муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Сафоново Смоленской области»
Программа по самообразованию
учителя изобразительного искусства
Бурцевой Татьяны Николаевны
на 2019-2023 учебный год
Тема: «Разнообразие форм, методов и приемов художественного творчества на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Уроки изобразительного искусства призваны помочь каждому ребенку понять, какой он способный, талантливый, почувствовать вкус творчества, полет фантазии.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений; виртуальные экскурсии.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:
изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура,
конструктивные искусства – архитектура, дизайн, различные декоративно-прикладные виды искусства.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании патриотизма. Эта задача не в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами.
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование художественной культуры учащегося посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Развитие художественно-образного мышления.
Формирование ключевых компетенций через различные формы деятельности на уроке и во внеурочное время.
Формирование эмоционально-ценностного, чувственного опыта у учащихся, выражаемого в искусстве.
Развитие креативности мышления, поиска особых приемов и способов передачи своего отношения к окружающему миру.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ценностно-смысловые компетенции.
Общекультурные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования.
ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Направления деятельности | Содержание деятельности |
Накопление теоретических знаний | Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов Накопление и изучение материала Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике |
Проектирование собственной деятельности | Освоение новых форм и методов ведения занятий. Апробация отдельных приемов и техник художественного творчества. Внедрение в практику обучения ИЗО новых форм, методов и приемов художественного творчества . |
Изучение состояния выбранной темы в практике работы | Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов художественного творчества. Мониторинг изменения интереса учащихся к художественной деятельности. |
Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования | Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов художественного творчества. Применение новых форм, методов и приемов художественного творчества во внеурочной работе. Участие учащихся в творческих конкурсах различного уровня. |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Формирование у учащихся ключевых компетенций:
ценностно-смысловые общекультурные компетенции - восприятие искусства как духовной летописи человечества и вместе с тем понимание красоты окружающего мира, поиск объектов искусства в обыденной жизни.
учебно-познавательные компетенции - развитие воображения, творческого потенциала учащихся, желания подходить к любой своей деятельности творчески.
информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.
коммуникативные компетенции - уметь представить себя, показать свои возможности перед товарищами, участвуя в конкурсах.
здоровьесберегающие компетенции - владение способами позитивного отношения к своему здоровью.
компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2019-2020 | Школьные МО Изучение литературы |
Прогностический | 1. Определение целей и задач темы 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы 3. Прогнозирование результатов | 2019-2020 | 1. Выступление на заседании Р МО |
Практический | 1. Внедрение опыта работы 2. Формирование методического комплекса 3. Корректировка работы | 2020-2021 | 1. Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Формирование учебной мотивации на уроках изобразительного искусства» 2. Открытые уроки 3. Участие в творческих конкурсах. |
Обобщающий | 1. Подведение итогов 2. Оформление результатов работы | 2020-2021 | 1. Выступление на заседании МО учителей 2. Участие и результаты в конкурсах, олимпиадах 3. Консультативная помощь учителям и обучающимся |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2020-2021 | 1. Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте «Мультиурок» 2. Участие в конкурсах, и выставках. |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.