют расстояние препарата. 3. Часть микроскопа, улавливающая свет. 4. Наружная часть клетки. 5. Составная часть клетки. 10. Часть клетки, в которой находятся хромосомы. 6. Фамилия ученого, впервые обнаружившего клетки.





Инструктивная карточка по работе с микроскопом.


Микроскоп – дорогой прибор, поэтому необходимо обращаться с ним осторожно и не пренебрегать следующими правилами:

  1. Храните микроскоп в ящике (или под колпаком) чтобы предохранить его от пыли;

  2. Вынимайте его из ящика двумя руками и ставьте на месте мягко, чтобы избежать сотрясения;

  3. Линзы должны быть чистыми, для этого их необходимо протирать кусочком мягкой ткани. отпечатки пальцев на линзах искажают изображение объекта;

  4. При установлении фокуса с линзами большого увеличения сделайте следующее: глядя на предметный столик сбоку, опускайте тубус микроскопа до тех пор, пока линза почти не коснется препарата;

  5. Фокусируют микроскоп, перемещая трубку вверх от препарата. В противном случае очень легко повредить препарат;

  6. Держите открытым оба глаза и смотрите ими по очереди;

  7. Увеличение объекта под микроскопом определяют умножением показателя увеличения окуляра на увеличение линзы объектива:


линза объектива линза окуляра увеличение объектива

х10 х8 х80

х20 х15 х300


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!