Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 21
Чкаловского района города Екатеринбурга
План
организационных мероприятий по работе с одарёнными детьми
МО естественнонаучного цикла
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Т.Г.Скутарь,
руководитель МО естественнонаучного цикла,
высшая квалификационная категория
Цель и задачи по работе с одаренными детьми:
1. Выявление одаренных детей.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- обучение через методическую учебу, методсоветы, самообразование;
- накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
- знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления;
инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу
- создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
- внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.
- расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
- создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
3. Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Для реализации третьей цели необходимо решить следующие задачи:
-Создание системы урочной, внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
-Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм урочной и внеурочной деятельности.
-Организация системы исследовательской работы учащихся.
-Обеспечение доступности качественного образования.
-Создание условий для развития и комплексной поддержки одаренных школьников.
-Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
-Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
II. Основные задачи методического обеспечения плана
-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого-медикопедагогическую поддержку одаренных детей;
- расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися
III. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
IV. Направления работы:
1. Диагностика склонностей учащихся и притязаний, обучающихся и их родителей. Создание банк данных.
2. Пополнение банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности (показатели в учебе, итоги олимпиад, конкурсов, конференций).
3. Создание системы взаимодействия с внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
4. Забота о социальной защите и поддержке одаренных обучающихся
5. Накопление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, осуществления индивидуализации обучения в 8-9 классах.
6. Повышение квалификации педагогов.
7. Осуществление целенаправленной работы по преемственности обучения начального и основного звена. (совместные ШМО, проблемные группы, взаимопосещения)
8. ВШК при посещении уроков и проверке школьной документации по изучению опыта работы с одаренными детьми.
9. Презентация опыта на педагогических советах, ШМО.
10. Организация учебной и внеучебной деятельности педагогами ставятся следующие задачи:
-Учет индивидуальных возможностей учащихся.
-Повышение степени самостоятельности учащихся.
-Расширение познавательных возможностей учащихся.
-Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
-Развитие творческих способностей учащихся ( через конкурсы рисунков, устного творчества, сочинений, исследовательской деятельности, составлении различных головоломок и проч., музыкальное оформление тематических общешкольных мероприятий).
11. Организация работы факультативов, секции
Формы работы с одаренными учащимися
- групповые и индивидуальные занятия с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская работа учащихся.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные | Форма контроля |
1. | Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся. | Сентябрь-октябрь | Все члены МО | |
2. | Составление плана работы с одаренными детьми. | Сентябрь Октябрь | Все члены МО | План работы с одарёнными детьми |
3. | Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся. Сентябрь- Май Кл. рук. Анализ | Сентябрь-май | Все члены МО | Анализ |
4. | Формирование списка одаренных детей. | В течение года | Все члены МО | Выступление членов МО на заседаниях МО |
5. | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | В течение года | Все члены МО | |
6. | Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке 8. Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках | В течение года | Все члены МО | |
7. | Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках | В течение года | Все члены МО | Посещение и анализ уроков |
8. | Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе | В течение года | Все члены МО | Наблюдение, собеседование, анализ |
9. | Подготовка обучающихся к 1 туру школьной олимпиады | Сентябрь-октябрь | Все члены МО | |
10. | Участие в районных предметных олимпиадах школьников. | Октябрь- декабрь | Все члены МО | Списки, заявка, справка |
11. | Анализ итогов олимпиады школьников. | декабрь | Все члены МО | Справка |
12. | Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | В течение года | Все члены МО | Списки, заявка, справка |
13. | Участие в российском конкурсе «МИФ» и «ГЕЛИАНТУС». | По плану | Все члены МО | Списки, заявка, справка |
14. | Работа факультативов, элективных курсов | В течение года | Все члены МО | Рабочие программы |
15. | Индивидуальные консультации и работа по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | В течение года | Все члены МО | |
16. | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | В течение года | Все члены МО | Создание банка заданий |
17. | Посещение уроков учителей- предметников с целью изучения методики работы по формированию у учащихся устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля | В течение года | Все члены МО | Посещение и анализ уроков |
18. | Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности. | В течение года | Все члены МО | Рекомендации |
19. | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми. | В течение года | Все члены МО | |
20. | Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: круг интересов учащихся, трудностей в учебе, индивидуальных способностей - индивидуальных способностей. - трудностей в учебе, - индивидуальных способностей. - круг интересов учащихся, - трудностей в учебе, - индивидуальных способностей. | В течение года | Все члены МО | Рекомендации |
21. | Консультации с учителями – предметниками по вопросам: успеваемости, уровни трудности заданий, индивидуальных способностей школьников -успеваемости, - уровня трудности заданий, - индивидуальных способностей школьников. | В течение года | Все члены МО | Рекомендации |
22. | Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями. | В течение года | Все члены МО | Посещение и анализ уроков |
23. | Творческие отчеты учителей «Из опыта работы с детьми, имеющими высокий уровень учебно-познавательной мотивации» Задачи на следующий год. | май | Все члены МО | Отчёт |