СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект урока по теме " Внутреннее строение Земли. Горные породы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детальный поэтапный план урока /география , 5 класс/ по теме " Внутреннее строение Земли. Горные породы"

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока по теме " Внутреннее строение Земли. Горные породы"»

Класс: 5.

Тип урока: изучение нового материала

Цели: изучить внутреннее строение Земли и земной коры, познакомиться с литосферными плитами и группами горных пород слагающих земную кору

Задачи:

Образовательные:

  • изучить внутреннее строение Земли и земной коры

  • сформировать понятия: ядро, мантия , литосфера, земная кора, литосферные плиты, горные породы и минералы, полезные ископаемые, применение их в практической деятельности человека

Развивающие:

  • продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (коллекция «Горные породы и минералы», бортовой журнал).

  • способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса, умения проводить самооценку, оценку, делать выводы, обобщать, выделять главное, анализировать и систематизировать

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию коммуникативности, эмпатии (любознательности).

  • развитие эстетической и природоохранной культуры.

Форма обучения: работа в группах, парах, коллективная, индивидуальная.

Методы и приемы работы: интерактивный, частично-поисковый, элементы проблемного изучения.

Опорные знания и умения:

  • знания о внутреннем строении Земли и земной коры, движении литосферных плит

  • группы горных пород,

  • применение горных пород и минералов человеком

Ведущие понятия: ядро, мантия, земная кора /океаническая , материковая/, горные породы /осадочные, магматические, метаморфические/ минералы, полезные ископаемые, литосферные плиты.

Результаты работы: поэтапное усвоение нового материала и получение итоговой оценки

Оборудование:

  • демонстрационный комплекс

  • мультимедийная презентация,

  • коллекция «Горные породы и минералы»,

  • учебник И.И. Бариновой, А.А.Плешекова, Н.И.. Сонина «География .Начальный курс» 5 класс,

  • атлас для 5 класса

  • раздаточный материал: бортовой журнал,

  • маршрутная карта.

Использование ЦОР: Презентация учителя.

Планируемый результат: Учащиеся знают внутреннее строение Земли, типы земной коры, литосферные плиты, группы горных породы по способам образования, применяют полученные знания в разных учебных ситуациях.

Планируемые образовательные результаты

В результате сотрудничества, в образовательном мероприятии обучающиеся дадут определения понятиям: ядро, магма, земная кора, типы земной коры, горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая горная порода, метаморфическая горная порода; объяснят отличие горной породы от минерала; классифицируют горные породы по происхождению; название современных литосферных плит

Познавательные:

  • смогут находить в учебнике нужную информацию;

  • систематизировать , анализировать и обобщать;

  • делать выводы, определять понятия, сравнивать их; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

  • выдвигать версии;

  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

  • толерантное отношение к окружающим

  • организовывать работу в паре, группе , индивидуальную (самостоятельно определять цели, задавать вопросы, вырабатывать решения);

  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

.Подготовительный этап: размещение учащихся , согласно запланированных результатов

Ход урока

I фаза. Начало образовательного мероприятия

1. Инициация

Учитель: Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть. Сегодня на нашем с вами уроке присутствуют гости.

У каждого из вас на столах есть 2 вида смайликов (улыбающийся, серьезный) – это ваши индикаторы эмоционального состояния.

Поднимите свой смайлик и поприветствуйте наших гостей.



2. Погружение в тему

Учитель: Сегодня мы отправляемся в экспедицию.

Как же она называется ?

Учитель: Тема нашей экспедиции « Внутреннее строение Земли. Горные породы». Слайд 3

3. Формирование цели урока

Учитель: Ребята, что мы должны узнать о строении Земли?

Учитель: Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и их практической значимостью.

Поможет нам в работе бортовой журнал/Б/Ж/. Часть сведений там уже есть, а часть придётся нам добывать самостоятельно. Наши результаты поиска мы будем фиксировать в маршрутных листах. Заполните его.

Вам предстоит самостоятельно принимать решение, затем в паре с товарищем, а конце путешествия вам предстоит работа в группе.

II фаза. Работа над темой

4. Интерактивная лекция.

Остановка «Внутреннее строение Земли»

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на 1 задание Б/Ж. Чтобы его выполнить необходимо посмотреть видеофрагмент «Внутреннее строение Земли» Слайд 6

5. Проработка содержания темы

Ребята работают с Б/Ж самостоятельно. Заполняют таблицу Слайд 7

Самопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок учителем. Отвечают на вопросы в задании №1

«Ядро» Слайд 8

Ядро Земли – пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе – примерно 3500 км и температуре – около 4000°С – 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли.

Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Но каково ядро Земли на самом деле пока не знает никто. 

«Мантия» Слайд 9

Мантия – (от латинского слова – «покрывало»), составляет 83% от объема Земли. Никто никогда не видел её. Состоит она из никеля, железа и свинца. Температура здесь около +2000°С! 

«Земная кора» – самая верхняя оболочка земли. Слайд 10

Земная кора – самый верхний слой Земли. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей.

Учитель : А сейчас выполните задание №1 самостоятельно из маршрутного листа , проведите сверку с бортовым журналом и выставьте себе оценку в маршрутный лист.

Учитель: Поднимите руки:

Кто справился на 5

на 4

на 3

Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие.

Остановка «Земная кора»

Учитель: Ребята , мы двигаемся с вами дальше. На этой остановке мы должны справиться со 2 заданием бортового журнала. Внимательно причтите его. С ним справиться вам поможет рисунок в атласе на странице ….?

Ребята работают с бортовым журналом самостоятельно. Заполняют таблицу Слайд …?

Самопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок учителем. Отвечают на вопросы в задании №2



Учитель: А сейчас вы выполните задание №2 маршрутного листа. Заполняют таблицу и осуществляют взаимопроверку , выставляют оценки в маршрутный лист.

Учитель: Поднимите руки:

Кто справился на 5

на 4

на 3

Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие.



Остановка « Литосферные плиты»

Учитель: Ребята, внимательно прочитайте 3 задание Б/Ж. Объясните в чём разница между понятиями литосфера и земная кора? В чём сходство? Что такое литосферная плита? Каким цветом выделяют границы между литосферными плитами



Учитель: Ребята, а сейчас внимательно прочитайте задание 4 Б/Ж. Используя схему атласа расскажите , что происходило с литосферными плитами в истории их существования. Какие литосферные плиты выделяют сейчас? Назовите их и покажите друг другу.

Остановка «Горные породы»

Учитель: Ребята, чтобы её преодолет , нам необходимо выполнить задание №5 бортового журнала. Сравните два термина горные породы и минералы. В чём сходство и разница.

Горные породы – породы, слагающие земную кору.

Минералы – вещества, входящие в состав горных пород.

Полезные ископаемые - это горные породы и минералы , которые используются человеком в хозяйстве.

Что такое полезные ископаемые?

Учитель: Какие же группы горных пород выделяют по происхождению? Для этого надо выполнить задание 6 Б/Ж.

А сейчас вам необходимо в группе выполнить задание №3 маршрутного листа. Подробно изучить одну из групп горных пород и затем рассказать нам о ней. Вам поможет информация и коллекция горных пород.



Ребята работают с маршрутным листом самостоятельно. Заполняют таблицу Слайд 13

Самопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок учителем. Озвучивают полученные результаты

Учитель заслушивает выступление представителя каждой группы.

Учитель: Просьба к капитанам оценить деятельность каждого члена экспедиции и выставить оценки в маршрутный лист. 

8 Подведение итогов урока



Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы! С какими же результатами закончится наша экспедиция:

9. Оценка работы

Учитель: Поднимите руки:

Кто завершил экспедицию на 5

на 4

на 3

Молодцы!

Продолжи предложение…

  • Сегодня я узнал…

  • Теперь я могу…….

  • Я приобрёл……

  • Мне было трудно……

  • Я попробую……

  • Мне захотелось……

10. Рефлексия

Учитель: Хочу узнать самочувствие и настроение членов экспедиции после увлекательных испытаний. Поднимите смайлики.



III фаза. Завершение образовательного мероприятия

11. Домашнее задание:

  • § 20,записи в бортовых журналах, термины выписать в словарь

  • Вопросы на странице 98,

  • Сообщение о графите и асбесте.

Учитель: Спасибо за работу!

Урок окончен, до новых встреч.



Литература и интернет-источники:

  1. Природоведение. Природа. Неживая и живая.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.М.Пакулова, Н.В. Иванова.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.

  2. Энциклопедия для детей: Геология.- М.: Аванта +, 1995.

  3. Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова М.: Аванта+, 2003.

  4. Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.- М.: Слово, 2001.

  5. Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия».-Ленинград, 1975.

  6. Образовательный портал «Мой университет»



































Бортовой журнал научной экспедиции

«Внутреннее строение Земли и горные породы»

Остановка «Внутреннее строение земли»

Задание №1 Прослушайте интерактивное объяснение, заполните

таблицу.

Части

Земли:

Слои

Толщина в км

Температура

в градусах

Основные свойства

Ядро

/внутренняя/

А) внутренний




твёрдый

Б) внешний


жидкий

Мантия

/средняя/

А) нижний




твёрдый

Б) верхний


твёрдый , но есть слой пластичный и текучий

Земная кора

/верхняя/



остывшая

твёрдая



Вопросы для обсуждения:

1.Сколько частей выделяют во внутреннем строении Земли?

Дайте определение терминам « ядро», « мантия», «земная кора»

2.Каковы особенности строения ядра?

3. Каковы особенности строения мантии?

4. Как меняется температура при движении к поверхности Земли?

Остановка ««Строение земной коры»

Задание №2 Используя схему на доске , заполните таблицу


Тип

Толщина в км

Слои/названия/

Земная кора:

Океаническая

?

1…………………….?

2……………………….?

Материковая

?

1…………………………?

2………………………….?

3……………………………?



Вопросы для обсуждения:

1.Какое строение имеет земная кора?

2 .В чём состоит сходство океанического и материкового типов земной коры?

3. В чём состоит разница океанического и материкового типов земной коры?

Остановка «Литосферные плиты»

Задание №3 Прочитайте внимательно определения терминов:

Литосфера- это твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии

Земная кора- это верхняя твёрдая остывшая часть литосферы.

Вопросы для обсуждения:

1.В чём сходство этих двух частей Земли?

2.В чём состоит разница?

3. Какая их них толще? За счёт чего?

Литосферные плиты- крупные участки литосферы ,состоящие из земной коры и верхней части мантии, которые медленно перемещаются.



Задание №4 Используя рисунки учебника на странице на странице 96 и слайд , выясните как перемещались литосферные плиты в истории Земли?

Вопросы для обсуждения:

1.Как назывался древний материк?

2. Какие два крупных материка образовались после распада Пангеи?

3.На какие материки распалась Лавразия?

4. На какие материки распалась Гондвана?

5.Какие названия имеют современные литосферные плиты?





Остановка «Горные породы»

Задание №5 Прочитайте внимательно определения терминов:

Горные породы- это составные части земной коры

Минералы- вещества, из которых состоят горные породы

Полезные ископаемые- это минералы и горные породы , которые

использует человек в хозяйстве

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение терминам «горные породы», «минералы», полезные ископаемые»

2.В чём сходство и различия между терминами «минералы» и «горные породы»?

Задание №6 Используя информацию таблицы, ответьте на вопросы:

Группы горных пород

по происхождению


Условия образования

1.магматические

глубинные

Из вещества мантии, из магмы

излившиеся

2.осадочные

обломочные

Разрушение твёрдых горных пород под действием ветра, воды, перепадов температуры, организмов

органические

После отмирания древних организмов и растений

химические

Путём химических реакций

3.метаморфические


Из магматических и осадочных . Под действием высокой температуры и давления.

Вопросы для обсуждения:

1.На какие группы делятся горные породы по происхождению?





Маршрутный лист

Ученика/цы/5-а класса ……………………………………………………………………

Задание 1 Заполни пропуски в таблице « Внутреннее строение

Земли»

Части

Земли:

Количество ошибок

Оценка

Моя оценка


…………………

/внутренняя/

0

5



…………………….

/…………………………./

1

4


…………………….

/…………………………../

2-3


4-5

3


2

Проверь свою работу и выставь себе оценку !



Задание 2 Заполни пропуски в таблице « Земная кора»

Тип земной коры:

Толщина

Слои:

Количество ошибок

Оценка

Моя оценка


1……………………

5-15 км

1……………......

2.базальтовый


0

5



2…………………

35-80 км

1.осадочный

2……………………

3…………………..

1

4




2-3


4-5

3


2

Поменяйтесь в паре работами , проверьте её с помощью бортового журнала и выставь товарищу оценки в его маршрутный лист.



Задание 3 Используя раздаточный материал из коллекции горных

пород, заполните таблицу и подготовьте рассказ по плану:

1.Дайте определение термину «метаморфические горные породы»

2.Какие горные породы относятся к этой группе?/перечислите/

3.Где находят применения эти горные породы?

Капитаны, оцените работу каждого и выставьте оценку в маршрутный лист.



Группы горных пород

по происхождению

Примеры горных пород

Условия образования

Используются человеком

Условия выставления оценки

Моя оценка

3.метаморфические


Из магматических и осадочных . Под действием высокой температуры и давления.

Из графита получают искусственные алмазы для украшений;

Из известняка получается мрамор, который используют в строительстве.

Из бурого угля получается каменный уголь.


Если активно обсуждал и нет ошибок-5

Если участвовал в обсуждении временами , есть 1-2 ошибки-4

Если редко участвовал в обсуждении и есть много ошибок-3

Не принимал участия в обсуждении-2




Подсчитай свой средний бал за урок и выставь оценку, используя ключ:

Варианты подсчёта

Мой средний бал за работу на уроке

5+5+5=5


5+5+4=5

5+4+4=4

4+4+4=4

4+4+3=4

4+3+3=3

3+3+3=3

3+3+2=3

3+2+2=2



Ты -молодец!

Спасибо за работу!





























. Задание 3 Используя раздаточный материал из коллекции горных

пород, заполните таблицу и подготовьте ответы на вопросы:

1.Дайте определение термину «осадочные обломочные горные породы»

2.Какие горные породы относятся к этой группе?/перечислите/



















3.Где находят применения эти горные породы?



Группы горных пород

по происхождению

Примеры горных пород

Условия образования

Используются человеком

2.осадочные

обломочные


Разрушение твёрдых горных пород под действием ветра, воды, перепадов температуры, организмов

В строительстве,

Для изготовления глиняной посуды, игрушек

Капитаны, оцените работу каждого и выставьте оценку в маршрутный лист.

Задание 3 Используя раздаточный материал из коллекции горных

пород, заполните таблицу и подготовьте ответы на вопросы:

1.Дайте определение термину «осадочные органические горные породы»

2.Какие горные породы относятся к этой группе?/перечислите/

3.Где находят применения эти горные породы?



Группы горных пород

по происхождению

Примеры горных пород

Условия образования

Используются человеком

2 .осадочные

органические


После отмирания древних организмов и растений

Как топливо-уголь, нефть, газ;

В быту – для письма на доске-мел;

Для побелки деревьев-известняк


Капитаны, оцените работу каждого и выставьте оценку в маршрутный лист.



Задание 3 Используя раздаточный материал из коллекции горных

пород, заполните таблицу и подготовьте ответы на вопросы:

1.Дайте определение термину «осадочные химические горные породы»

2.Какие горные породы относятся к этой группе?/перечислите/

3.Где находят применения эти горные породы?



Группы горных пород

по происхождению

Примеры горных пород

Условия образования

Используются человеком

2.осадочные

химические


Путём химических реакций

Для получения серы для спичек, пищевой соли, калийных удобрений

Капитаны, оцените работу каждого и выставьте оценку в маршрутный лист.

Задание 3 Используя раздаточный материал из коллекции горных

пород, заполните таблицу и подготовьте ответы на вопросы:

1.Дайте определение термину «метаморфические горные породы»

2.Какие горные породы относятся к этой группе?/перечислите/

3.Где находят применения эти горные породы?



Группы горных пород

по происхождению

Примеры горных пород

Условия образования

Используются человеком

3.метаморфические


Из магматических и осадочных . Под действием высокой температуры и давления.

Из графита получают искусственные алмазы ля украшений;

Из известняка получается мрамор . который используют в строительстве


Капитаны, оцените работу каждого и выставьте оценку в маршрутный лист.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!