План-конспект занятия
Тема «Буллинг – причины, формы, профилактика»
Цель занятия: предупреждение суицида, агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов.
Задачи занятия:
корекционно-развивающие: развитие критического мышления; развитие памяти, внимания, развитие умений осуществлять рефлексивную деятельность.
образовательные: знакомство с понятием «буллинг», знакомство с целью, видами, участниками буллинга, знакомство со спецификой интернет-травли, знакомство со способами противостоять давлению и негативному влиянию.
воспитательные: формирование толерантности; формирование эмпатии, формирование гуманистического отношения к окружающим.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация «Буллинг – причины, формы, профилактика», видеоролики «Мне было обидно», «На площадке», «Сидел я на качелях», изображения с буллингом и его последствиями, коробка, памятки с аффирмациями.
листы, ручки.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.
Используемые психолого-педагогические технологии: технология деловых игр, информационно-коммуникативные технологии, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, мультимедиа технологии.
Ход занятия
1.Организационный момент:
2. Основная часть
Обсуждение фотографий буллинга и его последствий.
Рассказ о буллинге с элементами беседы (сопровождается показом презентации)
Слайд 1-3. Буллинг – причины, формы, профилактика.
Буллинг – притеснение, травля. Дискриминация. Это особый вид насилия. Когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов
Цель буллинга: за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.
Слайд 4-6. Участники буллинга: буллеры, жертвы, зрители.
Жертвы буллинга. Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребенок может им стать.
Зрители буллинга: дети, боящиеся быть на месте жертвы, дети, поддающиеся влиянию, без собственной инициативы, дети, дорожащие своими отношения с буллером, дети, неумеющие сопереживать и сочувствовать, принимающие травлю за развлечение, дети жестоких родителей, испытывающие страх наказания.
Виды буллинга:
Физическое насилие: избиение, пинки, шлепки...
Эмоциональное насилие: насмешки, угрозы, обидные клички, унижение в присутствии других, распространение слухов и сплетен
Экономическое насилие: порча и отнятие личных вещей, денег, вымогательство
Кибербуллинг: анонимные звонки оскорбляющего или угрожающего характера, съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети, создание групп для выражения ненависти и травли определенного человека
Слайды 7-9. Специфика интернет-травли. Не зависит от посещения школы, может осуществляться в любое время. Может рождаться «здесь и сейчас» при интернет-взаимодействии, не связанном с событиями реального мира. Возможность писать анонимно (дети начинают делать то, на что они не решились бы в других обстоятельствах). Легко осуществимо с технической точки зрения. Переносится тяжелее, чем даже физические издевательства. «Жертва» часто предпочитает молчать.
Признаки, по которым можно заподозрить в ребенке жертву буллинга:
Несчастный внешний вид, грусть, обидчивость
Ребенок вдруг начинает болеть и не ходить в школу
У ребенка снижается успеваемость
Дистанцированность от взрослых и детей, отсутствие друзей
Негативизм при обсуждении темы буллинга
Буллинг оставляет глубокий след в жизни как жертвы так и буллера
Просмотр видеороликов «Мне было обидно», «На площадке», «Сидел я на качелях» с последующим обсуждением
3. Завершение работы: