Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Песчано-Ковалинская средняя общеобразовательная школа
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
План работы
по подготовке учащихся
к ОГЭ по информатике и ИКТ
Копцевой Н. И.,
учителя первой квалификационной категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
План составлен с учетом кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений для проведения Государственной (итоговой) аттестации 2020 года по информатике, с учетом анализа результатов Государственной (итоговой) аттестации за 2019 год в школе и муниципальном районе. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. за № 1089).
Программа разработана в точном соответствии с рекомендациями демонстрационного варианта КИМ, утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и научно-методического совета ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).
Демонстрационный вариант ОГЭ по информатике 2020 года разработан по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Содержание его полностью соответствует материалу, изучаемому в рамках систематического курса информатики в 7-9 классах. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2020 г., приведѐн в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников 9-ых классов общеобразовательных учреждений по информатике, размещѐнном на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведѐнные критерии оценивания выполнения заданий с развѐрнутым ответом, включѐнные в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развѐрнутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ следует выделять следующие составляющие:
• предметная готовность (или содержательная);
• информационная готовность;
• психологическая готовность.
Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ обеспечивает повышение эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога, учителя-предметника, учащихся и их родителей.
Содержание информационной деятельности по вопросам ОГЭ
В информационной деятельности по подготовке к ОГЭ выделю три направления:
1. Информационная работа с педагогами.
2. Информационная работа с учениками.
3. Информационная работа с родителями.
Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):
• правила поведения на экзамене;
• правила заполнения бланков;
• информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ОГЭ;
• пробные внутришкольные экзамены ОГЭ;
Содержание информационной работы с родителями учащихся:
Необходимо шире использовать возможности родительского комитета. Родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями учеников данного класса.
Одно из направлений совместной работы родительского комитета и учителей предметников, ведущих учебные занятия в данном классе - информационная деятельность. Поскольку родители являются главными 3 заказчиками на образовательные услуги школы, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов и ОГЭ как форме аттестации их детей и критериях оценивания и т.д.
1). Родительские собрания: - информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;
- ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ОГЭ;
- информирование о результатах пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ;
- о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ОГЭ в школе.
2) Индивидуальное консультирование родителей (учителями предметниками, классным руководителем, педагогом-психологом).
Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА в форме ОГЭ
1. Полный перечень материалов по информатике (более двадцати разделов с цифровыми образовательными ресурсами) размещѐн по адресу http://school-collection.edu.ru.
2. Электронные ресурсы по информатике: http://metodist.lbz.ru/iumk/physics/e-r.php
3. Портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
4. Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.org
5. www.fipi.ru.
Мониторинг качества образования
Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ОГЭ, отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок на экзамене.
Работа с классным руководителем
Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник - ученик - родители ученика. Именно классный руководитель делает все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.
Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
В КИМ 2020 г. расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, за счёт включения трёх новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером:
• поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11);
• анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);
• создание презентации или текстового документа (задание 13).
В отличие от КИМ 2019 г., в КИМ 2020 г. отсутствуют задания с выбором ответа из предложенных альтернатив, т.е. во всех заданиях предусмотрен либо краткий, либо развёрнутый ответ.
Из КИМ 2020 г. исключены задания, тематика которых в значительной степени дублируется другими заданиями, в том числе компьютерными. Таким образом, количество заданий сокращено до 15 при увеличении времени на выполнение компьютерных заданий, с сохранением общего времени на выполнение работы 150 минут.
Распределение заданий КИМ по уровням сложности
В КИМ представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня проверяют освоение базовых знаний и умений, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Задания повышенного уровня сложности проверяют способность экзаменуемых действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо выбрать этот способ из набора известных ему или сочетать два-три известных способа действий. Задания высокого уровня сложности проверяют способность экзаменуемых решать задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения и необходимо сконструировать способ решения, комбинируя известные им способы. В таблице представлено распределение заданий по уровням сложности.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального 4 первичного балла за всю работу, равного 22 |
Базовый | 10 | 10 | 52 |
Повышенный | 3 | 4 | 22 |
Высокий | 2 | 5 | 26 |
Итого | 15 | 19 | 100 |
Задания части 1 выполняются обучающимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.
Задания части 2 выполняются экзаменуемыми на компьютере.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого задания части 1 и заданий 11 и 12 части 2 оценивается 1 баллом. Задание части 1 считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий эталону верного ответа.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за
выполнение заданий с кратким ответом, равно 12.
Выполнение заданий 13 и 15 с развёрнутым ответом оценивается от 0 до 2 баллов, выполнение задания 14 – от 0 до 3 баллов. Ответы на эти задания проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие ответов определённому перечню критериев). Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий с развёрнутым ответом, равно 7.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить
за выполнение всех заданий экзаменационной работы, равно 19.
План работы
Сроки | Организационно-методическая работа учителя | Работа с учащимися |
Сентябрь | 1. Изучение инструкций и приказов по проведению ОГЭ 2. Отслеживание нормативных документов по ОГЭ 3. Пополнение перечня учебной литературы и материалов по подготовке к ОГЭ новинками. Использование Интернет-ресурсов 4. Анализ типичных ошибок при сдаче ОГЭ за прошлый учебный год 5. Планирование работы по подготовке учащихся к ОГЭ на уроках | 1.Перечитать и прокомментировать выпускникам методические рекомендации для учащихся по подготовке к ОГЭ по информатике 2. Познакомить с инструкцией участия выпускников 9 класса в ОГЭ. 3. Познакомить учащихся с новой моделью ОГЭ по информатике. |
Октябрь | 1. Подготовка папки для информации и знакомства с документами по ОГЭ 2. Изучение новых технологий при подготовке учащихся к ОГЭ | 1.Сосредоточить работу с учащимися на выполнении заданий 1-5 |
Ноябрь | 1. Знакомство и изучение новой педагогической литературы по проведению ОГЭ 2. Работа с заданиями части 1. 3. Обновление стенда «Готовимся к ГИА» | 1.Составление диагностических карт учащихся (сильные, слабые учащиеся) 2. Ознакомление с основными направлениями самостоятельной работы учащихся по подготовке к ОГЭ 3. Дифференцировать дидактический и контрольный материал для работы с учащимися с разным уровнем подготовленности к экзамену 4.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ |
Декабрь | 1. Изучение методики обучения выполнения тестов 2. Работа с заданиями части 1. 3. Проведение пробного тестирования в режиме ОГЭ. 4. Работа со слабоуспевающими учащимися 5. Подготовка материалов (информационных, наглядных) к выступлению на родительском собрании. | 1. Отработка навыков выполнения заданий части 1 (задания 1-10) 2. Сориентировать учащихся на выполнение заданий части 2. 3. Работа по заполнению бланков |
Январь | 1.Итоги успеваемости учащихся 9 класса в первом полугодии 2.Анализ ошибок тестирования в режиме ОГЭ за первое полугодие 3.Обзор текущей информации по ОГЭ 4.Обмен опытом с коллегами по подготовке учащихся к ОГЭ | 1.Индивидуальная работа с учащимися по индивидуальным маршрутам 2. Права и обязанности участника экзамена 3.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ |
Февраль | 1.Обзор текущей информации по ОГЭ 2.Подготовка к проведению пробного тестирования в режиме ОГЭ | 1. Работа со слабоуспевающими учащимися 2.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) |
Март | 1.Анализ результатов проведения пробного тестирования в режиме ОГЭ 2.Работа с заданиями части 2. 3.Работа со слабоуспевающими учащимися | 1.Обучение (тренировки) уч-ся 9 класса навыкам работы по тестам на время. 3.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально |
Апрель | 1.Подготовка памяток с рекомендациями для выпускников и их родителей 2. Работа с заданиями части 1 и 2. 3.Работа со слабоуспевающими учащимися | 1. Обучение (тренировки) уч-ся 9 класса навыкам работы по тестам на время. 2. Индивидуальное консультирование учащихся: работа над пробелами в знаниях 3. Работа со слабоуспевающими учащимися 4.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ 5.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально |
Май | 1.Обзор текущей информации по ОГЭ 2.Проведение консультаций для учащихся перед экзаменом 3.Итоги успеваемости учащихся 9 класса за второе полугодие | 1. Проведение консультаций перед экзаменом 2.Пробный экзамен по форме и материалам ОГЭ 3.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного экзамена) индивидуально |
Июнь | 1.Анализ итогов сдачи ОГЭ – 2020 2.Отчет по результатам ОГЭ для зам. директора по УР, руководителя МО | |
План график подготовки к ОГЭ – 2020 по информатике и ИКТ
№ п/п | Наименование тем, разделов | Сроки |
1. | Ознакомление учащихся с планом консультаций. Знакомство с проектом государственной аттестации 2020 года по информатике: кодификатор, спецификация, демонстрационный вариант работы | сентябрь |
2. | Оценка объёма памяти, необходимой для хранения текстовых данных | сентябрь |
3. | Кодирование и декодирование кодовой последовательности | октябрь |
4. | Определение истинности составного логического высказывания | октябрь |
5. | Анализ простейших моделей объектов | октябрь |
6. | Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | ноябрь |
7. | Диагностическая работа № 1 задания части 1 базовый уровень | ноябрь |
8. | Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования | ноябрь |
9. | Принципы адресации в сети Интернет | декабрь |
10. | Принципы поиска информации в Интернете | декабрь |
11. | Анализ информации, представленной в виде схем | декабрь |
12. | Запись числа в различных системах счисления | январь |
13. | Диагностическая работа № 2 задания части 1, базовый уровень | январь |
14. | Поиск информации в файлах и каталогах компьютера | февраль |
15. | Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию | февраль |
16. | Создание презентаций | март |
17. | Создание текстовых документов | март |
18. | Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы | апрель |
18. | Диагностическая работа № 3 | апрель |
19. | Создание и выполнение программы для заданного исполнителя | апрель |
20. | Работа с тестами, задания части 1 и части 2 | май |
21. | Отработка заданий КИМ повышенного уровня | май |
22. | Контрольное тестирование | май |
Информационное сопровождение программы
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (утверждѐн приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089).
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по Информатике и ИКТ
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по Информатике и ИКТ
4. http://sdamgia.ru/
5. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx
6. http://oge.ru