ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Школа мудрецов»,
математический кружок
для 3 – 4 - ых классов
Кружок по математике для учащихся 3-4 класса
«ШКОЛА МУДРЕЦОВ»
Пояснительная записка
Введение.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности … начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Направленность программы «Школа мудрецов» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка является продолжением рабочей программы 3-4 класса, рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы;
развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Прогнозируемые результаты
Занятия в кружке помогут учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
учащиеся научатся узнавать:
способы решения головоломок, шарад, ребусов.
учащиеся получат возможность научиться:
узнавать и изображать геометрические фигуры;
ориентироваться в пространстве;
проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.
собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
осуществлять самостоятельный поиск решений;
рассуждать, доказывать
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах
творческие работы
экскурсия
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся научатся: творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
Выпуск математических газет
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Список литературы
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова. Волгоград 2000 г.
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.
В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993
Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1-4 классы», Москва «Просвещение»1985.
Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.
Т.А. Комзалова. Развлечения на досуге. - Русич, 1996.
http://yandex.ru
http://www.develop-kinder.com
http://www.igraza.ru
http://festival.1september.ru
http://iemcko.narod.ru
http://www.igrovaia.ru
http://www.teafortwo.ru
http://nsportal.ru
http://www.potehechas.ru
http://www.ourgames.ru/
и др.
Методическое обеспечение
Перфокарты
Карточки
Таблицы
Схемы
Игры
Головоломки
Пазлы
Наглядно-иллюстративный материал и др.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие кабинета начальных классов. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой и цветные карандаши, линейка, угольник, тетрадь. А также компьютер.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п (кол-во недель) | Тема занятия | Количество часов |
теория | практика (характеристика деятельности) |
1 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? | 1 | |
2 | Старинные системы записи чисел. | 1 | + решение задач и ребусов |
3 | Иероглифическая система древних египтян. | 1 работа с информацией презентации | |
4 | Римские цифры. | 1 | |
5 | Как читать римские цифры? | 1 | + решение задач и ребусов |
6 | Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. | | 1 составление математических ребусов; конкурс на лучший математический ребус |
7 | Пифагор и его школа. | 1 работа с информацией презентации, викторина | |
8 | Бесконечный ряд загадок. | | 1 конкурс на лучшую математическую загадку |
9 | Архимед. | 1 работа с информацией презентации | |
10 | Умножение. | 1 | + решение задач и ребусов |
11 | Конкурс знатоков. | | 1 решение нестандартных заданий |
12 | Деление. | 1 | + решение задач и ребусов |
13 | Делится или не делится. | | 1 решение задач и ребусов игровые логические задачи |
14 | Решение логических задач. | | 1 схематическое изображение задач решение задач и ребусов |
15 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | | 1 конкурс на лучшую математическую газету |
16 | Математический КВН. | | 1 работа в группах |
17 | Старинные меры длины. | 1 работа с информацией презентации | |
18 | Задачи – смекалки. | | 1 решение задач и ребусов в парах |
19 | Решение олимпиадных задач. | | 1 решение заданий повышенной трудности |
20 | Экскурсия в компьютерный класс. | 1 экскурсия | + конкурс рисунков |
21 | Компьютерные математические игры | | 1 решение задач и ребусов на компьютере |
22 | Время. Часы. | 1 работа с информацией презентации | |
23 | Математические фокусы | | 1 решение задач и ребусов |
24 | Интеллектуальный марафон | | 1 работа в группах выполнение заданий творческого и поискового характера |
25 | Открытие нуля. | 1 | + исследовательская работа «Почему так?» |
26 | Решение задач и ребусов. | | 1 решение нестандартных заданий |
27 | Денежные знаки. Игра в «Магазин» | 1 работа с информацией презентация | + игра |
28 | Решение задач повышенной трудности. | | 1 схематическое изображение задач |
29-30 | Подготовка и проведение КВН «Математика – царица наук» | | 2 работа в группах |
31 | Задачи с многовариантными решениями. | | 1 решение заданий повышенной трудности |
32 | Решение задач повышенной трудности. | | 1 решение заданий повышенной трудности |
33 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | | 1 работа в группах: решение математических головоломок, ребусов и шарад |
34 | Круглый стол «Подведём итоги». | | 1 коллективная работа по составлению отчета |
| Всего: | 14 | 20 |
Нормативные документы
Дополнительная образовательная программа кружка «Школа мудрецов» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 216)
Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ учреждениях дополнительного образования детей»
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Устав МОБУ «Кубухайская ООШ»