Основные направления работы с "трудными" учащимися I. Изучение "трудных" 1. Выявление "трудных" школьников 1 класса, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем. 2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в классе". 3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств. 4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона. 5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений. II. Реализация личностного подхода. 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. - Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; - Говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. - Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. 2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему. - Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; - организовать переубеждение на его собственном опыте. 3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; -Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка. - Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; - Быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его. 4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях. -Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на его проявление; - Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного. 5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому. - Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; - вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям. 6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников. - Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям; - Беречь ребячьи тайны, не предавать их; - Требовать от себя больше, чем от окружающих. Планирование работы классного руководителя c "трудными" учащимися: Задачи воспитательной работы: Воспитание у "трудных" наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности. С "трудными" детьми вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками. Разделы плана: а) Работа с коллективом учащихся по реализации Программы воспитания (по Кочетову); направление коллективного воздействия на детей,имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную; коррекция форм общения, поведения, формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками. б) Деятельность детей, направленная на вовлечение "трудных" в КТД, классное самоуправление и т. д. в) Индивидуальная работа со слабоуспевающими, "трудными" учащимися и их семьями. Оказание педагогической помощи родителям, их детям учебной помощи, контроль за поведением детей в школе и вне ее, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса" школы. Темы бесед и консультаций: "Помощь детям в учении", "Роль мамы (папы) в создании положительного микроклимата в семье", "Дети и деньги", "Детская ложь" и др. Задачи воспитательной работы: Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности "трудных". Обучение их культуре поведения на основе управления собой. Знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками. Разделы плана: а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе. б) Организация самопознания и самовоспитания "трудных" подростков. в) Определение форм индивидуальной помощи, выявление пробелов в знаниях и способов их ликвидации, поднятие престижа и уважения к "трудным" через систему посильных поручений. Организация медицинской помощи, включение в работу кружков, секций, вовлечение в движение милосердия. Педагогические консультации по теме: "Ваш беспокойный ребенок","Семейные проблемы", круглые столы "Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др. г) Совместная работа с семьей, общественностью и правоохранительными органами. Задачи воспитательной работы: перестройка отношений "трудного" подростка(снять настрой на ситуацию конфликта) в отношениях с учителями, со сверстниками,; перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем; включение"трудного" в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности). перестройка отношения к учебной деятельности, к труду Разделы плана: а) Работа с коллективом учащихся по реализации целевых Программ "Твое призвание", "Культура и личность", "Мир человека", "Творчество и самотворчество", "Безопасное поведение", направленных на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, труду, формирование культуры межличностного и меж полового общения, организацию самопознания и самовоспитания, самореализации. б) Деятельность детей. Включение "трудных" в общественно полезные дела: в чередование творческих поручений, КТД "Истина", "Красота","Интеллект", "Добро". Классное самоуправление. Самодиагностика личности "трудного". в) Индивидуальная работа. Работа по преодолению эгоистичности, лености и лживости - главных . Организация помощи "трудным".
Организация личности "трудного" ребенка. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника". Забота об укреплении положения детей в классном коллективе,организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений. Формирование положительной Я - концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время. Организация психологической помощи 1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений. 2. Выявление проблем семейного воспитания: не отреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д. 3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. 4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими. 5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания. Организация свободного времени "трудных" школьников Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений.т д. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 30 часов, а в день - до 6 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. 1. Изучение интересов и способностей детей. 2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия. 3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг. 4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов. 5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях. 6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей |