ТЕМА УРОКА. ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА "КУБЫШКА-ТРАВНИЦА"
ЦЕЛЬ. Научить учащихся самостоятельно изготавливать народную куклу, проявлять творческий подход к делу. Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.
Знакомить учащихся с историей происхождения народной куклы.
Освоение технологии изготовления народной обереговой куклы Травницы.
Формирование практических навыков работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Развивать у детей художественный вкус, фантазию.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, заинтересованность в конечном результате труда.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. Компьютер, DVD-проектор, компьютерная презентация «Народная игрушка», Ткани цветные и белые, сбор трав, крепкие нитки, игла, ножницы. Инструкция «По ТБ при изготовлении игрушек из текстильных материалов», инструкционно-технологические карточки «Изготовление куклы Кубышки-Травницы».
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Народная игрушка, кукла-мотанка, кукла-закрутка, обрядовая кукла, кукла Кубышка-Травница.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. История.
МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ: каждые 20 минут занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Подготовка дежурными рабочих мест.
Подготовка учащихся к занятию.
Получение сведений об отсутствующих учащихся.
Создание позитивного эмоционального настроя учащихся.
Уже звонок нам дал сигнал
Трудиться время наступило
Сейчас мы время не теряем
Работу в мастерской начинаем.
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНИХ ЗНАНИЙ И УЧЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
1. Какие основные требования предъявляют к изготовлению народной куклы из ткани?
(Для изготовления народной куклы следует:
• использовать простейшие конструкции кукол;
• брать в дело любой имеющийся под рукой кусок ткани;
• следить за правилами экономии материала)
2. Какую куклу вы делали на предыдущем уроке?
3. Чем наполняли куклу – Крупеничку?
4. Как по виду куклы - Крупенички можно было определить зажиточность семьи?
5. Какие функции выполняли куклы-обереги? (Охраняли жилье, детей, сон, оберегали хозяйство. Дети любили ими играть)
Кукла-закрутка – это замечательный подарок для себя и для своей семьи, друзей и тех, кому вы хотите пожелать добра и счастья.
Предлагаю вам собственноручно сделать обереговую куклу – Травницу. Эта куколка является еще одной разновидностью народных кукол-оберегов. Такое название она получила из-за того, что внутри наполнена душистыми травами.
По мнению исследователей, закрутки - не игровые куклы.
Они были связаны с обрядом плодородия и продолжения рода. Использовалась в ритуалах, посвященных будущему урожаю (достаток) и свадебных обрядах (любовь).
Сегодня кукла-закрутка - это не просто интерьерная игрушка, но и оберег, в который можно вложить свои пожелания и намерения, что обязательно исполнятся.
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Ч аще изготавливают эту куклу когда приходит красное лето. Душистые травки собраны и высушены. Пришла пора для Травницы.
Можно брать абсолютно любой набор трав, исходя исключительно из вашего желания. Кроме мятных запахов довольно часто Травницю делают с использованием полыни, душицы, лаванды, мяты, клевера (она пахнет скошенной травой, добавляет кукле устойчивости и объема) . Говорят - защищает от моли, цветы шиповника - дают очень нежный, тонкий запах. Так что выбирайте, что вам больше по вкусу и вперед.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем осваивать технологию изготовления куклы-Травницы, в основе которой мешочек с различными травами.
Записать в рабочие тетради тему.
Объяснение нового материала.
Травница - кукла, которая наполнена душистым лекарственным зельем. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов, болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так делали наши предки.
Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее идет тепло, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов, болезни, и добрая игрушка. Куклу подвешивали в доме над колыбелью ребенка, ставили около кровати больному, давали играть детям и забава, и целительный эффект. От нее идет тепло как от заботливой хозяйки.
Наполнена куколка душистыми травами: шалфеем, тимьяном и пижмой. Стоит помять ее в руках, как дом наполнится запахами трав, которые развеют негативную энергию и отгонят духов, болезни. Кубышка-травница может быть целительницей в доме. Поможет в лечении гриппа, ангины, бронхита. Снимет стресс, усталость или депрессию.
Инструменты и материалы для изготовления изделия.
• для юбки: круг из цветной ткани, диаметром ~ 30 (35,40) см и круг из синтепона, диаметром на 2 - 3 см меньше;
• для лица и рук: квадратный лоскут белой ткани ~ 25х25 см и лента из ткани 3-4 см;
• два квадратных куска ткани для груди: 10х10 (15х15) см;
• два квадратных куска ткани для маленьких мешочков с травой: 10х10 (15х15) см;
• немного ваты или синтепона для груди;
• квадратный или треугольный лоскут ткани для платка (косынки) ~ 20х20 см;
• нитки, тесьма, кружево, ножницы, иголка;
• смесь душистых трав.
Технология выполнения изделия.
1. Плотно скручиваем ленту из ткани, полученную скрутку кладем в середину квадрата белой ткани, аккуратно обтягиваем лицо куклы, туго перевязываем под шеей.
2. Из этого же куска закладываем на изнанку, перевязываем и формируем руки.
3. Из ваты или синтепона формируем шарики ~ 3 - 4см, кладем в середину цветных лоскутков ткани, туго перевязываем - выходят две грудки.
4. В середину других цветных лоскутков ткани насыпаем немного травяной смеси, перевязываем - получается два небольших мешочка.
5. Юбку намётываем по кругу прочной ниткой, в середину кладем круг синтепона, присобираем, наполняем смесью сухой травы.
6. Соединяем, связываем грудь с куклой, ручки можно оставить просто белыми, а можно поиграть и принарядить интереснее. Здесь проявляйте любую фантазию.
7. Вставляем тело куклы в юбку и туго перевязываем.
8. Придумываем фартук, косынку или платок, привязываем маленькие мешочки с травой в руки и Кубышка-Травница готова.
ІV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Изготовление тряпичной куклы "Кубышка-Травница"
Вводный инструктаж.
Формирование учений и навыков.
Демонстрация приемов изготовления куклы-Травницы.
Анализ задач практической работы. Ознакомление с инструкционной карточкой.
ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.
Требования безопасности перед началом работы
Рабочий инструмент и материалы раскладывайте в установленном месте (справа), в удобном и безопасном порядке.
Требования безопасности во время работы
• соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;
• будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
• не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;
• свет на вашу работу должен падать с левой стороны;
• положение тела должно быть удобным, расстояние до работы – 25 – 30 см;
• в случае плохого самочувствия или травмирования прекратите работу и сообщите учителю;
• при выполнении работы руководствуйтесь правилами безопасной работы с ножницами и во время ручного шитья.
Требования безопасности после окончания работы
• приведите в порядок рабочее место;
• инструменты и материалы соберите и сложите в соответствующее место;
• мусор и отходы соберите и сложите в ведро для мусора.
Практическая работа и текущий инструктаж
Для выполнения практической работы следует подготовить необходимые материалы и инструменты. Во время изготовления куклы должно быть хорошее настроение, не должно быть никаких негативных мыслей. Кукла должна быть сделана аккуратно.
Задача 1.
Записать в тетрадь план работы по изготовлению куклы.
Задание 2.
Ученицы самостоятельно выполняют задания практической работы с инструкционными карточками. При необходимости учитель оказывает помощь в выполнении задания.
Учитель обходит рабочие места с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся и проводит, если необходимо, индивидуальный или групповой текущий инструктаж.
Заключительный инструктаж
• осмотр выполненных работ, демонстрация лучших работ;
• краткий анализ типичных ошибок, анализ недостатков в результатах работы и пути их устранения;
• оценивание результатов практической работы;
• мотивация оценок за урок, выставление их в журнал, дневники.
V. РЕФЛЕКСИЯ
1. Что нового узнали на занятии?
2. Чему научились?
3. Какую работу выполнили?
4. Понравились ли вам ваши изделия?
VIІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
VIІI. УБОРКА МАСТЕРСКОЙ
5