СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы литературного кружка для 6 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерное планирование литературного кружка в 6 классе (можно использовать для электива)

Просмотр содержимого документа
«План работы литературного кружка для 6 класса.»

Содержание 1. Пояснительная записка стр. 2 2. Цели и задачи программы стр.4 3. Ожидаемый результат стр. 5 4. Основные виды учебной деятельности стр. 6 5. Содержание курса стр. 7 6. Календарно-тематическое планирование стр. 9 7. Литература стр. 12 8. Приложение стр. 13































1. Пояснительная записка

Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно как происходит процесс вхождения детей в мир книжной культуры.

Одной из важнейших социальных функций преподавания литературы в школе является формирование у подростков интереса к художественной книге, потребности в серьезном систематическом чтении.

Значение книг и то, как книги должны быть преподнесены, чтобы остаться для детей главным источником грамотности и развития, есть суть деятельности школы, учителя литературы. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия учителя литературы. Учитель должен играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем  надо успеть стать в детстве.

Данная программа направлена на организацию внеклассного чтения учащихся 6 класса, подготовку их к самообразованию, расширение круга чтения. Весь пафос уроков внеклассного чтения должен быть направлен на то, чтобы ребята полюбили книгу, привыкли постоянно обращаться к ней для удовлетворения своих растущих интересов, для осмысления различных волнующих подростков вопросов жизни. Также имеет целью формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний и умений, читательских умений и навыков.

Объектом изучения на занятиях внеклассного чтения в основном являются произведения русской литературы, предлагаемые Приложением 2 списка произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения «Программами общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной»

Предполагается знакомство с биографическими сведениями только о тех мастерах слова, чьи произведения не изучаются на уроках литературы.

На этих занятиях говорим с учащимися о проблемах самовоспитания, подключая к обсуждению произведения художественной литературы, жизненный опыт ребят.

Знакомство с книгами о детстве позволяет учащимся увидеть, что их литературный сверстник, как и они сами, пытается разобраться в себе, осмыслить взаимоотношения с окружающими, отстаивает свою независимость, имеет обостренное чувство личного достоинства. Вот почему на тему «О ребятах, сверстниках» отводится в данной программе большее количество часов.

Из занятий, выделенных на темы, часть отводится для практических занятий, направленных на освоение самообразовательных умений.

В задачи занятий второго типа входит формирование потребности в систематическом ежедневном чтении, развитие умений, связанных с выбором книг, планированием их чтения, осознанием результатов проделанной работы, рекомендацией понравившегося произведения товарищам.

При организации практических занятий учитывается ряд моментов. Во-первых, произведение, которое будет детально обсуждаться на занятии внеклассного чтения, небольшое по объему, чтобы на уроке была возможность неоднократно обращаться к тексту. В отобранном для работы на занятии произведении должна быть затронута проблема, которая не только доступна ученикам, но и остро интересна им, личностно значима.

Успех данных занятий во многом зависит от правильной организации и выполнения домашних заданий учащимися, включая их активную работу. На занятии шестиклассники будут включены в различные практические виды деятельности, направленные на овладение самообразовательным чтением. Ко второму уроку по теме учитель предлагает ряд произведений для самостоятельного чтения. Для повышения творческой активности учащимся объявляются конкурсы на лучший отзыв и конкурсы литературных игр, викторин, кроссвордов. Самый простой из них – «Порекомендуй прочитанную тобой книгу». Более сложными являются конкурсы «Что, где, когда?» и «Угадай моего героя»

Параллельно с литературой учитель активно использует другие виды искусства, чтобы не только создать эмоциональный настрой, расширить общий кругозор, но и содействовать более глубокому пониманию изучаемой темы.

Программа рассчитана на 34 часа в год.

































2. Цели и задачи программы

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

создать условия для формирования у подростков интереса к художественной литературе, потребности в систематическом чтении,;

  • Создать условия для закрепления роли книги в саморазвитии юного читателя;

  • способствовать расширению круга чтения качественной литературы, которая питает нравственность, гражданственность, патриотизм, любовь к родине.

  • Задачи:

  • способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечений детей и подростков с помощью книг;

  • Развивать читательский вкус, привычку к чтению;

  • готовить к самообразованию, усвоению самообразовательных умений;

  • учить видеть и формулировать проблему произведения;

  • вырабатывать умение находить ответы на интересующие подростка вопросы;

  • помогать осознавать цель чтения, выделять главное, наиболее существенное;

  • углублять библиографические умения учащихся;

  • формировать основы самообразовательного чтения











3. Ожидаемые результаты

Приобщение детей к книге.

Развитие творческих способностей детей.

Развитие интеллектуальных способностей.

Целенаправленная организация  чтения и культурного досуга детей, в том числе и в летний период.

Овладение библиографическими умениями.

Овладение основами самообразовательного чтения;

Учащиеся должны уметь:

  • работать с книгой, выявлять авторскую позицию, видеть и формулировать проблему произведения; оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.



















 



4. Основные виды учебной деятельности

Словарная работа.

аналитическое чтение,

комментированное чтение,

беседа,

рассказ и выступления учащихся,

слово учителя,

литературные игры,

различные виды пересказа,

устные и письменные отзывы,

диалоги,

презентации

видео-ролики



























5. Содержание курса

1. Вступительный урок - 2 час

Искусство быть читателем. Обсуждение чтения летом. Что находит в чтении вдумчивый читатель. Приемы чтения. Читательский дневник. Экран чтения.

2. Из литературы 19 века - 4 часа

Н. С. Лесков. «Человек на часах» Характер эпохи тридцатых годов 19 века. Побудительные мотивы поступков героев. Проявление человеколюбия – 2 часа.

А.П. Чехов. «Мальчики». «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Рассказы о подростках. «Мальчики». Сюжет рассказа. Герои – гимназисты «Монтигомо Ястребиный Коготь» (в домашнем обиходе Чечевицын) и его друг Володя (Королев). Их мечты и планы. Неудавшийся побег в Америку. «Каникулярные работы институтки Наденьки N», Творческие состязания учеников с ровесницей – Наденькой. «Беззащитное существо»( по выбору) - 2 часа.

3. Из русской литературы 20 века – 2 часа

А.И. Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор». Рассказ о новогодней ночи и чудесном спасении семьи Мерцаловых. Герои рассказа. Название рассказа – 2 часа

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Корова». Труд как нравственное содержание жизни. Положительный герой. – 2 часа.

4. О ребятах, сверстниках – 14 часов

Ю. Я. Яковлев. Слово о писателе. «Рыцарь Вася», «Багульник». «Мальчик с коньками» Взаимоотношения подростков. Нравственный выбор героя. Богатая душа подростка. Отношение к животным (по выбору). – 4 часа.

В. К. Железников. Слово о писателе. «Чудак из шестого Б“», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро», «Чучело» (по выбору). Мир детства, сложные взаимоотношения подростков. -4 часа.


В. П. Крапивин. Слово о писателе. «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Бегство рогатых викингов». «Белый шарик матроса Вильсона», «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции «Роса» (по выбору). Дружба сверстников. - 2 часа.


Ю. В. Сотник. Слово о писателе. Подростки в рассказах писателя «Белая крыса», «Невиданная птица», «Мишка Самбо и Заноза» (по выбору) - 2 часа.

Ф. А. Искандер. Слово о писателе. Рассказы из сборника «Детство Чика». «Чик и Пушкин». Герой цикла рассказов по имени Чик. Игра со словом в прозе Искандера. Смысл названия главы «Чик и Пушкин». Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркий характер героя – 2 часа.

5. Дети и война – 4 часа

А.А. Лиханов. Слово о писателе. «Последние холода» Судьба детей военных лет. Высокое чувство доброты, совести, человечности в рассказе. – 2 часа.

В.О. Богомолов. Слово о писателе. «Иван». Судьба детей военных лет - 2 часа.

6. Современные писатели - детям – 2 часа.

Т. Крюкова. Слово о писателе. Добро и зло в рассказе «Ловушка для героя» – 1 час.

7. Обзор детских журналов, журналов для подростков – 2 часа.

Детские журналы: «Читаем вместе», «Читайка», «Мы», «Крылья». Рубрики. Понравившиеся материалы – 1 час.

8. Заключительный урок – 2 часа.

Отчет о читательской деятельности. Литературная игра. Рекомендации для летнего чтения – 1 час.













6. Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата

Тема

Кол-во час.

Примечание



1. Вступительный урок - 2 часа



1


Искусство быть читателем. Что находит в чтении вдумчивый читатель. Приемы чтения. Читательский дневник. Обсуждение летнего чтения. Экран чтения.

1(защита роликов)

Приложение



2. Из литературы 19 века - 4 часа



2


Н. С. Лесков «Человек на часах» Характер эпохи тридцатых годов 19 века. Побудительные мотивы поступков героев. Проявление человеколюбия

2


3


А.П. Чехов. Мальчики». «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Рассказы о подростках. «Мальчики». Сюжет рассказа. Герои – гимназисты «Монтигомо Ястребиный Коготь» (в домашнем обиходе Чечевицын) и его друг Володя (Королев). Их мечты и планы. Неудавшийся побег в Америку. «Каникулярные работы институтки Наденьки N», Творческие состязания учеников с ровесницей – Наденькой. «Беззащитное существо»

2




3. Из русской литературы 20 века – 4 часа



4


А.И. Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор». Рассказ о новогодней ночи и чудесном спасении семьи Мерцаловых. Герои рассказа. Название рассказа

2


5


А.П. Платонов. Слово о писателе. «Корова». Труд как нравственное содержание жизни. Положительный герой

2

ЛШ №2, 95

«1-е сент», №3 2005



4. О ребятах, сверстниках – 14 часов



6-7


Ю. Я. Яковлев. Слово о писателе. «Рыцарь Вася», «Багульник». Взаимоотношения подростков. Нравственный выбор героя. Богатая душа подростка. Отношение к животным.

3

«1-е сент», №7 2006

8-9


В. К. Железников. Слово о писателе. «Чудак из шестого Б“», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро», «Чучело». Мир детства, сложные взаимоотношения подростков

3

ЛШ №1. 05


10


В. П. Крапивин. Слово о писателе. «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», («Бегство рогатых викингов». «Белый шарик матроса Вильсона», «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции «Роса», «Звезды под дождем»). Дружба сверстников

2


11


Ю. В. Сотник. Слово о писателе. Подростки в рассказах писателя «Белая крыса», «Невиданная птица», «Мишка Самбо и Заноза»

2


12


Ф. А. Искандер. Рассказы из сборника «Детство Чика». «Чик и Пушкин». Герой цикла рассказов по имени Чик. Игра со словом в прозе Искандера. Смысл названия главы «Чик и Пушкин». Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркий характер героя

2


13


А.А. Лиханов. Слово о писателе. «Последние холода» Судьба детей военных лет. Высокое чувство доброты, совести, человечности в рассказе

2




5. Дети и война – 4часа



14


В.О. Богомолов. «Иван». Судьба детей военных лет

4(2 часа –составление роликов)

ЛШ №5,07



6. Современные писатели - детям – 2 час




15


Т. Крюкова. Добро и зло в рассказе «Ловушка для героя»

2




7. Обзор детских журналов, журналов для подростков – 1 час




16


Обзор журналов: «Читаем вместе», «Читайка», «Мы», «Крылья». Рубрики. Понравившиеся материалы

2




8. Заключительный урок – 2 часа



17


Отчет о читательской деятельности. Литературная игра. Рекомендации для летнего чтения

2












7. Литература

1. Л.Я. Гришина. Уроки внеклассного чтения в 5 классе в 1987-1988 учебном году (Подготовка учащихся к самообразованию), «Литература в школе», № 4, 5 1987, с. 54

2. Произведения для самостоятельного чтения. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной». Москва. «Просвещение», 2009

3. Интернет

8.Приложение

Правила чтения

    1. Чтобы стать хорошим читателем, надо много читать.

    2. Читайте внимательно, стремясь понять замысел автора.

    3. Узнайте, в какое время написано произведение. Сведения об авторе

    4. Размышляйте вместе с автором.

  1. Обратите внимание на мастерство писателя (умение ярко и выразительно описывать).

  2. Учитесь правильно и красиво излагать свои мысли.

Памятка

*Читай книгу внимательно! Не пропускай абзацы, не перескакивай со страницы на страницу, не забегай вперёд, чтобы узнать, чем всё закончилось! Ты можешь пропустить самое главное.
*Если тебе встречаются в тексте непонятные слова, можешь обратиться за помощью к толковому словарю. Там ты найдёшь объяснение этого слова.
*Не торопись читать «взрослые» книги. Даже если тебе кажется, что ты уже достаточно вырос, чтобы понять, о чём идёт речь. Ты ещё успеешь прочитать все книги мира. А пока читай книжки, написанные для тебя!
*Если книга кажется тебе скучной и неинтересной, отложи её в сторону. Может быть, дело не в книге? Просто у тебя сегодня плохое настроение. А завтра всё изменится! И книга покажется тебе самой увлекательной из всех, что ты читал.

Афоризмы

Среди невезенья иного, среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово,

И слово утешит меня.

(Л. Щипахина)




Слово о книге



Книга – одно из чудес света. Семь чудес света создали люди в древности: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. Есть и ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветоваться, ободрить, рассказать. Это – книга. С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимает мир и людей. Его учат – солнечный луг и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.


Советы для родителей дает психолог.

Вот и закончился учебный год. Выставлены оценки, сданы учебники. Начинаются летние каникулы. Летних каникул, самых длинных и многообещающих, с нетерпением ждет каждый ребенок, начиная чуть ли не со второго сентября. Но когда наступает пора беззаботной беготни во дворе, походов в лес и купания в море, счастье школьника омрачается списком литературы на лето, заботливо прикрепленным мамой к дверце холодильника...

Как сделать так, чтобы чтение не превращалось в мучение для ребенка и для всей семьи, рассказывает психолог Эльза Бегеевна Бегеева

Не у всех современных детей сразу же складываются хорошие отношения с книгами. Один ребенок обожает листать комиксы и развлекательные журналы, но игнорирует художественную литературу. Другой может часами слушать, как читают родители, но сам читать отказывается. А третий с увлечением принимается то за один рассказ, то за другой, но до конца так ничего и не дочитывает.
Есть несколько проблем, которые мешают детям полюбить книги.

По техническим причинам

Младшим школьникам стать библиоманами мешают технические сложности чтения. Пока сложишь буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, уже забудешь, о чем читал на предыдущей странице. Большие затруднения у малышей также вызывает расстановка ударений в словах и использование разных интонаций. Неудивительно, что удовольствия ребенку такой сложный процесс не доставляет. Создается замкнутый круг: чем меньше школьник читает, тем медленнее он делает успехи в этом деле и тем меньше у него желания продолжать занятия. А ведь для формирования навыка беглого чтения требуется как минимум год ежедневных тренировок.

В память о старых обидах

Но даже ребята постарше, уже научившиеся читать бегло, часто отказываются провести часок-другой наедине с книгой. В чем тут дело? Скорее всего, таких школьников родители в течение нескольких лет насильно заставляли читать. В результате слово «книга» у ребят ассоциируется с учебой и трудом, а не с удовольствием и развлечением.

Трудно устоять

Некоторые школьники просто не могут противостоять большому количеству каникулярных соблазнов. Прогулки в компании, компьютерные игры, фильмы, общение с друзьями и подругами... Где уж книгам конкурировать со всеми этими развлечениями! Изменить отношение ребенка к чтению никогда не поздно, но иногда для этого родителям необходимо пересмотреть свое собственное отношение к книгам.


Как это сделать?


Выражение «Насильно мил не будешь» можно отнести и к литературе. Если ребенок противится чтению, не стоит ругать его, ставить в пример ему других детей, которые читают дни напролет, или вспоминать, как сильно вы в детстве любили книги. Лучше ненавязчиво продемонстрируйте ему свою нынешнюю любовь к чтению и позвольте себе ежедневно проводить некоторое время с книгами.

Не нужно устанавливать для ребенка каких-либо «нормативов»: читать пять или десять страниц в день. Будьте хитрее. Прикиньте про себя, какой объем текста он ежедневно должен прочитывать, чтобы успеть охватить за лето весь список литературы, но не говорите ему об этом. Дайте школьнику возможность выбора: «Почитай мне чуть-чуть, сколько захочешь». Возможно, один раз он прочтет две страницы, а в другой - увлечется и не заметит, как осилил целую главу. Если вы видите, что ребенок быстро устает, не настаивайте на продолжении, но договоритесь, что позже он почитает вам еще немного. Таким образом, объем прочитанного будет зависеть от количества «подходов» к книге.

Вышесказанное не отменяет известного правила: «Ни дня без строчки!» Один из главных способов сделать чтение частью жизни ребенка - превратить его в ритуал, привычку. Так же, как не вызывает лишних вопросов необходимость чистить зубы, чтение перестанет восприниматься как помеха более интересным занятиям, если ребенок привыкнет читать перед сном или пока мама готовит ужин.

Если школьник научился бегло читать, это не значит, что вам следует прекратить сеансы семейного чтения вслух. Наоборот, чем чаще вы читаете друг другу, тем интереснее это занятие становится для ребенка, тем больше положительных эмоций он получает от общения с книгой. Кроме того, слушая какое-либо произведение и участвуя в обсуждении прочитанного, школьник усваивает принципы построения литературного произведения, учится различать разные стили и понимать логические закономерности развития сюжета. Все эти навыки и знания помогут ему воспринять самостоятельно прочитанные книги.

Читая вслух для детей, по-разному озвучивайте героев книги, будьте смешными, делайте интригующие паузы. Чем больше вы входите «в роль», тем интереснее ребятам будет следить за сюжетом. При самостоятельном чтении им наверняка захочется устроить подобное «шоу» для родителей.

Используйте моменты, когда вы видите, что ребенку скучно и он не знает, чем заняться. Например, вы можете предложить ему почитать книжку, пока не начнется фильм или пока за ним не зайдут друзья.

Ни один школьник не захочет в каникулы сидеть за каким-либо подобием парты. Создайте антураж вальяжности и праздности: разрешите ребенку забраться с ногами на диван, и не только с книгой, но и с яблоком. Такое вкусное и приятное чтение уже не будет ассоциироваться только с учебой, а превратится в один из вариантов досуга.

Не нужно строго следовать школьной программе. Значительная часть литературы, предназначенной для летнего чтения, носит факультативный характер, а обязательные произведения ребенку все равно придется перечитывать в течение учебного года. Предоставьте детям пра¬во выбора книг. Если школьнику не нравится рассказ, повесть или пьеса, которые ему приходится читать, попросите его придумать замену. Возможно, это окажется «Гарри Поттер», а не «Гроза» Островского. Тем не менее, любая самостоятельно и с удовольствием прочитанная ребенком книга пойдет ему на пользу. Предлагайте детям читать книги, по сюжетам которых они уже посмотрели фильм. Многие ребята с энтузиазмом возьмутся за «Приключения Электроника» или «Властелина колец», узнав, что большая часть приключений не вошла в киноверсию.

Ходите с ребенком в книжные магазины, но преподносите это так, будто идете туда за книгой для себя. Дети - известные «попрошайки» и, увидев обилие книг в ярких обложках, обязательно начнут просить что-нибудь купить. Можно выразить сомнение в том, что ребенок дочитает эту книгу до конца, послушать его уговоры, а потом «нехотя» согласиться, взяв с ребенка обещание читать эту книжку каждый день. Возможно, у школьника и не хватит силы воли, чтобы выполнить обещание, но на какое-то время возникнет сильная мотивация к чтению.

Следуя этим рекомендациям, не настраивайтесь на быстрый результат. Отношение к книгам, чтению и к литературе в целом – часть мировоззрения любого человека. А мировоззрение и дрессура несовместимы. Рано или поздно количество обязательно перейдет в качество, и ребенок сможет осознать, какой литературный жанр ему больше нравится, какие герои близки ему по духу, а какие вызывают неприязнь. Только научившись соотносить прочитанное со своим опытом, школьник начнет воспринимать чтение как важную часть своей жизни.

Список для летнего чтения





Список для летнего чтения будущему семикласснику


17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!