СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока: Эмблема 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы

Просмотр содержимого документа
«План урока: Эмблема 6 класс»

Тема урока

«ЭМБЛЕМА. Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы»

Класс: 6 «в»

Число: 22.04.2022 год

Урок: Изобразительное искусство

Время: 1 урок (40 минут)

Цель: Развитие познавательной активности, фантазии, творческого интереса, ассоциативно-образного мышления, навыков работы с художественными материалами.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их цвета и элементов.

2. Развивать ассоциативное – образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.

3. Воспитывать аккуратность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству.

Основные понятия:

- эмблема, логотип, фирменный знак;

- изобразительная условность искусства, стилизация, декоративность;

- орнаментальность, лаконичность;

- назначение, узнаваемость, информативность.

Оборудование и материалы:

1. Схемы – таблицы с изображением знаков – символов;

2. Плакаты, содержащие символы;

3. Символика разных сфер деятельности человека;

4. Презентация;

5. Художественные материалы.

Оформление доски:

22.04.2022

Изображения эмблем по группам:

- эмблемы спортивных организаций;

- эмблемы из компьютерных игр;

- эмблемы благотворительных фондов;

- эмблемы медицинских учреждений

Презентация к уроку.

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания (визуально).

4. Определение темы урока.

5. Определение цели и задач урока.

6. Объяснение нового материала.

7. Динамическая пауза.

8. Постановка художественной задачи.

9. Практическая работа.

10. Анализ работ (учащиеся оценивают работы друг у друга).

11. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.


II. Актуализация знаний.

Беседа по теме предыдущего урока.

1. Что мы узнали на прошлом уроке?

2. Для чего применяется экслибрис?

3. Как можно применить экслибрис в современной жизни?


III. Проверка домашнего задания (визуально).

УЧИТЕЛЬ: На уроке мы начали выполнять задание, но у вас была возможность закончить свою работу дома, подскажите с какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы, и как их преодолели?


IV. Определение темы урока.

УЧИТЕЛЬ: на доске вы видите схемы и рисунки и наверняка догадались о теме сегодняшнего урока, так?

УЧЕНИКИ: предлагают варианты темы, среди которых могут быть эмблема, логотип, фирменный или торговый знак.

Если определение темы вызывает затруднение, можно использовать наводящие вопросы:

Что может служить символическим обозначением какой либо идеи, понятия?

Может применяться для символической иллюстрации идеи организации.

Может содержать информацию о характере.


V. Определение цели и задач урока.

УЧИТЕЛЬ:  Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. Идя по улице, ты наблюдаешь различные таблички, где изображены разные знаки, которые несут различную информацию.

Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества...

Продолжая тему прошлого урока, мы подробнее рассмотрим такие понятия как эмблема, логотип, товарный и фирменный знак.

Как вы думаете, чему мы сможем научиться?

УЧЕНИКИ: предлагают варианты, из которых акцентируем внимание на следующих ключевых моментах:

1. Знакомство с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их цвета и элементов.

2. Развитие фантазии, навыки работы с художественными материалами.

3. Воспитание аккуратности, эстетического отношения к миру и искусству.

Учащиеся записывают число,  название темы в альбомы по изобразительному искусству. В них же ведется словарная работа, делаются зарисовки.


VI. Объяснение нового материала.

УЧИТЕЛЬ: Эмблема — это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т. д. Их появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности. Даже в те далекие первобытные времена люди и культуры представлялись и передавали свои мысли через символы и рисунки.

Древние люди по всему миру заложили фундамент графическому искусству, нарисовав первое животное на стене пещеры.

Примерно в 8000 году до н.э. в таких государствах как Ассирия, Египет, Мидии, Карфаген, Шумеры и Персия люди создавали гончарные изделия, которые несут в себе эстетический, этнический, культурный, мифологический и религиозный смысл.

Переместимся немного вперед и взглянем на Европу в средние века. Именно здесь появились два визуальных языка: геральдические рисунки и символические таблички.

Геральдикой называется система, в которой общественное значение и статус представлены в виде элементов дизайна. Отдельный набор цветов и фигур означает конкретную семью знатного происхождения. Из таких наборов изобразительных элементов и составляли фамильные гербы. Знакомо?

Тем не менее, оригинальное назначение этого было несколько другим — различать дружественные войска от вражеских в военное время. Элементы дизайна вдруг стали нести конкретное значение и позволили людям определять их любимые «бренды» от всех остальных.

Технологии производства бумаги и текстиля в 15-16 веках подтолкнули развитие логотипов. Закономерно начало появляться все больше и больше печатной продукции и в XVII веке люди впервые увидели печатное издание, которое выходило регулярно. Газеты быстро приобрели популярность, а на чем зарабатывают газеты? Верно, на рекламе. Печать позволила владельцам бизнеса выделиться среди своих конкурентов по-новому.

На протяжении XIX века массовое печатное производство стало развиваться благодаря усовершенствованию печатных станков. Хромолитография принесла цветную печать в США в 40-м году и именно тогда повсюду начали появляться цветные вывески, рекламные материалы и эмблемы.

С эрой цифровых технологий социум сильно изменился; больше и больше информации теперь потребляется с экранов различных устройств. Дизайнеры стали еще креативнее при создании эмблем. Конечно, без цифровых технологий такое не было бы возможно. В первые дни появления интернета, дизайнеры старались подтолкнуть людей к принятию новых технологий путем изображения элементов на экране в виде элементов из реальной жизни.

Одна из наиболее захватывающих вещей в истории дизайна логотипов это то, что несмотря на всю ее глубину и продолжительность, есть еще столько возможностей для свободной интерпретации и сама история все время разворачивается прямо у нас на глазах. Наша способность представить себя и важные для нас вещи в виде символов создает бесконечное количество возможностей для инноваций в нашей общей единой культуре и истории по мере того, как мы создаем новые символы и знаки.

В историческом контексте мы слышим такие понятия как эмблема, логотип, фирменный или торговый знак, давайте попробуем разобраться, что есть что.

Логотип

Слово «Логотип» (англ. Logotype) происходит из греческого языка: logos (слово) и typos (отпечаток). Иных вариантов нет. И, соответственно, нет вариаций расшифровки: «Логотип — оригинальное графическое начертание названия». Никаких знаков, пиктограмм, символов – начертание названия.

Знак (Фирменный знак)

Довольно часто, для оригинальной графической идентификации компании, не всегда хватает одного логотипа. Согласитесь, что только графическое начертание названия (пусть и в оригинальном исполнении), не всегда может передать (донести) нужную информацию о компании до конечного потребителя. Именно для этих целей и используется знак.

Иными словами, фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании. Итак, получается, что: фирменный знак – уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т. д.). «Фирменный знак – уникальный идентификационный графический элемент».

Также стоит упомянуть об аббревиатурах. Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура не является самостоятельным элементом графической идентификации.

В связке «Логотип + Фирменный знак» — логотип, как правило, первичен. Логотип может использоваться без фирменного знака. Фирменный знак также может использоваться отдельно от логотипа. Но, в большинстве случаев, логотип и знак — части одного целого. Логотип и Фирменный знак — отдельные, самостоятельные элементы.

Отличительная черта и логотипа, и фирменного знака — оригинальность. Они должны максимально отличатся от символики других компаний (по крайней мере, от символики прямых конкурентов). Также, в большинстве случаев, к логотипу и знаку применим синоним «простота». Хороший логотип (знак) — графически простой символ, который должен легко считываться, запоминаться, и воспроизводиться.
Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов — тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально.

Торговый знак (торговая марка, товарная марка)

Все три понятия подразумевают под собой одно и то же. Здесь всё просто — в патентном законодательстве есть чёткое обозначение Торгового знака:

«Торговый знак — обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».

«Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (Российская Федерация). Фактически, Торговый знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т. д. В качестве Торгового знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации.

«Фирменный блок — оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга».

Эмблема

Слово «Эмблема» (англ. Emblem) происходит из греческого языка: emblema (рельефное украшение). Определение звучит так: «Эмблема — условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи».

Определение настолько размыто и обобщено, что из него нельзя сделать четкий вывод о том, что же из себя должна представлять эмблема. Эмблема применяется в обозначениях глобальных «понятий» или «идей», а не для «графического начертания названия» (как в случае с логотипом), и не в виде «уникального графического элемента» (как в случае фирменного знака). Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д...



Подробнее рассмотрим особенности эмблемы:

1) Эмблема состоит из трех частей (надписи, рисунка, подписи);

2) В эмблеме текст и рисунок имеют равнозначные смыслы, скорее усиливая друг друга, чем дополняя.

3) Эмблема выражает некую общую идею, концепцию.

Эмблемы могут быть разной формы, а также могут применяться разные цветовые гаммы.

Перед тем, как приступить к разработке символики, стоит определиться с деталями ее внешнего вида. Специалисты рекомендуют придерживаться некоторых рекомендаций в ходе оформления, а именно:

Хорошая эмблема имеет относительно простой и понятный рисунок, а также разборчивую надпись (если она есть). Помните, что эта символика будет размещаться на одежде, баннерах, фасадах зданий и во многих других местах, поэтому она должна отлично масштабироваться и не перегружаться мелкими элементами, яркими цветами или сложными шрифтами;

Рекомендуется использовать для своего символа неброские нейтральные цвета (синий, белый, серый, черный), они положительно воспринимаются аудиторией, не раздражают и не утомляют глаза. Стоит ограничиться 1-2 основными и, максимум, двумя дополнительными цветами;

Очень важным фактором является читабельность шрифта надписи – заранее протестируйте, как он будет выглядеть при сжатии или увеличении эмблемы. Лучше всего использовать простые прямые шрифты (желательно не больше двух) без лишних вензелей или засечек. Также обратите внимание на то, как шрифт будет сочетаться с графикой – их габариты должны быть соразмерны друг другу.


VII. Динамическая пауза.

Работа с активацией цвета: зажмурить крепко глаза и посмотреть на цвет, который показывает учитель. Это помогает расслабиться, улучшить настроение.


VIII. Постановка художественной задачи.

УЧИТЕЛЬ: сегодня вы узнали много нового об эмблемах. А сейчас я предлагаю вам выполнить свою собственную эмблему. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания об эмблемах.

IX. Практическая работа.


X. Анализ урока. 

В конце урока учащиеся оценивают работы друг у друга.

Завершение работы, просмотр выполненных работ, уборка рабочих мест.

XI. Рефлексия

Заполнение оценочных листов:

  • Красный с улыбкой  –  у меня всё получилось, я доволен.

  • Синий   – не всё задуманное получилось.

  • Жёлтый –       мне мало что удалось, я не доволен результатом.

Вопросы учащимся:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ребята, вам понравился наш урок?

А, что особенно понравилось?

УЧИТЕЛЬ: благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое - что новое  об эмблемах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!