«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по ВР Директор МБОУ В-Ханжоновской СОШ
МБОУ В-Ханжоновской СОШ ___________________________
___________________________ В.А. Безуглова
Денисенко А.С.
План работы школьной библиотеки.
на 2018-2019 учебный год.
Педагог - библиотекарь: Привалова М.В.
1.Основные цели и задачи школьной библиотеки:
Цели библиотеки соотносятся с целями школы:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания общеобразовательных программ;
-обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного обслуживания;
- содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании обучающихся;
- привитие обучающимся любви к чтению, воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
- привлечение обучающихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи, познавательных интересов и способностей, расширения кругозора;
- оказание помощи в деятельности обучающихся и учителей при реализации образовательных проектов.
- усовершенствовать и освоить новые библиотечные технологии.
Задачи школьной библиотеки:
- формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой.
- пополнение картотеки учебников, запись и оформление вновь поступившей литературы, ведение документации, составление библиографического описания книг и журналов.
- оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми книгами литературы согласно датам литературного календаря.
- осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку.
- осуществление образовательной, информационной и воспитательной работы среди учащихся школы.
- организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
- оказание помощи в деятельности обучающихся и учителей при реализации образовательных проектов. Работа с педагогическим коллективом.
- воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой родине.
Основные функции школьной библиотеки:
1. Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.
2. Информационная - предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
3. Воспитательная – способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
4. Культурная — организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Направления деятельности библиотеки: - библиотечные уроки; - информационные и прочие обзоры литературы;
- беседы о навыках работы с книгой;
- подбор литературы для внеклассного чтения;
- выполнение библиографических запросов;
- поддержка общешкольных мероприятий.
Формирование фонда библиотеки:
1. Работа с библиотечным фондом учебной литературы.
- подведение итогов движения фонда;
- диагностика обеспеченности обучающихся учебниками;
- работа с перспективными библиографическими изданиями (тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования и региональным комплектом учебников, прайс-листами);
- составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники;
- подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году для обучающихся;
- прием и обработка поступивших учебников, оформление накладных;
- запись в книгу суммарного учета;
- штемпелевание, оформление карточки;
- составление отчетных документов;
- прием и выдача учебников по графику;
- информирование учителей о новых поступлениях учебников;
- списание фонда с учетом ветхости, морально-устаревшей и смены программ, по установленным правилам и нормам;
- проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)
- 2. Работа с фондом художественной литературы
- обеспечение свободного доступа;
- выдача изданий читателям;
- соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах;
- систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
- ведение работы по сохранности фонда;
- создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.
Справочно-библиографическая работа:
1. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний.
2. Знакомство с правилами пользования библиотекой.
3. Знакомство с расстановкой фонда.
4. Ознакомление со структурой и оформлением книги.
5. Овладение навыками работы со справочными изданиями.
7. Выполнение информационных и тематических справок.
Воспитательная работа
1. Способствование формированию личности обучающихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы.
2. Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения.
3. Организация выставок, стендов, проведения культурно-массовой работы. Индивидуальная работа при выдаче книг:
- рекомендательные беседы,
- беседа о прочитанном,
- беседа о новых поступлениях (книг, журналов, справочников),
- исследования читательских интересов пользователя.
Реклама библиотеки
1. Подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления
выставок, разделителей по мере проведения.
Профессиональное развитие работника библиотеки
1. Посещение МО, семинаров, присутствие на открытых мероприятиях.
2. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
3. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг; компьютеризация библиотеки, пополнение видеотеки;
4. Повышение квалификации на курсах;
5. Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека», «Библиотека в школе», газеты;
6. Взаимодействие с другими библиотеками.
Работа с библиотечным фондом
План работы школьной библиотеки на 2018 – 2019 учебный год.
№ | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственный |
Работа с библиотечным фондом |
1 | Изучение состава фондов и анализ их использования. | В течение года | Педагог-библиотекарь |
-
| Работа с Федеральным перечнем учебников. Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в 2019-2020 учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники на 2019-2020 учебный год | Сентябрь –март . | Педагог-библиотекарь |
-
| Прием и техническая обработка новых учебных изданий. | По мере поступления | Педагог-библиотекарь |
2 | Прием и выдача учебников | Май, август | Педагог-библиотекарь |
3 | Информирование учителей и обучающихся о новых поступлениях учебников | По мере поступления | Педагог-библиотекарь |
-
| Обеспечение сохранности: Рейды по проверке учебников Проверка и ремонт учебного фонда | 1 раз в четверть | Педагог-библиотекарь |
-
| Периодическое списание фондов учебников и художественной литературы с учётом ветхости, морального износа, срока хранения и учебных программ. | По мере образования | Педагог-библиотекарь |
-
| Сверка с бухгалтерией на начало учебного года. Работа с документами. | Сентябрь-октябрь | Педагог-библиотекарь |
-
| Введение электронного каталога | В течение года | Педагог-библиотекарь |
-
| Пополнение и редактирование алфавитного каталога, картотеки статей | В течение года | Педагог-библиотекарь |
-
| Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся. | Раз в месяц | Педагог-библиотекарь, актив библиотеки. |
-
| Эстетическое оформление библиотеки | Постоянно | Педагог-библиотекарь |
Работа с читателями |
-
| Обслуживание читателей. | В течение года | Педагог-библиотекарь |
5 | Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах. | В течение года | Педагог-библиотекарь |
6 | Выставка одной книги по творчеству детских писателей и поэтов. | 4 раза в год | Педагог-библиотекарь |
7 | «Десять любимых книг» -популярные издания (выставка) | В течение года | Педагог-библиотекарь |
8 | Изучение читательских формуляров с целью выявления задолжников. Возврат книг | 1 раз в четверть | Педагог-библиотекарь |
9 | Проведение бесед по классам о правилах пользования школьной библиотекой. О культуре чтения книг и периодики. | 1 четверть | Педагог-библиотекарь |
-
| Подготовка рекомендаций для читателей – школьников в соответствии с возрастными категориями | Постоянно | Педагог-библиотекарь |
-
| Работа по выявлению «Самого читающего класса» и «Лидер чтения 2018-2019 учебного года» | В течение года | Педагог-библиотекарь |
-
| Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, журналах и газетах. | В течение года | Педагог-библиотекарь |
-
| Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации. | В течение года | Педагог-библиотекарь |
Массовая работа |
-
| 1-й класс Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)? Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт). Посвящение в читатели | Октябрь Февраль | Педагог-библиотекарь |
-
| 2-й класс Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация | Ноябрь Март | Педагог-библиотекарь |
-
| 3-й класс Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы). Изготовление книжек-самоделок. Тема № 2. Периодические издания для младших школьников. | Декабрь Апрель | Педагог-библиотекарь |
-
| 4-й класс Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки | Январь Май | Педагог-библиотекарь |
-
| 5-й класс Тема .Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними | Ноябрь | Педагог-библиотекарь |
-
| 6-й класс Выбор книг в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке | Декабрь | Педагог-библиотекарь |
-
| 7-й класс Выбор книг. Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею | Январь | Педагог-библиотекарь |
-
| 8-й класс Расстановка фонда в библиотеки | Февраль | Педагог-библиотекарь |
-
| 9-й класс Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения | Март | Педагог-библиотекарь |
-
| 10 – 11 класс Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада | Апрель | Педагог-библиотекарь |
-
| День солидарности в борьбе с терроризмом. | 3 сентября | Педагог-библиотекарь |
-
| День учителя | 5 октября | |
12 | 1) «Великий мастер языка и слова» посвящается 200-летию со дня рождения И.С Тургенева (1818-1883), русского писателя. 2) «Весёлые истории Николая Носова» приуроченная к 110 летию со дня рождения Н.Н. Носова (1908-1976), детского писателя 3) 105 лет (1913-1972) со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского - русского детского писателя. | Ноябрь | Педагог-библиотекарь |
13 | 1)95 лет (1923-1984) со дня рождения Владимира Федоровича Тендрякова - русского писателя. 2)215 лет (1803-1873) со дня рождения Федора Ивановича Тютчева - русского поэта, несравненного мастера философской, пейзажной и любовной лирики. 3)Подготовка к празднованию Нового года. | Декабрь | Педагог-библиотекарь |
-
| 115 лет со дня рождения писателя и публициста А.П. Гайдара (1904-1941) | Январь | Педагог-библиотекарь |
-
| 1)125 лет со дня рождения русского писателя В.В. Бианки (1894-1959) 2)250 лет со дня рождения писателя и драматурга И.А. Крылова (1769-1844) 3) «Сильная армия – сильная Россия» посвящена Дню защитника Отечества | Февраль | Педагог-библиотекарь |
-
| 1)195 лет со дня рождения русского писателя и педагога К.Д. Ушинского (1824-1870/71) 2)135 лет со дня рождения русского писателя-фантаста А.Р. Беляева (1884-1942) 3) « Имя тебе – женщина!» приуроченная к празднику Международный женский день | Март | Педагог-библиотекарь |
16 | 1)210 лет со дня рождения Н.В. Гоголя (1809-1852) 2)Памятная дата России: День космонавтики установлен указом Президиума Верховного Совета СССР в 1962 году в ознаменование полета человека в космос. Всемирный день авиации и космонавтики с 2011 года он носит еще одно название - Международный день полета человека в космос. 3)275 лет со дня рождения русского драматурга Д.И. Фонвизина (1744-1792) 4)120 лет со дня рождения писателя и литературоведа В.В. Набокова (1899-1977) 5) 455 лет со дня рождения английского поэта и драматурга У. Шекспира (1564-1616) | Апрель | Педагог-библиотекарь |
17 | 1) 95 лет со дня рождения писателя В.П. Астафьева (1924-2001) 2)День воинской славы России: День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год). 3)День славянской письменности и культуры | Май | Педагог-библиотекарь |
Литературный календарь 2018-2019
• «190 лет со дня рождения Л.Н.Толстого» сентябрь
• «200 лет со дня рождения И.С.Тургенева» ноябрь
• «110 лет со дня рождения Н.Н.Носова» ноябрь
• «105 лет со дня рождения В.Ю.Драгунского» ноябрь
• «215 лет со дня рождения Ф.И.Тютчева» декабрь
• «115 лет со дня рождения А.П.Гайдара» январь
• «125 лет со дня рождения В.В.Бианки» февраль
• «135 лет со дня рождения А.Р.Беляева» март
• «275 лет со дня рождения Д.И.Фонвизина» апрель
• «95 лет со дня рождения В.П.Астафьева» май