СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока. Инженерная защита населения от ЧС военного и мирного времени. 10 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инженерная защита населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется заблаговременно в мирное время и включает в себя накопление фонда защитных сооружений в городах, на­селенных пунктах и на объектах.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока. Инженерная защита населения от ЧС военного и мирного времени. 10 класс»

  1. ТЕМА: ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ПРИ

  2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ВОЕННОГО И МИРНОГО ВРЕМЕНИ

  3. Цель урока: Познакомить учащихся со способами инженерной защиты населения при

  4. чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

  5. Урок 27

  6. Время: 40 минут

  7. Тип урока: комбинированный

  8. Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

  9. Ход урока:

  10. I. Вступительная часть

  11. * Организационный момент

  12. * Контроль знаний учащихся:

  13. - С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения ЧС?

  14. - Как организованы централизованные системы оповещения насе­ления в чрезвычайных ситуациях?

  15. - Для каких целей создана единая дежурно-диспетчерская служ­ба на базе телефона 01?

  16. - Как вы будете действовать, если по радио услышали об угрозе наводнения (например, в

  17. результате гидродинамической аварии) и распоряжение об эвакуации? Что вы с собой возьмете в первую оче­редь? Обоснуйте свой ответ.

  18. - Что необходимо сделать после сообщения об угрозе радиоактивного заражения?

  19. II. Основная часть

  20. - объявление темы и цели занятия

  21. - объяснение нового материала:

  22. Инженерная защита населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется заблаговременно в мирное время и включает в себя накопление фонда защитных сооружений в городах, на­селенных пунктах и на объектах.

  23. Защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения от ионизирующих излучений, радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ, вирусов, продуктов горения, а также от обрушения зданий и сооружений. Защитными сооружениями могут служить под­вальные и заглубленные сооружения, горные выработки, метрополитен.

  24. Защитные сооружения могут быть построены как заблаговремен­но, так и по особому указанию. Заблаговременно строят, как прави­ло, отдельно стоящие или встроенные в подвальную часть здания со­оружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации. Необходи­мо отметить, что укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надежным способом защиты от современных видов оружия.

  25. Защитные сооружения гражданской обороны в зависимости от за­щитных свойств подразделяются на убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ) и укрытия, приспособленные для защиты населения.

  26. УБЕЖИЩА

  27. К убежищам относятся сооружения, обеспечивающие наиболее на­дежную защиту людей от всех поражающих факторов ядерного взры­ва - ударной волны, светового излучения, проникающей радиации (включая и нейтронный поток), радиоактивного заражения. Убежища защищают также от ОВ и бактериальных средств, от высоких темпе­ратур и вредных газов в зонах пожаров, от обвалов и обломков раз­рушений при взрывах.

  28. Люди могут находиться в убежищах длительное время (рис. 4). Даже в заваленных убежищах безопасность обеспечивается в течение нескольких суток.

  29. ПРОТИВОРАДИАЦИОННЫЕ УКРЫТИЯ (ПРУ) И УКРЫТИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

  30. Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту лю­дей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности (рис. 5). Кроме того, они защищают от светового излучения, проникающей радиа­ции (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны, а так­ие от непосредственного попадания на кожу и одежду людей радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

  31. Защитные свойства ПРУ от радиоактивных излучений оцениваются коэффициентом защиты, который показывает, во сколько раз уровень радиации на открытой местности на высоте 1 м больше уровня радиации в укрытии. Иными словами коэффициент защиты показывает, во сколько раз ПРУ ослабляет действие радиации, а следовательно, и дозу облучения людей.

  32. Рис. 4. План убежища:

  33. 1 — защитно-герметические двери; 2 — шлюзовые камеры; 3 — помещение санитар­ного узла;

  34. 4 — основное помещение для размещения людей; 5 — галерея и оголовок аварийного входа;

  35. б — фильтровентиляционная камера; 7 — медицинская комната;

  36. 8 - кладовая для продуктов (помещения 7 и 8 могут не устраиваться)

  37. Выводы

  1. Основным способом защиты населения от отравляющих веществ (ОВ) и аварийно химически опасных веществ (АХОВ) является его укрытие в убежищах и загерметизированных помещениях.

  2. Защитные сооружения подразделяются на убежища, противора­диационные укрытия (ПРУ) и укрытия, приспособленные для защиты населения.

  3. Щели - самые доступные простейшие укрытия. Они значитель­но уменьшают возможность облучения в результате радиоактивного заражения.

  1. Как устраивают ПРУ

  2. ПРУ устраивают так, чтобы коэффициент защиты их был наибольшим. Они оборуду­ются прежде всего в подвальных этажах зданий и сооружений. Подвалы в деревян­ных домах ослабляют радиацию в 7—1 2 раз, в каменных зданиях - в 200-300 раз, а средняя часть подвала каменного здания в несколько этажей - в 500-1000 раз. Под ПРУ могут быть использованы также наземные этажи зданий и сооружений; наиболее пригодны для этого внутренние помещения каменных зданий с капитальны­ми стенами и небольшой площадью прое­мов. Первые этажи двухэтажных камен­ных зданий ослабляют радиацию в 5—7 раз. В сельской местности особое внимание должно уделяться использованию под ПРУ погребов, находящихся в личном пользовании, а также овощехранилищ.

  3. В целях усиления защитных свойств помещений, используемых под ПРУ, их следует соответствующим образом дооборудовать.

  4. Для повышения защитных свойств в помещении заделывают окон­ные и лишние дверные проемы, насыпают слой грунта на перекрытие и делают, если нужно, грунтовую подсыпку снаружи у стен, выступаю­щих выше поверхности земли. Герметизация помещений достигается и нательной заделкой трещин, щелей и отверстий в стенах и потолке, в местах примыкания оконных и дверных проемов, стыков отопитель­ных и водопроводных труб; подгонкой дверей и обивкой их войлоком с уплотнением притвора валиком из войлока или другой мягкой плот­ной ткани.

  5. Дооборудование подвальных этажей и внутренних помещений зда­ний повышает их защитные свойства в несколько раз. Так, коэффициент защиты оборудованных подвалов деревянных домов повышается примерно до 100, каменных домов - до 800-1000. Необорудован­ные погреба ослабляют радиацию в 7-12 раз, а оборудованные в 350-400 раз.

  6. Наиболее доступными простейшими укрытиями являются щели - открытые и особенно перекрытые. Если, к примеру, люди укроются даже в простых, открытых щелях, то вероятность их поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией ядерного

  7. взрыва уменьшится в 1,5-2 раза по сравнению с пребыванием на открытой местности, а возможность облучения в результате радиоактивного заражения - в 2-3 раза.

  8. III. Закрепление материала:

  9. - Дайте характеристику основных видов защитных сооружений гражданской обороны и

  10. расскажите об их пред­назначении.

  11. - Назовите простейшие виды укрытий и требования к их оборудованию.

  12. - Каково предназначение противорадиационных укрытий (ПРУ)?

  13. - Какие мероприятия проводятся для усиления защит­ных свойств помещений, используемых

  14. под ПРУ?

  15. IV. Итог урока

  16. V. Домашнее задание: Задания: 1. подготовьте сообщение «Мероприятия,

  17. необходимые для усиления защитных свойств помещений, используемых под противо­радиацион- ные укрытия (ПРУ)».

  18. Подготовьте сообщение на тему «Как действовать при угрозе радиоактивного поражения».

  19. Подготовьте сообщение о том, как с помощью своих защитных свойств убежища защищают от

  20. всех поражающих факторов ядерно­го взрыва (ударной волны, светового излучения,

  21. проникающей ра­диации и др.).

  22. 4. Подберите примеры из специальной литературы, как защитные сооружения спасали население

  23. от чрезвычайных ситуаций мирного времени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!