Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год
Руководитель МО: Курбатова Г.Н.
П.Колонтаевка, 2015
ПЛАН РАБОТЫ
школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла
на 2015 – 2016 учебный год
Тема: Развитие ключевых компетенций учащихся через внедрение в учебное пространство современных развивающих технологий
Цель: Организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на развитие ключевых компетенций учащихся.
Задачи:
1. Повышение качества урока как основной формы организации учебной деятельности.
2. Знакомство с новыми формами и методами преподавания учебных предметов.
3. Применение современных педагогических технологий для планирования и реализации новых развивающих технологий, включающих в себя развитие ключевых компетенций.
4. Внедрение нормативной и методической документации по вопросам ФГОС ООО.
5. Взаимопосещение уроков с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов.
6. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.
7. Оказание методической помощи вновь прибывшим педагогам.
Формы реализации целей и задач:
Обсуждение современных образовательных технологий, методик.
Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету.
Творческие отчеты по самообразованию.
Ознакомление и изучение новинок методической литературы.
Участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах педагогов и обучающихся.
-
Направления деятельности:
Совершенствование педагогического мастерства учителей:
а) открытые уроки и внеклассные мероприятия;
б) методические темы по самообразованию.
Организация повышения квалификации:
а) курсы повышения квалификации;
Изучение нормативных документов.
Изучение методик, методов, технологий обучения, развития, воспитания.
Основные темы заседаний
учителей предметов гуманитарного цикла
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Заседание № 1 1. Утверждение плана работы МО на 2015– 2016 учебный год. 2. Составление, рассмотрение и корректировка календарно-тематических планов, согласование рабочих программ. 3. Утверждение тем по самообразованию. 4. Доклад «Учимся работать по новым стандартам: рабочая программа»: -функции рабочей программы и требования к ней; - способы построения рабочей программы | Август, 2015 г. | Руководитель МО Учителя-предметники |
2 | Заседание № 2 «Новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт – новые цели обучения». 2. Проверка состояния тетрадей по русскому языку: рабочих, тетрадей для контрольных работ 3. Определение единого орфографического режима (требования к ведению тетрадей, дневников, работа над ошибками). 4. Доклад «Формирование универсальных учебных действий. Номенклатура УУД. Диагностика сформированности УУД» | Ноябрь, 2015 г. | Руководитель МО Учителя-предметники |
3 | Заседание № 3 1. Анализ работы МО за первое полугодие учебного. 2. Подготовка к государственной итоговой аттестации в 9 классов. Мониторинг и его роль в повышении качества обучения по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, ОБЖ. Планирование недели гуманитарных наук. | Январь, 2016 г. | Руководитель МО Учителя-предметники |
4 | Заседание № 4 1. Рассмотрение экзаменационного материала по переводным эк-заменам в 5 – 8 классах. 2. Доклад «Механизмы учета внеучебных достижений: методика формирования портфолио учителя и ученика». 3. Итоги проведения недели гуманитарных наук. 4. Творческие презентации педагогов по теме самообразования | Март, 2016 г. | Руководитель МО Учителя-предметники |
5 | Заседание № 5 1. Анализ работы МО. 2. Мониторинг успеваемости учащихся по предметам МО за 2014-2015 учебный год 3. Результаты участия педагогов, обучающихся в районных, республиканских, всероссийских конкурсах за 2015 – 2016 учебный год. 4. Отчет педагогов по темам самообразования. 4. Планирование работы МО гуманитарных наук на 2016-2017 учебный год. | Май, 2016 | Руководитель МО Учителя-предметники |
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2014-2015 учебный год
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Цель: повышение качества образования учащихся в гуманитарных дисциплинах на основе организации инновационных технологий, проектно-исследовательской работы с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении и повышения профессиональной компетентности учителей.
Творческое развитие личности школьника в условиях инновационной образовательной среды предполагало решение следующих образовательных задач:
Повышение уровня педагогического мастерства учителей и их компетенции в области образовательных и информационно-коммуникационных технологий;
Повышение качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов в современных педагогических технологиях.
Развитие личности ученика и его индивидуальное самоопределение в мире.
Организация творческой познавательной деятельности (самодеятельности), основанной на усвоении специальных способов получения знаний из различных источников информации.
Формирование представления об учебно-познавательной деятельности как личностно значимой.
Создание условий для творческой реализации учащимися своих интеллектуальных, нравственных и других значимых возможностей, а также формирование речевой коммуникативной культуры.
Подчинение образования на каждом уровне развития личности ее интересам и способностям.
Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: проведение конкурсов, внеклассных мероприятий.
Отслеживать мониторинг интеллектуального развития через анализ и диагностику качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и графиков динамики успеваемости.
Формы работы:
Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением результатов;
Открытые уроки;
Организация предметных недель;
Организация выставок детских работ;
Доклады, сообщения из опыта работы в сочетании с практическим их показом;
Разработка рекомендация, инструкций, наглядных пособий, семинары, конференции.
В основном поставленные перед МО задачи на год были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2014-2015 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия, групповые и индивидуальные занятия.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышение уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предметам, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.
Учителя-предметники посещают курсы, направленные на повышение профессионального мастерства.
Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку.
Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 классе в новой форме, были проведены консультации.
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО гуманитарного цикла.
В 2014-2015 учебном году учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники.
Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:
Тщательно продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом;
Разнообразить формы уроков;
Активно использовать инновационные технологии ( в том числе ИКТ-технологии).
В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению, 2015 год в Российской Федерации объявлен Годом литературы. В рамках этого события в МБОУ «Колонтаевская СОШ» с января по май учителя стараются стимулировать интерес учеников к чтению, посредством самых разных мероприятий не только на уроках литературы, но и на других уроках.
В течение указанного периода была организована выставка книг в библиотеке, проводились внеклассные мероприятия, конкурсы чтецов «Живая классика» «Цена Победы».
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены.
Банк данных членов МО гуманитарного цикла
ФИО учителя | Дата рождения | Должность | Категория | Образование | Стаж работы | Стаж педагогический | Год повышения квалификации |
1.Курбатова Галина Николаевна | 13.01. 1966 | Учитель русского языка и литературы | Первая | Высшее КГУ 1996 | 29 | 27 | 2012 |
2.Соболева Оксана Ивановна | 23.11. 1977 | Учитель русского языка и литературы МХК | Соответствие | Высшее КГУ 2009 | 18 | 12 | 2013 |
3.Жарких Светлана Николаевна | 11.01.1963 | Учитель истории | Первая | Высшее КГПИ 1986 | 29 | 28 | 2014 |
4.Антипова Ирина Евгеньевна | 21.02.1958 | Учитель немецкого языка | Первая | Высшее КГПИ 1980 | 35 | 34 | 2013 |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Темы самообразования
№ п/п | Ф.И.О. учителя | Тема | Практический выход |
1 | Курбатова Галина Николаевна | Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока | Выступление на МО |
2 | Соболева Оксана Ивановна | Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы | Выступление на МО |
3 | Жарких Светлана Николаевна | Личностно ориентированный подход в обучении | Выступление на МО |
4 | Антипова Ирина Евгеньевна | Традиционные и инновационные методы обучения иностранному языку | Выступление на МО |
Подготовка к ЕГЭ и ГИА
№ п/п | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1 | Участие в пробных экзаменах ЕГЭ и ГИА. Выполнение независимой контрольной работы по русскому языку в 9, 11 классах | Декабрь Март-апрель | Курбатова Г.Н. Соболева О.И. |
2 | Проведение работы с родителями: индивидуальные собеседования, родительские собрании с проведением консультаций и рекомендаций для родителей по итоговой аттестации | Сентябрь, январь, март | Учителя-предметники |
3 | Проведение индивидуальных консультаций по пробелам знаний учащихся | В течение года | Учителя-предметники |
4 | Работа с бланками ЕГЭ и ГИА | В течение года | Учителя- предметники |
5 | Работа по общешкольному плану-графику подготовки учащихся к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе | В течение года | Учителя-предметники |
9