СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия: Структура научно-исследовательской ученической работы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия в группе второго  года обучения секции журналистики МАН

Руководитель Згодько Людмила Анатольевна

Тема занятия: Структура научно-исследовательской ученической работы

 

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия: Структура научно-исследовательской ученической работы»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия в группе второго года обучения секции журналистики МАН

Руководитель Згодько Людмила Анатольевна

Тема занятия: Структура научно-исследовательской ученической работы


Цель: продолжить знакомство учащихся с методикой написания научно-исследовательских ученических работ по филологии, изучить структуру работы и требования к содержанию структурных частей


Задачи:

- повторить изученные ранее ключевые теоретические понятия;

- повторить структуру НИР (титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы) и требованиями к содержанию структурных частей;

- развивать у учащихся и слушателей навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, овладение методами современных научных исследований;

- воспитывать познавательную активность и интерес к изучению учебного материала.


Тип занятия: занятие по изучению новых знаний – интерактивная лекция


Формы работы: индивидуальные, коллективные.


Дидактический материал и наглядность: учебные пособия, мультимедийные слайды, тесты


Ход занятия:


1. Организационный момент: организация группы, подготовка к работе на занятии, проверка по журналу количества учащихся


2. Повторение и проверка знаний - экспресс-опрос:

- Какие виды исследовательских работ вы знаете? (доклад, тезисы доклада, научная статья, научный отчёт, реферат, монография);

- С какими видами исследовательских работ вам приходится чаще всего сталкиваться на занятиях в школе?

- Опираясь на изученные на предыдущих занятиях теоретические сведения, назовите основные отличия научно-исследовательских работ по филологии учащихся-членов МАН от школьных рефератов?

- Перечислите основные этапы организации исследования? (выбор темы, составление плана, подбор литературы, определение проблемы исследования, объекта, предмета, целей и задач исследования, знакомство с актуальными проблемами теории и практики конкретной науки, методологией и методами научного исследования, научная (теоретическая часть работы), исследовательская часть работы, самостоятельное изучение научной, научно-популярной литературы, составление библиографии, аннотации первоисточников, анализ результатов исследования, выводы).


3. Изучение нового материала: интерактивная лекция с использованием мультимедийных слайдов.

Любое научное исследование имеет известную общепринятую структуру, в которой выделяются: введение; основная часть, состоящая из разделов, подразделов; заключение, приложения, список литературы.

В свою очередь, каждый из этих элементов пишется по своим, принятым в научной среде правилам, некой общей матрице, легко считываемой любым другим исследователем (для всех гуманитарных наук характерна единая система оформления исследования).

Очень важно, поэтому, владеть научным аппаратом, иметь представление о последовательности, взаимодействии различных составляющих элементов в работе, прежде всего – во введении и заключении, содержащих основные характеристики, положения и выводы по работе.

  • Титульный лист. Является первой страницей учебной или научной работы и служит источником информации, необходимой для поиска документа. Оформляется по установленному образцу.

  • Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц, на которых соответствующая глава начинается. Содержание помещают непосредственно после титульного листа, начиная с новой страницы. Содержание включает: введение, последовательно перечисленные наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, если они имеют заголовки сути работы, список литературы, наименование приложений и номера страниц, на которых помещается начало материала. В содержании могут быть перечислены номера и наименования иллюстраций и таблиц с указанием страниц, на которых они расположены.

  • Введение. Во введении кратко излагают оценку современного состояния проблемы, существующие пробелы знаний в данной предметной области, ведущих ученых в данной области знаний. В структуре введения выделяются следующие основные элементы: актуальность исследования, его цель, задачи, объект и предмет исследования, степень изученности, новизна, методология, заявленная структура всей работы, практическая значимость.

Актуальность исследования – самая объёмная часть введения. Может обосновываться актуальность проблемы для общества в целом. Затем – актуальность исследования данной проблемы именно с позиций конкретной науки. Теоретическая и практическая значимость работы возрастают, если изучаются некоторые чрезвычайно малоисследованные, но важные для развития науки темы.

Цель работы. На уровне ученических научно-исследовательских работ обычно формулируется лишь одна основная цель, отражённая и в заголовке работы. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. В этой связи, целями не могут быть исследовательские операции (ошибочны формулировки начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «с целью»). Действительно, анализируют предметы, явления тоже с некоторой целью, значит анализ – не есть сам по себе конечная цель.

Правильно формулировку цели начинать со слов: «определить», охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Памятуя, что цель связана с названием, желательно при выборе темы вынести в заголовок некий проблемный аспект, легко переводящийся в цель, в одной из предложенных выше формулировок.

Объект исследования – ограниченная конкретными рамками сущность, либо некое явление, совокупность однородных элементов, процесс/функционирование и др., содержащие в себе предмет исследования. Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.

Предмет исследования совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

Предмет и объект исследования должны соответствовать общему предмету науки-журналистики.

Задачи – исследовательские операции, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Таким образом, они также связаны с целью, и чаще всего – со структурой работы.

На первом месте в списке задач стоят теоретические, осмысляющие либо обозревающие, выявляющие типологические характеристики некого явления,

раскрывающие ту или иную тенденцию.

Затем следуют задачи практические. Формулировка начинается со слов «проанализировать», «исследовать с позиций» и др. Часто уже здесь заявляются некоторые из использованных методов. Эта группа задач направлена на объект исследования.

  • Основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. В основной части должно быть не менее 2-х, но не более 4-х глав.

  • Заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы.

  • Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

  • Приложения. В приложениях помещают материал, который является необходимым для полноты работы, но включение его в основную часть может изменить упорядоченное и логическое представление о работе. Это могут быть образцы документов, схемы, таблицы, фотографии, карты, справочные данные и т.д. Приложения располагаются в конце работы, после списка основной использованной литературы.


4. Закрепление изученного – тестирование:

- Какая структурная часть работы является первой страницей учебной или научной работы и служит источником информации? (титул) – 1 балл;

- Какая структурная часть работы включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц (содержание) – 1 балл;

- Сколько глав может содержать основная часть? (2-4 главы) – 1 балл;

- В какой структурной части работы подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы – (заключение) – 1 балл;


5. Подведение итогов занятия, домашнее задание, его комментирование


Использованная литература:


  1. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Филиппова. - http://www.researcher.ru/;

  2. Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. – http://www.researcher.ru/;

  3. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа, 1987.-146 с.

  4. Афанасьева С.И. Методические рекомендации по написанию научно-исследовательских работ по журналистике учащимися школ, секций, кружков журналистики. – Симферополь, 2010. – 20 с.

  5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

  6. Леонтович А.В. О ценностных основаниях исследовательской деятельности учащихся. – http://vernadsky.dnttm.ru/

  7. МАН: підготовка науково-дослідницьких проектів / Упор. М. Голубенко. – К.: Ред. загальнопед. газ., 2005. – 128 с. – (Б-ка «Шк. світу»)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!