Тема урока: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными».
Класс: 7
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
систематизация имеющихся знаний учеников,
освоение нового способа решения систем линейных уравнений с двумя переменными,
составление систем уравнений в качестве математических моделей реальных ситуаций.
Структура урока:
Приветствие и мобилизация учеников на работу.
Активизация знаний учащихся – повторение и систематизация знаний.
Работа в группах – освоение нового способа решения систем линейных уравнений.
Составление систем уравнений для описания реальных ситуаций.
Работа в парах – составление текстов задач по заданным системам уравнений.
Задание на дом и инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов урока.
Замечание. Проверка выполнения домашнего задания осуществляется выборочно в ходе урока.
Ход урока.
1. Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открывайте тетради, подписывайте число.
2. Учитель: Мы с вами продолжаем работать с системами уравнений. Сейчас мы постараемся систематизировать те знания, которые у нас уже имеются.
Фронтальная работа с классом.
Задание (заранее записывается на доске). Подберите, если возможно, такое значение , при котором данная система имеет единственное решение; не имеет решений; имеет бесконечное множество решений:
Вопросы классу.
- Что является решением системы?
Вспомнить, в каком случае система имеет единственное решение (когда прямые пересекаются).
Условие пересечения прямых ( ),
Как называется коэффициент (угловой),
Какое значение может принимать (любое, кроме 5).
Вспомнить, когда система не имеет решений (когда прямые параллельны).
Условие параллельности прямых ( ),
Обязательно ли условие (да, иначе прямые будут совпадать),
Какое значение может принимать ( =5),
Как называется система, не имеющая решений (несовместная).
Вспомнить, когда система имеет бесконечное множество решений (когда прямые совпадают).
Условие совпадения прямых ( ),
Возможно это в нашем случае (нет, это «ловушка»),
Каким должно быть второе уравнение системы, чтобы прямые совпадали ( ),
Как называется система, имеющая бесконечно много решений (неопределенная).
Учитель: Итак, мы с вами повторили 3 случая взаимного расположения прямых, а также виды систем двух линейных уравнений с двумя переменными.
3. Задание в группах (учитель раздает карточки с заданием для групп – см. приложение).
В ходе выполнения задания дети могут задавать учителю вопросы. Учитель у всех групп проверяет ответ к заданию – образцу.
Два человека от групп, которые быстрее всех справились с заданием и выполнили его верно, записывают решение на доске.
В это время устное задание для остальных учеников (заранее записывается на доске). Является ли решением системы уравнений
пара чисел: а) (1;2),
б) (4;3),
в) (0;1).
Ответ: нет, да, нет.
Учитель обращается к решениям, выписанным на доске, и еще раз проговаривает алгоритм решения:
Переходим к новым переменным.
Решаем систему уравнений относительно новых переменных.
Возвращаемся к старым переменным.
Учитель: Таким образом, мы с вами освоили еще один метод решения систем линейных уравнений.
4. Вспомнить, что такое математическая модель; для чего она нужна; что может выступать в качестве математической модели.
Учитель раздает карточки с заданием на парту (см. приложение).
Один ученик по желанию выходит к доске. Задание разбирается вместе с классом.
Ответы:
5. Задание в парах (заранее записывается на доске). Придумать ситуацию, которая описывается следующей системой уравнений:
Выслушиваются придуманные тексты задач.
6. Домашнее задание:
Решить систему уравнений: (на отработку нового способа действия);
№№ 12.18(б), 12.26(а) – на повторение и отработку навыков;
№ 11.20 – дополнительный (по желанию).
Замечание. Используется учебник по алгебре 7 кл. Автор: Мордкович и др.
7. Учитель подводит итоги урока:
Повторили случаи взаимного расположения прямых, виды систем линейных уравнений;
Научились решать системы линейных уравнений новым методом;
Научились составлять математические модели с помощью систем линейных уравнений. А решать системы мы уже умеем. Вспомнить, какие методы нам известны (графический и метод подстановки). На следующем уроке познакомимся с новым методом – методом алгебраического сложения. Урок окончен. Спасибо за внимание.
Приложение
Задание в группах
Следуя указанному образцу, решите систему:
Образец: решим систему уравнений
Введём обозначения: .
Подставим в систему уравнений и вместо и , получим систему:
Решим эту систему относительно и .
Найдём значения и из равенств . (Доведите решение системы до конца, выполнив п.3 и 4)
Задание.
Записать с помощью систем уравнений следующие утверждения:
Сумма двух чисел равна 81, а их разность равна 15.
Среднее арифметическое двух чисел равно 36, а их разности равна 0,8.
Три яблока и две груши весят вместе 1кг 200г. Яблоко легче груши на 100г.
Первое число составляет 25% от второго, а сумма этих чисел равна 52,5.
Периметр равнобедренного треугольника 17см. Основание треугольника на 2см меньше, чем боковая сторона.