Тема: Свойства десятичной системы счисления: счет единицами, десятками, сотнями, тысячами, миллионами, миллиардами.
Цель урока: Ознакомление учащихся со свойствами десятичной системы счисления.
Задачи: Повторить знания о десятичной системе счисления. Познакомить с системами, отличными от десятичной. Работают над записью чисел в десятичной системе счисления, разложением чисел на сумму разрядных слагаемых. Повторение пройденного материала
Организационный момент.
Солнышко, солнышко!
Я тебя люблю.
Я тебя прошу!
Дай ты мне, солнышко,
Мира и тепла!
Дай ты мне, солнышко,
Здоровья и добра!
- Закройте глаза и почувствуйте, как солнечные лучики проникают в вас и вливают вам тепло, а вместе с ним здоровье, добро, уверенность в своих силах и хороший настрой на работу. Девизом нашего урока будет пословица:
« Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут.
- Как вы понимаете её смысл? Я думаю, что вы на уроке не будете работать
«авось» да «как-нибудь». А будете всё делать хорошо.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
1.Фронтальная работа.
5716 36 200 18 307 733 999
5016 36 020 18 037 703 900
5006 36 002 18 370 730 099
А) 7961, 8520, 93067, 200721, 8629356.
Б) 324508764, 94351084922, 775613204380.
2. Индивидуальная работа.
Работа по карточкам. Вставить числа вместо пропусков.
3. Работа в парах. Примеры даются по рядам а - 1 ряд, б – 2 ряд, в – 3 ряд. Фронтальная проверка.
4.Сообщение темы и цели урока.
-Какие цифры вы знаете?
-Для чего нужны цифры?
Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что такое цифры, и какой системой записи чисел мы пользуемся.
IV.. Повторение.
Чтение с пометами. Работа по учебнику с.274, 275.
- Как называются знаки для записи чисел?
- Какая система записи чисел принята в настоящее время?
- Сколько цифр вы знаете, назовите.
- Сколько единиц содержит каждый следующий разряд?
- Что означает цифра, если она стоит в записи числа первой справа? (единицы). Второй справа? (десятки). Третьей справа? (сотни) и т.д.
Дополнительный материал.
Система счисления
Когда людям приходилось считать на пальцах очень большие совокупности предметов, к счёту привлекали больше участников. Один считал единицы, второй — десятки, а третий — сотни, то есть десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго участника счёта оказывались загнутыми все пальцы обеих рук. Такой счёт единицами, затем десятками, затем десятками десятков, а там десятками сотен и т. д. лёг в основу системы счисления, принятой почти у всех народов мира. Она называется десятичной системой.
Сначала говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Но ведь это сколько времени надо произносить! Поэтому постепенно стали произносить короче. Вместо «палец второго человека» появилось слово «десять», а вместо «палец третьего человека» — «сто». Вот и получилось: пятьсот восемьдесят шесть.
Сейчас десятичная система счисления применяется почти повсеместно. Но и теперь есть ещё племена, которые довольствуются при счёте пальцами одной руки. У них система счёта оказалась пятеричной. В странах, где люди ходили босиком, по пальцам легко было считать до 20. Поэтому довольно большое распространение получила двадцатиричная система счёта. Следы этого сохранились, например, во французском языке, где слово «восемьдесят» звучит как «четыре раза двадцать».
Самым серьёзным соперником десятичной системы счёта оказалась двенадцатиричная. Вместо десятков применяли при счёте дюжины, то есть группы из 12 предметов. Во многих странах даже теперь некоторые товары, например ножи, ложки, вилки, продают дюжинами. В столовый сервиз, как правило, входит по 12 тарелок, 12 чашек и 12 блюдец.
2.Самостоятельная работа. Учитель диктует числа, дети записывают их цифрами, один ученик у доски, работает, не показывая свою работу.
№ 3 с.275.
По окончании ученик открывает свою работу, учащиеся меняются тетрадями в парах, идёт взаимопроверка выполнения задания.
3. Самостоятельная работа. № 2, с.275. Вычислить.
10 000 + 4000 + 700 + 40 + 8 = 14 748
600 000 + 90 000 + 7000 + 800 + 90 + 1 = 697 891
30 000 + 7000 + 800 + 90 = 37 890
100 000 + 700 + 10 = 100 710
Фронтальная проверка.
4. Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно поманим –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
5. Фронтальная работа с классом. Решение задачи с.275 № 5
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можем сразу узнать количество спортсменов прибывших к финишу?
- Что вначале нужно узнать?
- Как узнать, сколько спортсменов прибыло к финишу?
Решение:
1). 3 ∙ 105 = 415 (спортсменов) - не дошло до финиша.
2). 3 ∙ 350 = 1050 (спортсменов) – всего.
3). 1050 – 415 = 635 (спортсменов) – прибыло к финишу.
Ответ: 635 спортсменов прибыло к финишу.
6. Работа в парах. № 8, с. 276.
7. Упражнение повышенной сложности № 11, с. 276.
V. Итог. Чем занимались на уроке? Какой системой счисления мы пользуемся? Какие ещё системы счисления вы знаете?
VI. Домашнее задание: с.275 № 4, с. 276 № 10