План - конспект открытого урока по живописи в 3-м классе на тему «Декоративный натюрморт».
Тип урока: занятие - знакомство с новой темой.
Цель: ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие: - обучение рисованию изображения с натуры; обучение стилизации любой формы; обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие: – развитие зрительного представления; - развитие воображения и чувства вкуса; - развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные: - воспитание интереса к предмету; - развитие аккуратности в работе; - формирование эстетического вкуса.
Характеристика воспитанников: 5 лет обучения (11-13лет)
Форма проведения: практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный: - беседа, объяснение.
Наглядный: - иллюстрации художников.
Практический: - выполнение практического задания.
Оборудование для педагога:
репродукции картин: П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», И. И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», М.С.Сарьяна «Осенние цветы», И. Э. Грабаря «Дельфиниум» и «Хризантемы»;В. Ван-Гог «Ваза с ирисами» .
Декоративные работы учеников изостудии.
Натурная постановка.
Образец педагогического рисунка.
Оборудование для учащихся: гуашь, лист (ф А-3), кисти, простой карандаш, ластик, вода, баночка для воды, палитра.
Ход занятия:
Организационный момент: (5 мин.)
Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего места
Педагог: Ребята, тема нашего урока “Декоративный натюрморт”. Слово “натюрморт” вам уже знакомо. Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?
Ребята: Натюрморт – это неодушевлённые предметы.
Педагог: Кто ещё как считает?
Ребята: Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов.
Педагог: Верно, ребята! Натюрморт – это группа неодушевлённых предметов, объединённых в единую композицию по смыслу.
Как вы уже знаете, натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём примеры случайных натюрмортов.
Ребята: Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандашница, очки, журнал и т.д.).
Педагог: Молодцы, ребята! А какие натюрморты называют поставленными?
Ребята: Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику. Например “Натюрморт из предметов деревенского быта”.
Основной этап:
Педагог: Правильно, ребята! А тема нашего занятия “Декоративный натюрморт”.
“Декор”- в переводе с лат. означает – украшать.
Педагог: В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.
Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?
Ребята: В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.
Педагог: Верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
А теперь, ребята, внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие.
Ребята: Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.
Педагог: Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.
А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?
Ребята: при помощи красок, из природных материалов, аппликацией из бумаги и т.д.
Педагог: Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура.
Посмотрите ребята декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д.
Как вы думаете, ребята, где в жизни мы можем применить декоративный натюрморт?
Ребята дают примерные ответы и при помощи наглядного материала даются современные возможности применения декоративного натюрморта.
Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих дизайнеров архитектурной среды чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности.
Педагог: Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне, пожалуйста, основные отличительные его черты.
Ребята: Цвет, форма, фактура.
Педагог: Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили новый материал. И теперь вы можете приступить к созданию своего декоративного натюрморта.
Практическая часть:
Педагог: Сегодня мы выполним с вами декоративный натюрморт гуашевыми красками. Для начала мы подберём основные цвета для декоративного натюрморта, и поработаем над формой предметов.
1.С начала вам необходимо на альбомных листах выполнить эскиз, т.е. в небольшом формате простым карандашом нарисовать те предметы, которые будут находиться на ваших натюрмортах. Отталкиваясь от нашей постановки (натюрморта). Подумайте, как вы может стилизовать его. Поиграйте с формой. Вы можете максимально проявить своё творчество. Формат листа может быть как вертикальным, так и горизонтальным.
Воспитанникам дается определенное время для выполнения эскиза.
2.Теперь, ребята, вы уже определились, что будете изображать. Сейчас необходимо научиться подбирать цвета. Посмотрите на меня, если я возьму синий цвет (цвет фона) и вазу бордового цвета, будет ли она видна?
Ребята: Нет!
Педагог: А если я возьму вазу оранжевого цвета, будет ли она видна?
Ребята: Да!
Педагог: Таким образом, если вы хотите, чтобы предмет был хорошо виден, то подбираем контрастные цвета, если менее – родственные.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).
Ребята, сначала, вам необходимо определить цвет фона. И висящих драпировок. Исходя из правила «от большого к частному». И постепенно двигаясь к более мелким предметам.
3.Затем вам необходимо подбирать цвета предметов, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.
4.А далее вы можете придумать любой узор или орнамент на вех предметах вашего натюрморта.
Подведение итогов:
Итак, ребята на сегодняшнем уроке вы выполнили эскиз, подобрали и определились с цветовыми отношениями и элементами, украшающие предметы. На следующем занятии мы продолжим эту тему.
Спасибо за урок, до свидания!