МКОУ СОШ №6 г. Беслан
Правобережный район РСО-Алания.
План - конспект открытого урока по предмету ОБЖ
Дата проведения: 9 апреля 2016г.
Участники: обучающиеся 8 «б» класса.
Тема: «Правила поведения при встрече с дикими животными, насекомыми».
Цели:
Данный урок знакомит обучающихся с окружающей нас природой. Учит ценить ее, знать и соблюдать основные правила безопасного поведения при встрече с обитателями леса.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитывающая:
Оборудование и оснащение:
1. Презентация на тему: «Правила поведения при встрече с дикими животными, насекомыми»;
2. Компьютер;
3. Проектор;
4. Экран.
5. Учебники
6. Таблицы
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые наши гости и дети! Сегодня мы собрались с вами для очень важного и интересного разговора. Окружающая природа – это настоящий подарок земли. Но человек часто не ценит ее , хоть он и является частью природы и сам уничтожает её , не смотря на то, что природа его кормит, лечит и снабжает кислородом. Летом многие из нас отдыхают за городом, на даче, совершают прогулки на природе. Конечно это очень интересно, а самое главное очень полезно для нашего здоровья. К сожалению, не всегда общение с природой приносит пользу. Не соблюдение основных правил поведения на природе приводит к несчастным случаям : отравлениям ядовитыми растениями и грибами, укусом змей и насекомых, солнечному или тепловому удару, травматическим повреждениям. Любой человек, находящийся в лесу, может встретиться с обитателями леса, будь то белка, птица, волк или даже медведь, особенно опасно если это самка с детенышем.
Дети по ходу урока отвечают на поставленные вопросы.
План-конспект урока.
Встреча с дикими животными
Гуляя в лесу, собирая грибы или ягоды, отдыхая в живописных местах, всегда помните, что встреча с диким зверем может произойти в любое время, в любом месте, и вы должны быть морально к этому готовы. Первое о чем нужно помнить, дикие животные просто так на людей не нападают, поэтому человек либо спровоцировал животное не правильным поведением, либо это мать с выводком либо раненный или зараженный бешенством зверь. В любом случае нужно знать правила поведения .( слайд 32-36)
Наиболее часто на природе человек может встретиться со змеей.
Коротко познакомимся с наиболее распространенными видами змей в Осетии. (слайд 37-45)
Укусы насекомых и защита от них.
Во время летнего отдыха на природе много неприятностей человеку доставляют повсеместно распространенные кровососущие насекомые - это мошки, комары , мокрицы и слепни, которые появляются в начале мая и исчезают только осенью. Эти насекомые могут быть переносчиками инфекционных заболеваний, поэтому находясь в местах где много комаров, мошек ,слепней следует закрывать по возможности все части тела одеждой, во время похода стоянку необходимо устраивать на открытых участках местности, хорошо проветриваемых и разводить костер для отпугивания насекомых . Определенную опасность для человека находящегося в природных условиях представляют и другие насекомые: пчелы, осы шмели, шершни, если растревожить места их обитания .
Жало пчелы имеет вид гарпуна и снабжено восьмьюдесятью зазубринами, которые не позволяют целиком извлечь его после укуса. Жаля, пчела открывает своё жало с частью брюшка, оставляя его в теле жертвы, тем самым нанося себе смертельную рану . В этой части брюшка находятся ядовитые железы, которые продолжают впрыскивать в ранку яд, уже после того как пчела улетела. На такой отчаянный шаг насекомые идут только в состоянии беспокойства, если их гнезду грозит опасность.
Большие неприятностей могут принести осы и шершни . Эти насекомые очень агрессивны и нападают без особого повода, жало у ос и шершней длиннее чем у пчел, и не имеют зазубрин, поэтому они способны жалить многократно.
Шмели считаются более миролюбивым ,чем пчёлы и нападают крайне редко, так как, причин для волнения относительно своего жилища у них меньше. .( слайд 46)
Оказание первой помощи при укусе пчелы
Итак, после того как человек почувствовал резкую жгучую боль от пчелиного укуса, необходимо сделать следующее:
Тщательно осмотреть место укуса
Жало необходимо обязательно извлечь. Сделать это можно пинцетом или ногтями.
Место укуса обработать антисептиком – подойдет любой, который есть под рукой;
Приложить к месту укуса холод.
Также рекомендуется давать пострадавшему обильное питье – воду, сладкий чай, компот и т.д. с тем, чтобы снизить концентрацию яда в организме и ускорить его выведение.
Как правило, перечисленных действий хватает для того, чтобы облегчить боль и предотвратить возможные неприятные последствия укуса. Во время похода , для того чтобы не покусали пчелы , осы или шершни - рекомендуется смазывать открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятное масло или мятные капли.
Помня об этом , в походе желательно обходить стороной места обитания этих насекомых, а тем более не разорять их гнезда. .( слайд 47)
В природной среде человека подстерегает еще один грозный враг –клещи. Клещи являются переносчиками тяжелого заболевания - энцефалита . Сидя на тропинках или на деревьях клещи терпеливо ждут, пока мимо них не пройдет животное или человек. Они не могут летать или прыгать, могут только зацепиться за проходящую мимо и задевшую их жертву, или же упасть на неё. Укус клеща может оставаться незамеченным довольно долго из-за присутствия в его слюне обезболивающих веществ .
Клещевой энцефалит - это острое, вирусное заболевание, протекающие с поражением головного и спинного мозга, центральной нервной системы. Возбудителем клещевого энцефалита является вирус, обитающие в крови некоторых диких животных и птиц, переносчиками вируса являются клещи, которые питаются кровью этих животных.
Заражение человека клещевым энцефалитом происходит при укусах клещей , после прокусывания кожи, клещ выделяет зараженную слюну в кровь человека; заражение может произойти также при удалении клеща, если раздавленные части клеща попадут на поврежденную кожу или слизистую оболочку глаз. Клещи - кровососущие насекомые, питаются только кровью. Самка клеща может продолжать пить кровь человека за 7 суток ,в течении которых она вместе со слюной вводит в рамку вирус клещевого энцефалита. Чем дольше самка находится на коже человека тем больше вирус попадает в кровь. Самцы присасываются ненадолго , не более чем на 20 минут, но затем могут делать это неоднократно . При этом они также водят в ранку слюну , а с ней и вирус.
Меры профилактики заболевания клещевым энцефалитом .
Основная мера профилактики заболевания: не допускать присасывание к себе любого клеща . Для этого во время прогулки по лесу, нужно одеваться таким образом, чтобы клещи не могли попасть на тело, нижняя часть рукавов должно плотно прилегать к телу, брюки нужно заправить в сапоги, на голове обязательно должен быть головной убор или капюшон , на шее платок или сетка.
В походе рекомендуется как можно чаще осматривать себя и своих спутников чтобы вовремя обнаружить клещей. Клещ не всегда сразу присасывается к коже, он может несколько часов находиться в складках одежды или в волосах . Поэтому при возвращении домой или на привале следует тщательно осмотреть швы и карманы одежды.
В жилые помещения клещей приносит не только в верхней одежде , но и с лесными цветами , на ветках лиственных деревьев, поэтому нежелательно рвать и приносить их домой.
Удаление клещей.
Для удаления присосавшегося клеща, его предварительно смазывают каким-нибудь жиром, вазелином, кремом, подсолнечным маслом, а через 15 - 20 минут осторожно вытягивает нитяной петлей или пинцетом, покачивая из стороны в сторону. Ни в коем случае нельзя давить клеща, снятая с одеждой или удаленное с тела насекомое надо сжечь или залить кипятком .Место укуса необходимо обработать йодом или спиртом и тщательно вымыть руки . .( слайд 48-50)
В природе нет ничего лишнего. Не стоит забывать, что мы, люди, не единственные обитатели Земли, и не все на планете создано исключительно лишь для нашей пользы и блага. Ведь не убиваете же вы ежей или воробьев только потому, что они не годятся вам в пищу? Каждая живая тварь, каждое растение выполняет свою, предназначенную ей функцию. И уничтожить хотя бы один вид – это значит нарушить природное равновесие.
А это рано или поздно ударит и по самому человеку. Примеров такого отношения к природе у нас, к сожалению, очень много.
Подведение итогов.
Сегодня мы с вами много говорили о правилах безопасного поведения на природе, о том, как правильно вести себя при встрече с обитателями леса Теперь Вы больше знаете и эти знания могут вам пригодится в жизни.
- Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии. Благодарю всех!
К следующему уроку подготовьте доклады на темы:
Я желаю вам всем здоровья и удачи, приятного отдыха на природе.
Спасибо за внимание!