Методическая тема Школы: «Повышение уровня обученности учащихся, как результат непрерывного самообразования учителя и использование здоровьесберегающих и информационных технологий ».
Тема работы методического объединения:
«Активизация интереса к предметам «русский язык»,«литература» через использование ИКТ как пути повышения эффективности обученности на уроках русского языка и литературы».
Цель:
Повышать уровень профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования.
Задачи МО учителей русского языка и литературы, родного языка и литературы на 2017-2018 учебный год:
1.Совершенствование педагогической компетенции учителей по теме: «Педагогические технологии, соответствующие инновационному обучению по внедрению ФГОС ООО» через самообразование, участие в работе творческих мастерских, использование современных информационных технологий, внедрение дистанционных методов обучения.
2.Развитие системы проектирования в предметном и метапредметном пространстве школы через урочную и внеурочную деятельность.
3.Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей по теме « Современный урок как фактор формирования положительной мотивации к обучению в условиях подготовки и введения ФГОС".
4.Развитие содержания образования, интеграция основного и дополнительного образования.
5.Совершенствование технологий и методов работы с одаренными детьми.
6.Разработка рабочих программ для 5-6-7 классов в соответствии с ФГОС ООО.
Ожидаемые результаты работы:
-рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
Направления работы :
Аналитическая деятельность:
Знакомство со структурой современного урока
Анализ методической деятельности за 2016-2017 учебный год и планирование на 2017-2018 учебный год.
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования и среднего образования.
Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».
3. Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС второго поколения
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания русского языка и литературы, организации внеклассной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей ГМО, ШМО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
5. Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
План -график
на 2017-2018 учебный год
Месяц | Заседания МО | Методическая работа | Внутришкольные вопросы | Внеклассная работа | Ответственные |
Сентябрь | Заседание № 1 Тема: «Планирование и организация методической работы учителей русского языка и литературы, родного языкаилитературы на 2017– 2018 учебный год». Цель: Обсудить план работы МО на 2017 – 2018 учебный год, основные направления работы. Повестка: 1. Корректировка и утверждение методической темы и плана работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, родного языка и литературы на 2017-2018 учебный год. 2.Обсуждение нормативных, программно – методических документов. Ознакомление с базисным планом. 3.Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности. (есть изменения в оформлении). Рабочие программы факультативов и элективных курсов. 4. Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС (5-7 кл.) 5. Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году. 6.Утверждение тем по самообразованию педагогов. 7. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации. 8. Участие в конкурсе «Русский медвежонок» 9.Анализ результатов итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ ЕГЭ по русскому языку и литературе в 11-ых классах; ГИА в 9-11-ых классах; | -банк данных об аттестующихся учителях; -проведение входных контрольных работ; -создания единых правил орфографического режима в начальной и основной школе. | -утверждение рабочих программ с учетом регионального компонента; - качество составления календарно-тематических планов по предметам; - корректировка планов по самообразованию; - составление программ; -определение уровня интеллектуальной и психологической готовности первоклассников к обучению по ФГОС ООО; -проведение стартовой диагностики во всех классах; - уточнение списка учителей, аттестующихся в учебном году; -составление и утверждение графиков открытых уроков; - составление планов воспитательной работы; -утверждение графика контрольных работ на 2017-2018 учебный год. | подготовка к конкурсам | Зам. директора по УР руководитель МО, учителя |
Октябрь | Заседание № 2 Тема : «Пути повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы. Адаптация пятиклассников». Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей. Повестка: 1. Современные педагогические технологии в условиях ФГОС. Здоровьесберегающие технологии. Подготовка к педсовету «Внутренняя система контроля и оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС» 2. Выступление учителей 5-7-ых классов по освоению нового ФГОС. Результаты адаптации и входной диагностики пятиклассников. Обсуждение проблем, путей их решения. 3.Проверка выполнения программ за 1 четверть, анализ работы учителей. 4. Подготовка к школьному этапу проведения олимпиад. 5.Рассмотрение и утверждение текстов промежуточного контроля за 1 полугодие. 6.Работа с демоверсиями по подготовке 9,11 классов к ОГЭ, ЕГЭ. | -результаты стартовой диагностики ; - отчет учителей по темам самообразования; -проведение контрольных работ за первую четверть; - подведение итогов Iчетверти, выявление расхождений в программе; - посещение уроков в 5 классах (цель: выявление особенностей 5-х классов к обучению в среднем звене); - рассмотрение Положения об аттестации пед.кадров. | -посещение уроков в пятых классах с целью выявления готовности к обучению в средней школе; -подведение итогов 1 четверти; - сдача отчетов по результатам первой четверти. - Подготовка к проведению школьных олимпиад по русскому языку и литература в 5-11классах; - Подготовка к проведению итогового сочинения по литературе в 11 классе | Проведение праздника «День учителя». | зам.директора по УР руководитель МО, учителя |
ноябрь | Заседание №3 Подготовка и проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Подготовка к муниципальному и региональному этапам олимпиады по русскому языку и литературе . | | | | |
Январь | Заседание №4 Тема: «Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся». Цель: активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ. Повестка: 1.Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся. 2. Итоги 1 полугодия. 3.Представление системы работы по подготовке к ОГЭ учителя Артамоновой Т.А. 4. Представление системы работы по подготовке к ЕГЭ учителя Шакировой Е.Ю. 5. Рассмотрение графика проведения промежуточной итоговой аттестации. 6. Подготовка к методической неделе 7. Подготовка к «Неделе русского языка». Обсуждение регламента проведения 8. Планирование и проведение «Дня родных языков» 21 февраля. | -анализ работы учителей предметников в направлении освоения системы достижения планируемых результатов; -взаимопосещение уроков учителей (обмен опытом); -взаимороверка тетрадей по русскому языку (цель: соблюдение единого орфографического режима, качества проверки, периодичность, система работы над ошибками); | -проведение открытых уроков -классно-обобщающий контроль в 10-х классах, пробный ЕГЭ. | | Зам.директора по УР, ИКТ руководитель МО, учителя |
Март | Заседание № 5 Тема: «Освоение и внедрение ФГОС. Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся». Повестка: 1. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС. 2. Представление системы своей работы , обмен опытом Егорова А. В. Лобашова О.В 3.Формирование портфолио педагогов с учетом современных требований к аттестации. 4.Проведение школьных сессий НОУ 5.Классно-обобщающий контроль в 8-х классах (посещение уроков) 6.Участие в Всероссийском конкурсе «Живая классика» ( муниципальный этап) | -представление системы своей работы аттестующимися учителями; | -сдача отчётов по результатам третьей четверти; -выполнение государственных программ, норма выполнения контрольных работ, объективность четвертных оценок; - участие в городской сессии НОУ | | руководитель МО, учителя |
Май | Заседание № 6 Тема: «Подведение итогов работы МО учителей русского языка и литературы в 2017-2018 учебном году. Планирование работы МО на 2018-2019 учебный год». Цель: проанализировать результаты деятельности МО, западающие проблемы и определить пути их коррекции. 1.Анализ работы МО за 2017-2018 учебный год. 2.Обсуждение плана работы МО на 2018-2019 учебный год. 3. Методическая копилка-обзор методических находок учителей. 4.Подведение итогов работы учителей 1- 4-х классов по-новому ФГОС. | -рассмотрение и корректировка Положения о рабочей программы на 2017-2018 уч.год; -рассмотрение УМК на новый учебный год. | -административные итоговые комплексные контрольные работы по предметам за год; -мониторинг техники чтения; -отчет о прохождении программы по предметам; - оформление документации; -оценка деятельности учителей начальных классов по внедрению ФГОС. | Мероприятия ко Дню Победы. Подготовка учебников к сдаче в библиотеку. Выпускной в 4 классах. Праздник у первоклассников «Прощай, первый класс!» | Зам.директора по УР ,руководитель МО, учителя |
Сотрудничество с другими структурами:
Сотрудничество с поселковой библиотекой,
- библиотечные уроки,
- обзор журнальной периодики,
- участие в конкурсах.
- посещение литературно-музыкальных композиций,
- другие мероприятия.
2. Посещение с последующим обсуждением спектаклей
3. Организация встреч с местными поэтам и писателями
Работа с сайтом (методическая страничка – раз в четверть)
Учебники
«Русский язык»
2017-2018 учебный год
Класс | Предмет | Авторы учебника | Издательство |
5 класс ФГОС | Русский язык | Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова , Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.; науч. ред. Н. М. Шанский | М.,«Просвещение» 2012 год |
5 класс | Русский язык | Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова , Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.; науч. ред. Н. М. Шанский | М.,«Просвещение» 2007 год |
6 класс ФГОС | Русский язык | М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростнецова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян. И.И. Кулибаба науч. ред. Н. М. Шанский | М.,«Просвещение» 2016 год |
7 класс ФГОС | Русский язык | М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростнецова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян. И.И. Кулибаба, О.М. Александрова науч. ред. Н. М. Шанский | М.,«Просвещение» 2013 год |
7 класс ФГОС | Русский язык | Л.Н.Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская,А.Г. Нарушевич, О.Ф. Вакурова | М., Просвещение» 2017 год |
7 класс | Русский язык | М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростнецова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян. И.И. Кулибаба, О.М. Александрова науч. ред. Н. М. Шанский | М., Просвещение» 2009 год |
8 класс | Русский язык | С.Г.Бархударова, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко | М.,«Просвещение» 2007 |
9 класс | Русский язык | Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростнецова, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова науч. ред. Н. М. Шанский | М.,«Просвещение» 2013 год |
10 класс | Русский язык | Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А. Мищерина | М., «Русское слово» 2010 год |
11 класс | Русский язык | Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А. Мищерина | М., «Русское слово» 2010 год |
«Литература»
Класс | Предмет | Авторы учебника | Издательство |
5 класс ФГОС | Литература | В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин | М.,«Просвещение» 2012 год |
5 класс | Литература | В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин | М.,«Просвещение» 2006 год |
6 класс ФГОС | Литература | В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин | М.,«Просвещение» 2016 год |
7 класс ФГОС | Литература | В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин | М.,«Просвещение» 2013 год |
7 класс | Литература | В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин | М.,«Просвещение» 2003 год |
7 класс ФГОС | Литература | В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова по ред. В.Ф.Чертова | М.,«Просвещение» 2017 год |
8 класс | Литература | В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин | М.,«Просвещение» 2010 год |
9 класс | Литература | В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин | М.,«Просвещение» 2012 год |
9 класс | Литература | В.Я.Коровина, И.С.Збарский В.И.Коровин | М.,«Просвещение» 2002 год |
10 класс | Литература | И.Н. Сухих | М., «Академия» 2009 год |
11 класс | Литература | И.Н. Сухих | М., «Академия» 2010 год |
Анализ условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ
В 2017-2018 учебном году МО работает в составе 3 человек:
1.Шакирова Елена Юрьевна- учитель русского языка и литературы ШМО
2. Артамонова Татьяна Александровна- учитель русского языка и литературы
3. Егорова Алла Владимировна- учитель русского языка и литературы
№ п\п | Ф.И.О | Тема самообразования |
1. | Егорова Алла Владимировна | Управление познавательной и творческой деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы |
2. | Шакирова Елена Юрьевна | Воспитание нравственности на уроках русского языка и литературы как основа формирования личности учащегося, развитие его творческих способностей |
4. | Артамонова Татьяна Александровна | «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках развития речи». |
План работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ »
2017 – 2018учебный год.
Работа с администрацией | Работа с учащимися | Работа с родителями |
Сентябрь - ноябрь |
Проведение заседания педагогического совета по вопросам подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ. | Беседы – разъяснения : - содержание и цели проведения ЕГЭ по русскому языку - ознакомление с организацией и технологией проведения ЕГЭ - психологический настрой | Выступление на родительском собрании по вопросу подготовки к ЕГЭ по русскому языку. |
Заседание МО «Анализ результатов сдачи ЕГЭ в 2016 -2017 учебном году .Проблемы преподавания отдельных вопросов предметных курсов». | - Выбор оптимальной стратегии подготовки к ЕГЭ. - Как найти в интернете демоверсии и работать по ним (рассмотреть изменения в демоверсиях) | Индивидуальные беседы: - цели и содержание ЕГЭ - технология проведения ЕГЭ - психологическая поддержка ребёнка |
«Проведение ЕГЭ в 2017году», Подготовка учащихся к ЕГЭ в 2018 году». | Диагностическая работа № 1. Анализ и работа над ошибками. | Организация приобретения необходимой учебной литературы: В.И. Капинос, И.П. Цибулько и др. «ЕГЭ 2017-2018.Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся». И.П. Цибулько « ЕГЭ 2018г. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты(36)». |
Декабрь - январь |
Заседание МО : Круглый стол «Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (методы подготовки к экзаменам в 9-ых и 11-ом классах); | Диагностическая работа № 2. Анализ, сравнение с результатами первой работы. Работа над ошибками. | Выступление на родительском собрании «О ходе подготовки к сдаче ЕГЭ. Проблемы и пути их устранения». |
Организация психологического сопровождения: консультации, тренинги, беседы. | Обучение учащихся написанию эссе (части С), особенно подбору аргументов. | Индивидуальные консультации для родителей |
Диагностика учебных достижений выпускников, сравнение с результатами прошлого года. | Контроль за самоподготовкой учащихся на сайте Дневник .ру | |
Первый этап сдачи экзамена по литературе (сочинение) | Оценка результата (зачёт, незачёт) | |
| Держать под особым контролем подготовку учащихся « группы риска». Наладить работу групп взаимопомощи. | |
Февраль - март |
Ознакомление с нормативными и распорядительными документами: - с приказами: «Об участии вузов в ЕГЭ в 2017 году», «О проведении пробного экзамена», - с инструкциями: | Работа с контрольно-измерительными материалами. | Индивидуальные беседы- консультации по вопросам подготовки к ЕГЭ. |
| Диагностическая работа № 3. Анализ, сравнение с работами № 1 и № 2. Работа над ошибками. | |
| Обеспечение помощи учащимся в преодолении затруднений и построении индивидуального плана подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, | |
Заседание МО по вопросам: «Подготовка проведения повторения в конце учебного года», «Отработка самостоятельной работы и навыков по тестовым технологиям». | Ознакомление учащихся с процедурой проверки частей А и с критериями проверки части С. | |
Апрель - май |
Ознакомление с нормативно-распорядительными документами: - Приказ о формах, сроках и продолжительности ЕГЭ в 2018 году. - Приказ «О порядке окончания учебного года», - Приказ «ОБ утверждении положения об итоговой аттестации». - Правила приёма и зачисления в вузы по итогам ЕГЭ. | Ознакомление учащихся с нормативными документами. Ознакомление с правилами поведения на экзамене (права и обязанности выпускников). | Индивидуальные беседы- консультации по вопросам подготовки к ЕГЭ. |
| Проведение практических занятий: - правила заполнения бланков на экзамене, - консультации по отдельным темам. Консультации администрации, психолога, классного руководителя («ЕГЭ в вопросах и ответах | |
Июнь |
Сводный аналитический отчёт и проведения по совершенствованию процедуры подготовки к ЕГЭ. | Проведение опросов общественного мнения (выпускники, родители) об организации, содержании, результатах ЕГЭ. | |
В течение учебного года :
Проведение 1-2 раза в неделю индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ
Дополнительные занятия по русскому языку 1 час в неделю. Курс по выбору. Русский язык ОГЭ:
11 класс - «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» Шакирова Е.Ю
9 класс - Шакирова Е.Ю Артамонова Т.А
Дополнительные занятия по литературе 1 час в неделю:
11 класс – «Теория и практика написания сочинения» Шакирова Е.Ю.
Оформление школьной документации по ЕГЭ, заседаний МО
Оформление стенда к ЕГЭ и ОГЭ в кабинете:
- изменения в демоверсиях
- график диагностических работ
- адреса сайтов, телефоны « горячей линии»
- советы врача, психолога, учителя
- источники информации, материалы для подготовки
Доведение до сведения родителей результатов диагностических работ.
Ознакомление учащихся и родителей с адресами сайтов, ресурсных центров, с телефонами «горячей линии».
10