СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План подготовки к ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:

  • социологии,
  • экономической теории,
  • политологии,
  • правоведения,
  • психологии,
  • этики

Просмотр содержимого документа
«План подготовки к ОГЭ по обществознанию»

Пояснительная записка


«Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:

  • социологии,

  • экономической теории,

  • политологии,

  • правоведения,

  • психологии,

  • этики


Цель: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.


Задачи:

  • способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

  • стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

  • отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

  • содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,

  • формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

  • дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • развивать  умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

  • способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  • формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений;

  • для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;

  • для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

  • для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю

Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы».

При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.

Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

  • на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

  • на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

  • на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

  • на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

  • на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.


Метапредметные результаты:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

  • выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметные результаты:


Познавательные

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии;

  • умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;

  • адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

  • преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

  • давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;


ценностно-мотивационные

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;


трудовые

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

  • основных требований трудовой этики в современном обществе;

  • правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;


эстетические

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;


коммуникативные

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • •знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и

понимание языка массовой социально-политической коммуникации,

  • позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Требования к уровню подготовки выпускников
по обществознанию (базовый уровень)


В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;


уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Содержание программы

Введение (1ч.)

ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию.


Тема 1. Современное общество.(4 ч.)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения.


Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)

Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа. Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь Межличностные конфликты, их конструктивное решение.


Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.


Тема 4. Политика и право. (8ч.)

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество. Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.


Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)

Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Итоговое повторение (1 ч.)











Календарно-тематическое планирование.



п/п

Тема

Дом. задание

Кол.час.

1

Введение. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ОГЭ 2022 по обществознанию.

Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2022

1

2

Основные типы заданий и навыки работы с ними. Общество – динамичная саморазвивающаяся система

Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2022

1

3

На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых заданий.

Тесты

1

4

Глобальные проблемы современности. Составление плана текста.

Составление плана текста

1

5

Социальные конфликты и пути их решения. Задания на установление соответствия.

Тесты

1

6

Биологическое и социальное в человеке. Выполнение заданий к тексту.


Подготовка к диагностической работе

1

7

Человек и его ближайшее окружение. Тренировочная работа Статграда в формате ОГЭ.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

8

Личность и межличностные отношения. Анализ выполнения тренировочной работы.

Тесты

1

9

Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами.


Составление плана текста

1

10

Особенности подросткового возраста. Решение задач.

Тест

1

11

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Решение тестов.

Выполнение заданий 2-й части

1

12

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Составление плана текста

1

13

Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

14

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.


Подготовка к диагностической работе

1

15

Экономика и её роль в жизни общества. Диагностическая работа.

Тесты

1

16

Экономические системы. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы.

Записи в тетради

1

17

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

Составление плана текста

1

18

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

19

Предпринимательство. Тесты.

Тесты

1

20

Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

Записи в тетради


21

Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

22

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты.

Тесты

1

23

Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных. и т.д.

Подготовка к самостоятельной работе

1

24

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ.

Записи в тетради

1

25

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

26

Политический режим. Демократия. Тесты.

Тесты

1

27

Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

28

Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту.

Выполнение заданий к тексту

1

29

Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

Подготовка к диагностической работе

1

30

Правоохранительные органы в Российской федерации. Диагностическая работа в формате ОГЭ.

Тесты

1

31

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы.

Составление плана текста

1

32

Формы и разновидности культуры. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

Тесты

1

33

Образование и самообразование. Выполнение итоговой работы.

Выполнение итоговой работы

1

34

Итоговое повторение


1









Литература:


  1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010;

  2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;

  3. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009

  4. ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016.

  5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.

  6. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008.

  7. Конституция РФ.- Москва. 2014

  8. Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000

  9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010

  10. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010

  11. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.

  12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011.

  13. Сборник кодексов РФ. – М., 2002

  14. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000





ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


Основные Internet-адреса:


  1. http://www.mon.gov.ru – Министерство  образования и науки

  2. http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

  3. http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

  4. http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена

  5. http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!