СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока 7 класс "ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕЙСКОМ И РУССКОМ ИСКУССТВЕ"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний. Цель урока:Научиться видеть многообразие взглядов на внутренний мир человека сквозь призму его внешнего облика.

Просмотр содержимого документа
«План урока 7 класс "ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕЙСКОМ И РУССКОМ ИСКУССТВЕ"»

Урок 7 Тема: ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕЙСКОМ И РУССКОМ ИСКУССТВЕ


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зациисовзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль


I. Орга-низаци-онный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Рассказ
с элементами
беседы

–Вразличные времена представление человека о красоте ме­нялось но идеалы варьировались, люди начинали ценить и вос­хищаться тем, чего не замечали ранее. Однако одно оставалось неизменным - образ человека выступал главной темой в про­изведениях мирового искусства любой эпохи.

. Прекрасное человеческое тело являлось образом, воплощавшим в себе весь гармонический порядок мира. Но прекрасный образ человека вбирает в себя и другой смысл! Как вы думаете какой? (Доброта, честь, достоинство, самопожертвование и т. д.)

– Закончите предложение:

Художники всего мира, изображая человека, стремились _______________________________.

(Художники всего мира, изображая человека, стремились передать проявления внутреннего мира человека в его внешнем облике.)


Сегодняшний урок посвящен созданию образа (фигуры) любимого или просто интересного для вас героя литературы или кинофильма.

Слушают
учителя.


Отвечают
на вопросы.






Формулируют цель, выполняя задание

Фронтальная работа

Регулятивные:
определяют цель, проблему в учебной деятельности.Личностные:
осознают многообразие взглядов на внутренний мир человека сквозь призму его внешнего облика

Устные ответы


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Образ человека всегда выступал главной темой в про­изведениях мирового искусства любой эпохи. Так, если посмо­треть на образ человека во времена античности, то мы заметим, что он заметно отличается от представлений о красоте в эпоху Средневековья. Мировоззрение людей менялось, а вместе с ним менялось и искусство. Образ человека со временем изображался менее естественным. Но стоит отметить, что природные качества оставались прежними — красота лица, шея, руки — все это было так же изящно и прекрасно, но уже затмевалось помпезностью костюма, различными атрибутами, торжественностью обстанов­ки. Все это наиболее заметно при сравнении русской иконописи и европейских произведений того времени (XV—XVI столетия).

Внешняя красота становится важнее внутренней. Заметим, что художник должен обладать непревзойденным мастерством для того, чтобы ясно, без фаль­ши изобразить красоту человека. Обратите внимание, как со вре­менем меняется образ женщины, как меняются идеалы людей, представления о красоте. Все это сообщает нам и об истории кон­кретных времен, и о быте народа, его нравах. Через искусство мы познаем современный мир и мир наших далеких предков.


Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, та как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии внутреннего психологического мира человека.


Рассматривание и анализ репродукции.

Анализ композиции работ зрительного ряда. Обратить внимание на ракурс, движение фигуры, положение ее на холсте, выразительность, а не документальность в решении костюмов.

- Каждый раз даже один и тот же х-к ищет разные выразительные средства для изображения разных по характеру людей.

- А как бы изменилось содержание работы, если изменить колорит (с нежного например, на жесткий), или ритм или жест и т.д.). Это дает осознание неслучайности каждого элемента композиции.


Взгляните на картину художника Рафаэля «Женский портрет» В своем про­изведении автор сумел изобразить внутреннюю красоту человека через внешний облик. Возвышенность, чувственность женщины передана с непревзойденным мастерством. Художнику удалось наиболее живо изобразить природную, настоящую красоту. Обра­тите внимание на практически полное отсутствие дополнительных атрибутов и украшений на теле героини. Все прекрасное в этой женщине, изображенное художником, выражено исключительно естественной красотой.

Стоит сказать о драматическом образе человека в искусстве. В каж­дом произведении данной тематики (как правило, такие работы представ­лены в мифологическом жанре) мы видим красоту человека. Но красоту иную — в синтезе с болью и страда­нием. Через портрет мастер отражает свою грань счастья и горестей жизни, сострадания к человеку и воспевание его духовной силы.

Картина И. Глазунова «Княгиня Евдокия в храме» также яв­ляется выражением духовной красо­ты. Эта работа входит в цикл картин художника «Поле Куликово». Кня­гиня Евдокия была женой великого русского князя Дмитрия Донского. У стен соборов Московского Кремля она провожала на Куликово поле любимого мужа. Весь ее образ наполнен строгостью и глубокой задумчивостью, олице­творяет мудрость и силу русского народа.


– Каждая историческая эпоха вырабатывает определенный образ человека, его черты и качества как личности.

  • Валентин Серов яркий русский портретист изображал человека много и интересно, природной скромностью пропитаны все его работы и это заставляет нас возвращаться к ним снова и снова.  Серов – Левитан русского портрета.

Сравнительный анализ двух работ одного автора.

Например: В. Серов имея свой художественный почерк каждый раз искал новые средства для выражения своих замыслов. Если сравнить портреты М. Ермоловой и К. Коровина, то можно ясно увидеть, как в каждом случае художественные средства соответствуют образу изображаемого человека.

В портрете Ермоловой строгий, лаконичный силуэт и сдержанная цветовая гамма способствует созданию величественного вдохновенного образа великой актрисы. Низкий горизонт также подчеркивает значительность образа.

Портрет К. Коровина совершенно иной по характеристике и по живописному решению. Он, в отличие от портрета Ермоловой, скорее камерный. Коровин полулежит на диване, одет несколько небрежно. Написан портрет в очень свободной, как бы этюдной манере более яркими, звучными красками. И композиция портрета, и его цветовая гамма (мажорная) рисует образ человека широкой натуры.


Слушают и создают мысленный образ человека определенной эпохи.



Знакомятся
с новой информацией, смотрят презентацию.















Знакомятся
с новой информацией, смотрят презентацию, обмениваются мнениями


Знакомятся
с новой информацией, смотрят презентацию, обмениваются мнениями, делают выводы.





Фронтальная работа

Познавательные:

получают представление о человеке в соответствии с особенностями эпохи; сравнивают образы, устанавливают аналогии; понимают особенности мировоз-зрения человека во взаимосвязи
с определенной
эпохой.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются мнениями о смысловом и эмоциональном восприятии произведений – шедевров изобразительного искусства, принимают самостоятельные решения).

Личностные:
осознают свое отношение к мировоззрению других людей

Устные ответы


III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский.

Практи-ческий

– Человек, его деяния, мысли и чувства являются одной из самых популярных тем в изобразительном искусстве. 

Обсуждение выбранных героев, их характеров, как могут выглядеть. Дома вы должны были подумать и решить кто ваш кино или литературный герой ( выяснить какие герои у учащихся - в этом возрасте близки романтические герои).

Для тех кто затрудняется можно согласовать выбор с тематикой изучаемого в это время материала по литературе или истории.

Обсуждается не только характер будущих героев, но и средства которыми можно выразить его, - какой должны быть линия, тон, цвет, размер и положение героев на листе.

Объяснение порядка работы.

Начинается работа с составления эскиза. Чтобы добиться выражения своего замысла, надо основательно поработать над композицией линий силуэта. Силуэт имеет очертания, края, т.е. линии. Линии компонуются в одно целое многими способами: по характеру (плавная, мягкая, текучая), контрасту(мягкая – резкая, сочная - сухая), направлению.

Главная задача в работе над эскизом – добиться выразительности, художественного образа. Вначале работы надо компоновать общие массы – крупные и лишь потом переходить к деталям, т.е. вести работу от общего к частному.

Сочетая силуэты и формы, нельзя ни на минуту забывать о характере изображаемых героев.

Последовательность работы:

  1. Внимательно обдумав композицию портрета – фигуры,

  2. отмечают легкими засечками верхнюю и нижнюю границы изображения и, чуть касаясь бумаги, как бы просматривают всю фигуру по ее основным частям,

  3. определяют движение туловища по отношению к ногам,

  4. уточняют опору тем, что выявляют направление плечевого пояса, таза, ступней,

  5. прослеживают взаиморасположение локтей и кистей рук, коленей, характеризуют обобщенную форму тела. Все это делается с учетом движения фигуры. Фигуру при этом рисуют сразу, без предварительной подготовки, заботясь прежде всего о главном: пропорциях, движении и характере изображаемого героя.


Практическое выполнение задания.

Портрет – фигура разных героев. Вспомнить пропорции человека.

2 - 3 (можно и 1) композиционных рисунка разных (контрастных) изображений желаемых героев. (размер 0,5 – 1 альбомный лист)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места;2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.


Исследуют
картины Самостоятельно составляют
анализ произ-
ведения.

.



Выступают,
выдвигая аргументы

Индивидуальная работа

Познавательные: строят логически обоснованные рассуждения (анализ
картины).

Коммуникативные:

излагают свое мнние в монологе,
аргументируя его.

Личностные:
вырабатывают свои мировоззренческие позиции; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию – для достижения своих творческих замыслов

Устные ответы


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка работ учащихся

Выставка работ, выполненных обучающимисяна уроках. Беседа-диалог, анализ творческих работ.

Эскизы всех учащихся развешать на доске, стене или стенде т.о., чтобы получились два контрастных ряда. Обсуждение получившегося. Отметить степень выразительности, характерности героев, анализируются неудачи, выявляются причины и пути их устранения.


Интерес к жизни конкретного человека, его образу всегда преобладал в живописи в той же мере, что и в классической ли­тературе. Тема человеческой красоты всегда будет актуальна для людей искусства. Ведь именно красота, созерцание прекрасного вдохновляют мастера на создание новых идеалов

Рефлексия

Д.З. Посмотреть возможный исторический костюмный материал для своего литературного героя. Сделать зарисовки костюма. Выбрать одного самого любимого героя. Обдумать цветовую гамму.

Принести эскиз, гуашь, кисти.

Свободно перемещаются по классу, беседуя друг с другом
о том, что получилось и как

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге

Оценивание
работы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!