Пояснительная записка
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:
социологии,
экономической теории,
политологии,
правоведения,
психологии,
этики
Цель: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи:
способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,
формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений;
для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;
для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы».
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
Познавательные
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии;
умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовые
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе;
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативные
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
•знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Требования к уровню подготовки выпускников
по обществознанию (базовый уровень)
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание программы
Введение (1ч.)
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа. Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество. Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дом. задание | Кол.час. |
1 | Введение. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ОГЭ 2022 по обществознанию. | Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2022 | 1 |
2 | Основные типы заданий и навыки работы с ними. Общество – динамичная саморазвивающаяся система | Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2022 | 1 |
3 | На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых заданий. | Тесты | 1 |
4 | Глобальные проблемы современности. Составление плана текста. | Составление плана текста | 1 |
5 | Социальные конфликты и пути их решения. Задания на установление соответствия. | Тесты | 1 |
6 | Биологическое и социальное в человеке. Выполнение заданий к тексту. | Подготовка к диагностической работе | 1 |
7 | Человек и его ближайшее окружение. Тренировочная работа Статграда в формате ОГЭ. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
8 | Личность и межличностные отношения. Анализ выполнения тренировочной работы. | Тесты | 1 |
9 | Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами. | Составление плана текста | 1 |
10 | Особенности подросткового возраста. Решение задач. | Тест | 1 |
11 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Решение тестов. | Выполнение заданий 2-й части | 1 |
12 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | Составление плана текста | 1 |
13 | Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
14 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | Подготовка к диагностической работе | 1 |
15 | Экономика и её роль в жизни общества. Диагностическая работа. | Тесты | 1 |
16 | Экономические системы. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы. | Записи в тетради | 1 |
17 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | Составление плана текста | 1 |
18 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
19 | Предпринимательство. Тесты. | Тесты | 1 |
20 | Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | Записи в тетради | |
21 | Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
22 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты. | Тесты | 1 |
23 | Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных. и т.д. | Подготовка к самостоятельной работе | 1 |
24 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ. | Записи в тетради | 1 |
25 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
26 | Политический режим. Демократия. Тесты. | Тесты | 1 |
27 | Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
28 | Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту. | Выполнение заданий к тексту | 1 |
29 | Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | Подготовка к диагностической работе | 1 |
30 | Правоохранительные органы в Российской федерации. Диагностическая работа в формате ОГЭ. | Тесты | 1 |
31 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы. | Составление плана текста | 1 |
32 | Формы и разновидности культуры. Выполнение заданий в формате ОГЭ. | Тесты | 1 |
33 | Образование и самообразование. Выполнение итоговой работы. | Выполнение итоговой работы | 1 |
34 | Итоговое повторение | | 1 |
Литература:
«Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010;
Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008.
Конституция РФ.- Москва. 2014
Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000
Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010
Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010
Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011.
Сборник кодексов РФ. – М., 2002
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Основные Internet-адреса:
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена
http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"