СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия студии дизайна и графики "stART" "Создание иллюстраций к произведениям русских поэтов и писателей"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия студии дизайна и графики "stART" "Создание иллюстраций к произведениям русских поэтов и писателей"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»











План-конспект занятия

студии дизайна и графики «stART»



«Создание иллюстраций к произведениям русских поэтов и писателей»





Руководитель студии

дизайна и графики «stART»:

Пинчук Наталья Андреевна









Д онецк 2022 г.

Тема занятия: «Создание иллюстраций к произведениям русских поэтов и писателей»


Цель: Выполнить иллюстрацию к произведениям русских поэтов и писателей.


Задачи:

• Закрепить знания о иллюстрации и русских художниках-иллюстраторов;

• Развивать творческое мышление;

• Развивать познавательный интерес к русской литературе и русским писателям

и поэтам;

• Продолжать формировать умение высказывать свою точку зрения;

• Воспитывать самостоятельность, умения доводить начатую работу до

конца.


Оборудование и материалы для обучающихся: листы бумаги А3, краски (акварель или гуашь), графические материалы (ручка, пастель, цветные карандаши), кисточки, графические карандаши, ластики, емкости для воды.


Оборудование и материалы для педагога: план-конспект, наглядный материал


Продолжительность занятия: 3 ч.

Возраст детей: 11-16 лет.


Ход занятия


I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к занятию.


II. Объявление темы, целей и задач занятия.


Каждый человек, открывая любую книгу, газету или журнал рядом с текстом не раз замечал рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Это слово происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение. Оно дополняет или сопровождает какой-либо текст.

- Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение?

(ответы обучающихся)

Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

- А каких русских художников - иллюстраторов вы знаете?

(ответы обучающихся)

Иван Билибин, Дехтерев Борис Александрович, Сутеев Владимир Григорьевич. Все они, и многие другие создавали иллюстрации к многим сборникам рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В. В. Бианки , М. М. Пришвин , П. Н. Барто, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, О. Д. Иваненко и другие.

-И сегодня, мы поближе познакомимся с русскими художниками-иллюстраторами и сами создадим свои иллюстрации к произведениям русских поэтов и писателей.


III. Основная часть занятия.


Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение в нашей стране.

В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета.

-Давайте вспомним известных русских художников-иллюстраторов, внесших значительный вклад в искусство детской книжной иллюстрации.


(просмотр презентации)

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907-1999) - выдающийся русский художник, известный, прежде всего, как блестящий иллюстратор произведений классической литературы. На протяжении всей творческой деятельности он создавал прекрасные иллюстрации к произведениям русской литературы: Капитанской дочке» «Дубровскому», стихотворениям А.С.Пушкина «Герою нашего времени» М.Ю.Лермонтова «Тарасу Бульбе» Н.В.Гоголя стихотворениям Н.А.Некрасова «Войне и миру» Л.Н.Толстого «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского.


Сутеев Владимир Григорьевич (1903 – 1993) – заслуженный деятель искусств, художник, писатель, сценарист, один из зачинателей советской мультипликации. Прошел Великую Отечественную войну. Одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать. Первую известность получил как художник-карикатурист. Сутеев иллюстрировал книги Барто, Чуковского, Маршака, Михалкова, а также свои собственные сказки. Работая в детском издательстве, сам написал около сорока поучительных и остроумных сказок: «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка».


Дехтерев Борис Александрович (1908 – 1993) - был сторонником лаконичного, благородного стиля оформления детской книги. Его рисунки мы узнаем по тонкой, выверенной контурной линии и мягкой деликатной моделировке формы карандашом или акварелью. Известный советский график и иллюстратор. Борис Александрович иллюстрировал и оформлял книги М. Горького, И. С. Тургенева, М. Ю. Лермонтова, А. П. Гайдара, В. Шекспира, сказки А. С. Пушкина.


Чижиков Виктор Александрович (1935 – 2020) – народный художник России, один из выдающихся мастеров российской детской книги, создатель Олимпийского Мишки – талисмана Олимпиады-1980 в Москве. Невозможно подсчитать, сколько всего экземпляров книг с картинками Виктора Александровича было издано за шестьдесят лет, но точно можно сказать, что несколько миллионов маленьких читателей открывали для себя «Айболита», «Винни Пуха» и «Волшебника изумрудного города», глядя на героев этих книг глазами художника Чижикова.


Владимирский Леонид Викторович (1920 – 2015) российский график и иллюстратор, писатель. В 1953 году Владимирский создал образ Буратино, который вскоре стал культовым. Такая же судьба ждала и героев Элли и Страшилу «Волшебника Изумрудного города», которые так полюбились читателям.


Рачев Евгений Михайлович (1906 -1997)  художник-анималист с гениальной фантазией: на созданных им иллюстрациях животные носят одежду, имеют человеческую мимику и характер. Его волшебные детские впечатления ожили в иллюстрациях к незатейливым историям: «Теремок», «Колобок», «Петушок — Золотой гребешок», «Волк и козлята». Евгений Рачев иллюстрировал произведения Пришвина, басни Крылова, «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка, произведения В. Бианки, русские народные сказки и сказки народов Севера.

- И это всего лишь маленькая часть тех художников-иллюстраторов, которые подарили нам яркие, необычные и запоминающиеся образы героев наших любимых сказок и произведений.

- А теперь ответе на такой вопрос. У всех нас есть любимые сказки и произведения наших любимых русских поэтов и писателей. Какие ваши самые любимые?

(ответы детей)

-Итак, мы приступаем к самой интересной части нашего занятия, это работа над иллюстрацией вашего любимого произведения русских поэтов и писателей.

- Но иллюстрации у нас бывают разные, давайте перечислим их?!

(ответы детей)

Заставка, концовка, фронтиспис, полостна (полуполостная, разворотная), оборонная, буквица.

- Отлично!

- А теперь давайте вместе вспомним этапы работы над иллюстрацией!?

(ответы детей)

  • Выбор произведения;

  • выбор отрывка теста;

  • продумывание сюжетной линии, как будут выглядеть герои, где будет происходить действие, главного и второстепенных героев, место положение героев, их движения и прочее;

  • выполнение линейных эскизов;

  • выполнение тональных эскизов;

  • выполнение цветовых эскизов;

  • выполнение линейного рисунка композиции иллюстрации в заданном масштабе;

  • выполнение работы в цвете.

- Молодцы! Теперь смело можно приступать к выполнению иллюстрации к вашему любимому произведению русских поэтов и писателей.


(После краткого инструктажа обучающиеся приступают к самостоятельной работе. Педагог наблюдает за работой детей, при необходимости оказывает помощь.)

Во время работы дети делаю перерыв и выполняют гимнастику для глаз.


IV. Подведение итогов занятия.

По завершению времени каждый обучающийся выходит и рассказывает о своей иллюстрации. О своем выборе героев, сюжета, композиции, цветовой передачи иллюстрации.


- Ребята, как вы считаете, вы справились с заданием?

- Мы выполнили поставленные цели и задачи?

- Задание было сложным?

- Надеюсь, вам было интересно окунутся в мир литературы наших русских поэтов и писателей. И узнать больше о известных художниках –оформителях.


- Спасибо, за занятие! Творческих успехов и новых идей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!