УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Бирюлинская СОШ»
______________ И.П.Санарова
«_______» ___________ 2020г.
План работы методического объединения классных руководителей на 2020-2021 учебный год
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» К.Д. Ушинский
Методическая тема: «Повышение педагогического мастерства в воспитательном процессе путем освоения современных технологий через инновационные методы работы с учащимися по повышению качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС».
Цель работы МО классных руководителей: совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития обучающихся в условиях реализации ФГОС. Организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации классных руководителей для повышения качества обучения и воспитания.
Основные задачи МО классных руководителей:
активно включать классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность;
организация информационно-методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
совершенствование методики проведения классных воспитательных мероприятий классными руководителями, создать информационно-педагогический банк собственных достижений, популяризации и обмена собственным опытом;
повышение педагогического мастерства классных руководителей и развитие творческих способностей классного руководителя.
формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования современной системы воспитания в классе.
стимулирование развития передового педагогического опыта, творчества и инициативы классных руководителей.
Приоритетные направления методической работы:
повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
информирование о нормативно-правовой и методической базе, регулирующей работу классных руководителей .
обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта.
вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знаниями современных форм и методов работы.
Формы методической работы: совещания, семинары, круглые столы, творческие отчёты классных руководителей; открытые классные часы и мероприятия; доклады, сообщения, презентации; изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта, тренинги; обзор идей личностного развития ребенка; деловые игры; практикумы, семинары; методические конференции; мастер-класс; «мозговой штурм».
Школьное методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы. Воспитание - процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой. Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя.
В центре всей общеобразовательной деятельности нашей школы стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. Вся воспитательная работа школы строится на принципах, заложенных в Уставе, на основе личностно-ориентированного подхода.
МО классных руководителей проводится 1 раз в четверть. Консультации для классных руководителей проводятся по мере необходимости и личного запроса. В течение учебного года осуществляется работа классных руководителей над темами самообразования. Инновационная деятельность классных руководителей и обмен опытом воспитательной работы. Включение информационных технологий в воспитательный процесс.
Функции МО классных руководителей:
организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов;
координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе;
вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся;
организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы;
принимает меры по внедрению передового педагогического опыта работы классного руководителя;
оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.
МО классных руководителей ведет следующую документацию:
список членов МО;
годовой план работы МО;
протоколы заседаний МО;
аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля;
инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;
материалы «Методической копилки» классных руководителей.
Контроль. Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, заместителем директора школы по воспитательной работе, в соответствии с планом внутришкольного контроля по воспитательной работе.
Предполагаемый результат: Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе плана воспитательной работы МБОУ СОШ №2 г. Лакинска, с учетом анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим и классным коллективом предполагает результат: повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение воспитательного потенциала обучающихся.
Циклограмма деятельности классного руководителя
В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
изучение личности учащихся.
анализ координации и коррекции образовательного процесса и взаимоотношений в классе (обучающихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей…).
организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, КТД, огоньков, конкурсов и т.д.
социальная защита учащихся.
работа с родителями учащихся.
педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе.
организация, ведение классного журнала и дневников учащихся осуществляется свои функции, классное руководство.
В начале учебного года:
составляет список класса и оформляет классный журнал.
изучает условия семейного воспитания.
уточняет или составляет социальный портрет класса.
собирает полную информацию об участии учащихся класса в конкурсах.
проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, организует коллективное планирование.
составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем МО классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по ВР.
Ежедневно:
отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся.
осуществляет педагогическую помощь активу класса.
осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви.
осуществляет контроль за дежурством по классу.
Еженедельно:
проверяет дневники учащихся.
осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями — предметниками.
проводит классный час.
Ежемесячно:
организует коллектив класса на участие в школьных делах.
помогает активу организовывать подведение итогов жизнедеятельности классных коллективов.
проводит занятия по ПДД и плановый инструктаж по ТБ.
дежурит на общешкольных мероприятиях.
контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы.
В течение четверти:
организует выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся.
помогает активу в организации жизнедеятельности класса планирование, организация дел, коллективный анализ).
организовывает дежурство класса ( по графику) по школе.
оперативно информирует заместителя директора по ВР или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащихся класса устава школы.
проводит родительское собрание.
организует работу родительского комитета класса.
посещает МО классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы.
В конце четверти:
организует подведение итогов учебы обучающихся и жизнедеятельности класса в прошедшей четверти.
сдает заместителю директора по воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал.
Во время каникул:
участвует в работе МО классных руководителей.
совместно с ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса.
В конце учебного года организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году:
проводит педагогический анализ учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его заместителю директора по воспитательной работе.
организует ремонт классного помещения.
План проведения заседаний ШМО классных руководителей на 2020-2021 учебный год
Сроки | Содержание работы | Ответственные |
1 заседание Август | Тема: «Аспекты реализации воспитательной работы в условиях ФГОС» Цель: обеспечение нормативно-методического сопровождения воспитательного процесса. Форма проведения: круглый стол Анализ работы МО классных руководителей за 2019-2020 учебный год. Обсуждение и утверждение плана работы методического объединения на 2020 -2021 учебный год; Современные требования к планированию воспитательной работы классных руководителей в соответствии с ФГОС; Целевые установки по организации воспитательной работы на новый учебный год; Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в школе в 2020-2021 учебном году; Утверждение тем по самообразованию классных руководителей; Анкетирование: «Современный классный руководитель». | Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
2 заседание Октябрь | Тема: «Школа – территория безопасности» Цель: формировать у классных руководителей установку на необходимость педагогической поддержки в работе с детьми по формированию ЗОЖ. Форма проведения: семинар-практикум Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жесткого обращения с детьми; «Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися и родителями по безопасному использования сети Интернет, направленные на блокировку опасного контента (информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей); Здоровьесберегающие технологии, их применение в работе классного руководителя. Активизация деятельности классных руководителей в сфере проведения обучения детей гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек; «Работа классного руководителя по предотвращению детского дорожно - транспортного травматизма и безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта; Формы и методы профилактики суицидального поведения в работе классного руководителя с обучающимися и их родителями. | Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
3 заседание Декабрь | Тема: «Современные методики воспитания обучающихся в соответствии с ФГОС. Методы психологической коррекции детско-родительских отношений. » Цель: повышение компетентности классного руководителя с помощью использовании новых технологий воспитания по ФГОС ОВЗ. Форма проведения: практикум Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ: содержание, модели, методики; Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ на воспитательных мероприятиях; Психолого-педагогическая поддержка родителей как условие социализации детей с ОВЗ; Педагогические приемы создания ситуации успеха для детей с ОВЗ. | Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
4 заседание Март | Тема:«Воспитание толерантной личности в образовательной организации» Цель: создание условий, способствующих осмыслению и внедрению в практику работы классного руководителя современных форм по формированию толерантности в классном коллективе. Форма проведения: круглый стол. Конфликтная и толерантная личность: понятие, критерии и сравнительная характеристика; Формирование межэтнической (межнациональной) толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательной организации; Развитие коммуникативной компетентности учащихся через воспитательную работу в классе; Влияние современных информационнокоммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения. | Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
5 заседание Май | Тема: « Мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы школы в условиях реализации ФГОС» Цель: определение эффективности деятельности классного руководителя за год. Определение проблемного поля в работе. Форма проведения: Обмен опытом Итоги работы классных коллективов за 2020-2021 учебный год; Результаты диагностических исследований в классных коллективах; Анализ работы МО классных руководителей за 2020-2021 учебного года; Составление перспективного плана работы МО классных руководителей на 2021-2022 учебный год. | Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |
В течение года | Создание банка интересных педагогических идей. Создание банка данных по изучению уровня воспитанности учащихся. Обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности. Проведение классными руководителями открытых мероприятий. Консультации с классными руководителями. Проведение декады педагогического творчества классных руководителей. | Заместитель директора по ВР Классные руководители 1-11 классов Социальный педагог Педагог-психолог |