Тема: Изменение глаголов по временам
Цель: повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола;
формировать навыки контроля при работе с текстом;
активизировать знания детей о глаголе.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки
Ход урока
Организационный момент.
Сели правильно, настроились на работу, проверили всё ли готово к уроку.
2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
- Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится:
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Все в действие придет:
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет. (Глагол)
- Что такое глагол? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)
Мы гостили у бабушки в деревне.
Мы гостим у бабушки в деревне.
Мы будем гостить у бабушки в деревне.
-На какие вопросы отвечают глаголы?
– Чем же мы будем заниматься на уроке? (Изучать времена глагола.)
- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года)
Словарь В.И.Даля: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).
- Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам.
3. Актуализация знаний учащихся о временных формах глагола.
1. Беседа по вопросам.
– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)
– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? Будущего времени?
– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении? (Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.)
2. Упражнение в определении времени глагола.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
-Поставьте глаголы в форме другого времени
4. Физкультминутка для глаз.
5. Упражнение в изменении глаголов по временам.
1. Работа над стихотворением.
– Прочитайте стихотворение, объясните знакомые орфограммы:
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера,- кричит, - ушёл».
«Завтра,- скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- Как изменяются глаголы в этом стихотворении?
- Глаголы изменяются по временам.
- В каком времени могут употребляться глаголы?
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?
- Выпишите из текста глаголы и определите время.
1. Работа с правилом (с. 64).
– Прочитайте правило в учебнике.
– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?
– Почему? Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)
– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?
– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.
– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)
6.Упражнение «Четвёртый лишний».
На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)
Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)
7. Работа с учебником.
1. Упражнение в образовании временных форм глагола (упр. 406, с. 65). (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)
работ.
(Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)
8. Н а п и ш и т е предложения, правильно употребив глаголы из скобок. Укажите время глаголов.
Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.
9. Итог урока.
Итог урока.
- Какие знания о глаголе помогли вам сегодня на уроке? Что нового узнали?
Сегодня на уроке я:
- узнал новое…
- научился …
- было трудно…
- все понял, могу помочь другим…
10. Домашнее задание: упр. 404