СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по ОБЖ для 5-х классов. Чрезвычайная ситуация аварийного характера в жилище.Чрезвычайные ситуации на транспорте.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект   урока   по  ОБЖ   для  5-х  классов  средней  школы   №169 

                                       имени   Н.Илялетдинова

Предмет: ОБЖ.

Класс: 5.

Дата  проведения: 18.01.2017 год.

Составитель: учитель физкультуры Спатаев Ж.К.

Тема  урока: Чрезвычайная ситуация аварийного характера в

                       жилище.Чрезвычайные ситуации на транспорте

Цель:ознакомить учеников с чрезвычайными ситуациями аварийного 

          характера в жилище и на  транспорте.

Задачи  урока:

Образовательная: знать  основные причины чрезвычайных  ситуаций  в жилище

                              и на  транспорте.

                            2.Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и на 

                               транспорте, источники их возникновения.

Развивающая: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь.Развить:    

                       способности, память, внимание; самоконтроль. формировать:

                       достоинство, нравственные убеждения

Воспитательная: воспитать  культуру  мышления, культуру общения.

Тип  урока:комбинированный.

Метод:репродуктивный,наглядно-иллюстривованный,беседа,рассказ.

Контроль:устный,письменный..                                                                                                     Форма  обучения:коллективная, индивидуальная.                                    

Оборудование: плакаты, рисунки, тестовые  вопросы.

Межпредметная  связь:география, биология.                                                             

Ход урока

I.Организационный  момент.

II.Опрос  домашнего  задания.

Ответить  на  вопросы:

Какие опасные ситуации случаются в городских условиях?

 Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности?

Чем  отличается  жизнь городского  жителя  от  сельского?

 Как вы думаете, какие  службы  безопасности появились  в  городах  первыми? Назовите  городские  и  районные службы, куда необходимо  обращаться в  опасной  ситуации.

 Как правильно сообщить о необходимой  Вам помощи по телефону?

II.Новая  тема.

Учитель: Чрезвычайная ситуация аварийного характера в жилище

Быт – это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых  бытовых условий  подключены  электричество, горячая  и холодная вода, газ,  В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.

Всё это обыденно и привычно. Однако  в определённых условиях при использовании  хорошо знакомого   оборудования и приборов  могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома.

Такие ситуации могут возникать по двум причинам. В первом случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потёк кран, перекрывающий воду в ванной, и др.

Для того чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить её вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определённые правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасное обращение с электричеством

В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры. В то же время электричество при определённых условиях представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья человека.

Электрический ток при прохождении через человеческое тело вызывает его нагрев и может привести к ожогу. При электрических ожогах могут быть серьёзно повреждены внутренние ткани тела человека. Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или к остановке дыхания.

Чтобы этого не произошло, в повседневной жизни необходимо соблюдать ряд общих правил безопасного обращения с электричеством:

  • не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включённый электроприбор без присмотра;
  • не включайте в одну розетку несколько электроприборов;
  • соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем – шнур к сети. Отключение прибора производится в обратном порядке;
  • не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками; помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;
  • об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголённых и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.

Помните!

Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, подключённые в электрическую сеть.

Безопасное обращение с бытовым газом

В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Он может применяться в газовых плитах для приготовления пищи и в газовых колонках для подогрева воды.

Газ, используемый для бытовых целей, может быть двух видов: сжиженный газ в баллонах и городской магистральный газ.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.

Чем опасна утечка газа?

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании бытовым газом. Перечислим основные из них:

  • Чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажжённую спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран.
  • Не оставляйте включённые газовые горелки без присмотра.
  • Следите за тем, чтобы нагреваемая на газовой плите жидкость не залила пламя горелки.
  • Заметив потухшую горелку, не пытайтесь её зажечь вновь – это может привести к взрыву. Перекройте кран подачи газа, распахните окна и как следует проветрите кухню. Сообщите о случившемся взрослым.
  • Если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения.

Меры безопасности при пользовании в доме водой

Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители и т. д.).

Когда этими устройствами пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает. Вот эти правила:

  • Никогда не оставляйте открытым кран с льющейся водой без присмотра.
  • Никогда не оставляйте кран открытым, если вода отключена. Воду могут включить в то время, когда никого не будет дома, и она затопит помещение.
  • Никогда не выбрасывайте мусор в унитаз – можно засорить канализацию, и канализационная вода со всем содержимым начнёт поступать в дом.
  • Не оставляйте без внимания неисправные краны, просачивание воды в отопительной системе и в водопроводе. Обо всём замеченном расскажите взрослым и покажите место неисправности.

Помните!

Вовремя устранённая неисправность может предотвратить аварию.

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

Основные причины транспортных аварий:

• невнимательность участников дорожного движения;

• невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами;

• нарушение правил дорожного движения пешеходами;

• поломка  транспорта;

• неудовлетворительное  состояние  проезжей  части  улиц и дорог;

• плохие  погодные  условия.

Особенности современного транспорта: высокая скорость, огромная разрушительная сила из-за резкой остановки и столкновения, высокая пожароопасность.

Особенно опасно транспортное средство в следующих случаях:

• во время посадки и высадки;

• при экстренном торможении, особенно в сырую погоду и во время гололедецы;

• во время движения на автомобиле, имеющем неисправности, при которых запрещена эксплуатация.

Автобус. Если ваш автобус попал в аварию, посмотрите, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. По возможности двигайтесь к выходу. Для выхода воспользуйтесь дверьми, окнами, вентиляционными люками. В автобусе предусмотрены специальные окна, которые предназначены для аварийного выхода: надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения и выдавить стекло, или просто выбить его твердым предметом («дипломатом» с металлическим ободом, огнетушителем, тормозным башмаком). При этом следите, чтобы рядом не оказалось людей, кого могли бы поранить осколки. Не забудьте также отбить острые осколки по краям.

Ситуация, когда затоплен салон, достаточно редка, однако, если вы оказались в таком положении, не спешите покидать салон, подождите, пока он частично наполнится водой - легче станет выбираться.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железнодорожный транспорт.На сегодня железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом передвижения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но тем не менее опасность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее километра тормозного пути.

Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы.

Как следует себя вести, если произошло крушение поезда?

• попытайтесь выбраться через окно в своем купе;

• не думайте о багаже — жизнь дороже;

•не уходите далеко от места аварии; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть рядом со взрослыми;

• не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни. Прыгать необходимо по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединенные вместе ноги, далее перекатами и кувырками гасить скорость падения; по возможности предварительно надо одеть на себя как можно больше одежды, защитить голову.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При пожаре в поезде нельзя

• спасать багаж, если огонь угрожает вашей жизни и здоровью;

• выпрыгивать из вагона движущегося поезда и залезать на крыши вагонов;

• сеять панику.

IV. Закрепление  нового  материала.

Контрольные вопросы.

1.Назовите основные меры безопасности при пользовании различными электроприборами.

2.Перечислите правила безопасного обращения с газом в быту.

  3.Расскажите о правилах безопасного поведения в транспортном средстве.

 4.Какие опасности могут возникнуть при посадке в транспортное средство и

   высадке из него? При торможении? Что может предпринять пассажир в

аварийной ситуации?

5.Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда?

6. Что делать в случаях крушения и пожара в поезде?

V.Итог урока.

VI.Домашнее  задание.

Ответить  на  вопросы:

1.Назовите основные меры безопасности при пользовании различными электроприборами.

2.Перечислите правила безопасного обращения с газом в быту.

  3.Расскажите о правилах безопасного поведения в транспортном средстве.

 4.Какие опасности могут возникнуть при посадке в транспортное средство и

   высадке из него? При торможении? Что может предпринять пассажир в

аварийной ситуации?

5.Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда?

6. Что делать в случаях крушения и пожара в поезде?

VII.Подведение  итогов  урока.

Отметить лучших учащихся. Поставить  оценки  в  журнал.Попрощаться с  учениками.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по ОБЖ для 5-х классов. Чрезвычайная ситуация аварийного характера в жилище.Чрезвычайные ситуации на транспорте.»

План-конспект урока по ОБЖ для 5-х классов средней школы №169

имени Н.Илялетдинова

Предмет: ОБЖ.

Класс: 5.

Дата проведения: 18.01.2017 год.

Составитель: учитель физкультуры Спатаев Ж.К.

Тема урока: Чрезвычайная ситуация аварийного характера в

жилище.Чрезвычайные ситуации на транспорте

Цель:ознакомить учеников с чрезвычайными ситуациями аварийного

характера в жилище и на транспорте.

Задачи урока:

Образовательная: знать основные причины чрезвычайных ситуаций в жилище

и на транспорте.

2.Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и на

транспорте, источники их возникновения.

Развивающая: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь.Развить:

способности, память, внимание; самоконтроль. формировать:

достоинство, нравственные убеждения

Воспитательная: воспитать культуру мышления, культуру общения.

Тип урока:комбинированный.

Метод:репродуктивный,наглядно-иллюстривованный,беседа,рассказ.

Контроль:устный,письменный.. Форма обучения:коллективная, индивидуальная.

Оборудование: плакаты, рисунки, тестовые вопросы.

Межпредметная связь:география, биология.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Опрос домашнего задания.

Ответить на вопросы:

Какие опасные ситуации случаются в городских условиях?

Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности?

Чем отличается жизнь городского жителя от сельского?

Как вы думаете, какие службы безопасности появились в городах первыми? Назовите городские и районные службы, куда необходимо обращаться в опасной ситуации.

Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

II.Новая тема.

Учитель: Чрезвычайная ситуация аварийного характера в жилище

Быт – это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ, В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.

Всё это обыденно и привычно. Однако в определённых условиях при использовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома.

Такие ситуации могут возникать по двум причинам. В первом случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потёк кран, перекрывающий воду в ванной, и др.

Для того чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить её вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определённые правила.









Безопасное обращение с электричеством

В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры. В то же время электричество при определённых условиях представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья человека.

Электрический ток при прохождении через человеческое тело вызывает его нагрев и может привести к ожогу. При электрических ожогах могут быть серьёзно повреждены внутренние ткани тела человека. Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или к остановке дыхания.

Чтобы этого не произошло, в повседневной жизни необходимо соблюдать ряд общих правил безопасного обращения с электричеством:

  • не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включённый электроприбор без присмотра;

  • не включайте в одну розетку несколько электроприборов;

  • соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем – шнур к сети. Отключение прибора производится в обратном порядке;

  • не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками; помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;

  • об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголённых и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.

Помните!

Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, подключённые в электрическую сеть.

Безопасное обращение с бытовым газом

В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Он может применяться в газовых плитах для приготовления пищи и в газовых колонках для подогрева воды.

Газ, используемый для бытовых целей, может быть двух видов: сжиженный газ в баллонах и городской магистральный газ.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.

Чем опасна утечка газа?

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании бытовым газом. Перечислим основные из них:

  • Чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажжённую спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран.

  • Не оставляйте включённые газовые горелки без присмотра.

  • Следите за тем, чтобы нагреваемая на газовой плите жидкость не залила пламя горелки.

  • Заметив потухшую горелку, не пытайтесь её зажечь вновь – это может привести к взрыву. Перекройте кран подачи газа, распахните окна и как следует проветрите кухню. Сообщите о случившемся взрослым.

  • Если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения.

Меры безопасности при пользовании в доме водой

Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители и т. д.).

Когда этими устройствами пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает. Вот эти правила:

  • Никогда не оставляйте открытым кран с льющейся водой без присмотра.

  • Никогда не оставляйте кран открытым, если вода отключена. Воду могут включить в то время, когда никого не будет дома, и она затопит помещение.

  • Никогда не выбрасывайте мусор в унитаз – можно засорить канализацию, и канализационная вода со всем содержимым начнёт поступать в дом.

  • Не оставляйте без внимания неисправные краны, просачивание воды в отопительной системе и в водопроводе. Обо всём замеченном расскажите взрослым и покажите место неисправности.

Помните!

Вовремя устранённая неисправность может предотвратить аварию.

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

Основные причины транспортных аварий:

• невнимательность участников дорожного движения;

• невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами;

• нарушение правил дорожного движения пешеходами;

• поломка транспорта;

• неудовлетворительное состояние проезжей части улиц и дорог;

• плохие погодные условия.

Особенности современного транспорта: высокая скорость, огромная разрушительная сила из-за резкой остановки и столкновения, высокая пожароопасность.

Особенно опасно транспортное средство в следующих случаях:

• во время посадки и высадки;

• при экстренном торможении, особенно в сырую погоду и во время гололедецы;

• во время движения на автомобиле, имеющем неисправности, при которых запрещена эксплуатация.

Автобус. Если ваш автобус попал в аварию, посмотрите, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. По возможности двигайтесь к выходу. Для выхода воспользуйтесь дверьми, окнами, вентиляционными люками. В автобусе предусмотрены специальные окна, которые предназначены для аварийного выхода: надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения и выдавить стекло, или просто выбить его твердым предметом («дипломатом» с металлическим ободом, огнетушителем, тормозным башмаком). При этом следите, чтобы рядом не оказалось людей, кого могли бы поранить осколки. Не забудьте также отбить острые осколки по краям.

Ситуация, когда затоплен салон, достаточно редка, однако, если вы оказались в таком положении, не спешите покидать салон, подождите, пока он частично наполнится водой - легче станет выбираться.














Железнодорожный транспорт.На сегодня железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом передвижения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но тем не менее опасность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее километра тормозного пути.

Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы.

Как следует себя вести, если произошло крушение поезда?

• попытайтесь выбраться через окно в своем купе;

• не думайте о багаже — жизнь дороже;

•не уходите далеко от места аварии; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть рядом со взрослыми;

• не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни. Прыгать необходимо по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединенные вместе ноги, далее перекатами и кувырками гасить скорость падения; по возможности предварительно надо одеть на себя как можно больше одежды, защитить голову.

.














При пожаре в поезде нельзя

• спасать багаж, если огонь угрожает вашей жизни и здоровью;

• выпрыгивать из вагона движущегося поезда и залезать на крыши вагонов;

• сеять панику.

IV. Закрепление нового материала.

Контрольные вопросы.

1.Назовите основные меры безопасности при пользовании различными электроприборами.

2.Перечислите правила безопасного обращения с газом в быту.

3.Расскажите о правилах безопасного поведения в транспортном средстве.

4.Какие опасности могут возникнуть при посадке в транспортное средство и

высадке из него? При торможении? Что может предпринять пассажир в

аварийной ситуации?

5.Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда?

6. Что делать в случаях крушения и пожара в поезде?

V.Итог урока.

VI.Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

1.Назовите основные меры безопасности при пользовании различными электроприборами.

2.Перечислите правила безопасного обращения с газом в быту.

3.Расскажите о правилах безопасного поведения в транспортном средстве.

4.Какие опасности могут возникнуть при посадке в транспортное средство и

высадке из него? При торможении? Что может предпринять пассажир в

аварийной ситуации?

5.Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда?

6. Что делать в случаях крушения и пожара в поезде?

VII.Подведение итогов урока.

Отметить лучших учащихся. Поставить оценки в журнал.Попрощаться с учениками.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!