СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока.Тема: Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Класс:8

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отсутствие серьёзного перевеса в силах должно было удерживать страны от военных конфликтов. Однако вспыхивали новые войны, причинами которых становились непреодолимые разногласия. Государства стремились захватить плодородные земликонтролировать торговые путидобиться выхода к морюполучить колонии, желали упрочить свой международный авторитет и оказывать решающее влияние на европейскую политику. В течение XVIII века сложилась группа государств, которые определяли европейскую политику — Россия, Пруссия, Англия, Франция, Австрия.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока.Тема: Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Класс:8»

Курс: История Нового времени

Тема: Проблемы европейского баланса сил и дипломатия.

Класс:8

Тип: комбинированный

Форма: беседа, работа по учебнику

Цели и задачи урока:

  • Дать представление о проблемах европейского баланса и дипломатии;

  • Рассмотреть военные конфликты XVIII в.;

  • Показать учащимся как происходили международные отношения в XVIII в. в Европе;

  • Умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное;

  • Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому Эпохи Просвещения и любовь к истории.

Планируемые результаты:

  • ПРЕДМЕТНЫЕ: давать образную характеристику системе международных отношений XVIII в.; объяснять причины войн за испанское наследство и других вооружённых конфликтов XVIII в.; применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия значения и сущности дипломатических отношений XVIII в.;

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: слушать других; пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою; выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы.

  • ЛИЧНОСТНЫЕ: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Основные понятия: Вестфальская система международных отношений, война за испанское наследство, Северная война, Семилетняя война, разделы Польши

Оборудование: ноутбук, экран, презентация, иллюстрации к уроку

Ход урока.

I. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку и запись в журнал отсутствующих).

II. Актуализация опорных знаний.

Задание 1 «Найти пару»: https://learningapps.org/watch?v=pi4bsawhj22

Вольфганг Амадей Моцарт-австрийский композитор,музыкант-виртуоз

Людвиг ван Бетховен-немецкий композитор, пианист, дирижер, последний представитель «венской классической школы»

Иоганн Себастьян Бах- немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог.

*Реквием Ре минор, К. 626,(заупокойная месса),последнее не завершенное произведение Моцарта,работал с 22ноября до роковой ночис 4 на 5 декабря1791г

*Страсти по Матфею-духовная оратория Баха для солистов,2-х хоров,2=х оркестров

*Соната для фортепиано №14 до-диез минор,ор.27 №2(«Лунная») Бетховена ,1800-1801гг.

Задание 2. Работа по вопросам

1) Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей! Море должно быть имя ему» («Бах» по-немецки – ручей). Согласны ли вы с этим высказыванием?

2) «Угадай мелодию»: сейчас перед вами прозвучат отрывки произведений великих композиторов. Вы должны будете назвать, кто их написал.

https://www.youtube.com/watch?v=yHbvDEtZZME&t=57s

https://www.youtube.com/watch?v=MlAuHoRXLes

https://www.youtube.com/watch?v=C5WTGOdOek0

III. Мотивационно-целевой этап

Завершивший Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг. Вестфальский мир открыл новую эпоху международных отношений. Отныне религия в гораздо меньшей степени влияла на политику. Время религиозных войн закончилось. Теперь короли и дипломаты проводили политику «государственного интереса», т.е. старались исходить из реальных потребностей своей страны. Как это происходило, нам предстоит сегодня выяснить.

Запишите тему урока: Проблемы европейского баланса сил и дипломатия .

План:

  1. Под знаком равновесия

  2. Война за испанское наследство 1701-1714 гг.

  3. Северная война 1700-1721 гг.

  4. Войны с Турцией в XVIII в.

  5. Войны за польское и австрийское наследство.

  6. Семилетняя война 1756-1763 гг.

  7. Разделы Польши.

Проблемный вопрос: Какое из международных противоречий XVI-XVII вв. было наиболее серьёзным и продолжительным? В чём заключались основные условия Вестфальского мира 1648 г.

Вестфальский мир, заключённый по итогам Тридцатилетней войны, изменил расстановку сил и установил новый европейский порядок. Могущество династии Габсбургов было подорвано, в Священной Римской Империи, которой династия управляла, ослабла центральная власть. Франция и Швеция напротив — усилили своё влияние. Англия и Россия воздержались от участия в войне. Россия все ещё не оправилась от Смутного времени, в Англии в этот период происходило противостояние короля и парламента, которое завершилось революцией. Тем не менее, неучастие в войне способствовало сохранению сил и ресурсов. Таким образом, во второй половине XVII века сложилась система европейского равновесия, при которой ни одно государство не могло навязывать свою волю остальным.

Отсутствие серьёзного перевеса в силах должно было удерживать страны от военных конфликтов. Однако вспыхивали новые войны, причинами которых становились непреодолимые разногласия. Государства стремились захватить плодородные земликонтролировать торговые путидобиться выхода к морюполучить колонии, желали упрочить свой международный авторитет и оказывать решающее влияние на европейскую политику. В течение XVIII века сложилась группа государств, которые определяли европейскую политику — Россия, Пруссия, Англия, Франция, Австрия.

В чём был смысл системы европейского равновесия? Почему европейские государства не смогли избежать военных конфликтов после тяжелейшей для них Тридцатилетней войны?

IV. Работа по теме.

1. Под знаком равновесия

Прочитать самостоятельно текст и ответить на следующие на вопросы:

  • Объясните суть политики «государственного интереса».

  • Чем правители XVIII в. объясняли причины и смысл проводимых ими войн?

  • В чём по-вашему суть представления о равновесии?

  • Укажите период существования Вестфальской системы международных отношений.

  • Какие державы называли великими?

  • Какие державы на ваш взгляд можно было назвать великими?

Пункты 2, 3 и 4.

Англо-голландские войны

К середине XVII века усилилось морское и торговое противостояние Англии и Нидерландов (Республики соединённых провинций). Объёмы торговли Нидерландов превосходили английскую торговлю в несколько раз. В 1651 году Англия приняла Навигационный акт. Теперь ввозить в страну товары не из Европы могли только английские суда. Это ударило по экономике Нидерландов и привело к военному столкновению.


Дуврское сражение положило начало первой англо-голландской войне. Она началась в 1652 году и продолжалась до 1654 года. Англичане обладали более многочисленным и маневренным флотом, что позволило им одержать победу.

С 1665 по 1667 год проходила вторая англо-голландская война. Англичане внезапно захватили колонию Голландии, Новый Амстердам, в Северной Америке. В ходе войны голландский адмирал Рейтер неоднократно входил в Темзу и угрожал столице Англии. Договор, заключённый в Бреде, закреплял победу Голландии, однако Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк) остался за англичанами.

Победа в третьей войне 1672–1674 гг. осталась за голландцами, однако серьёзных выгод они от этого не получили.
После Славной революции в Англии стал править голландец Вильгельм III. Отношения между странами на долгое время стабилизировались. Однако в 1780 году началась очередная, четвёртая англо-голландская война. Могущественный некогда нидерландский флот потерял своё величие, что способствовало победе Англии. Поражение Голландии способствовало ослаблению страны и отделению от неё Батавской республики.

Предлагаю разделиться на три группы.

1 ГРУППА - Война за испанское наследство 1701-1714 гг.

2 ГРУППА - Северная война 1700-1721 гг.

3 ГРУППА - Войны с Турцией в XVIII в.

Каждая группа заполняет таблицу, исходя из своей темы . Ученикам даётся для этого время (выборочная проверка выполнения).

*1. Династические войны «за наследство»

Первая половина XVIII века ознаменовалась войнами за испанское, польское и австрийское наследство.

Испанский король Карл II умер в 1700 году, не оставив наследника. Согласно завещанию трон должен был занять Филипп Анжуйский — внук Людовика XIV. Франция и Испания, находившиеся теперь в одних руках, во власти Бурбонов, обладали огромным экономическим и военным потенциалом. Это вызвало тревогу в Европе. Против Людовика XIV объединились Англия, бо́льшая часть германских государств, Австрия, Республика Соединённых провинций. В 1713 году был подписан Утрехтский мир, согласно которому Филипп Анжуйский (Филипп V) оставался на испанском троне. Франция была истощена, но сохранила свои территории. А вот Испания была вынуждена отдать англичанам Гибралтар, а Австрии — южные Нидерланды, королевство обеих Сицилий, Ломбардию и остров Сардиния. Карл VI, правитель Священной Римской империи, желал сам занять испанский престол и не согласился с условиями Утрехтского мира. Но в новом противостоянии с Людовиком XIV он потерпел поражение и заключил мир.

Вскоре началась война за польское наследство. Особенность государственного строя Речи Посполитой состояла в том, что при монархической форме правления власть не передавалась по наследству. Король избирался Сеймом, что регулярно приводило к борьбе за власть и угрозам вмешательства иностранных государств. В 1733 году умер король Август II. Французы выдвинули на престол кандидатуру Станислава Лещинского, Россия, Австрия и Пруссия — сына покойного короля Фридриха Августа, который в итоге и взошёл на престол под именем Августа III.

В 1740 году вспыхнула война за австрийское наследство. В первой половине XVIII века Пруссия стала одной из самых могущественных держав с мощной армией. Целью Пруссии был захват территорий, а поводом стала смерть императора Карла VI  Габсбурга, который не оставил наследника. Прусский король Фридрих II вторгся в Силезию и захватил её. Раздел Австрии стал целью ещё нескольких государств. Россия, Голландия и Великобритания поддержали Марию Терезию, новую правительницу Австрии. В 1748 году, после ряда военных столкновений, в Ахене был подписан мир. В итоге Силезия осталась за Пруссией, но баланс сил в Европе был сохранён.

*2.Целью Северной войны (1700–1721 гг.) являлось установление контроля над побережьем Балтийского моря. К началу века Швеция держала в своих руках большую часть Балтийского побережья. Против шведов выступила коалиция, состоящая из России, Речи Посполитой, Саксонии и Дании, которые объединились в Северный союз. Армия молодого шведского короля Карла XII на тот момент была одной из самых сильных в Европе.

Война началась с нападения Саксонии на шведскую крепость Ригу. Дания и Саксония потерпели неудачу и очень быстро были выведены из войны. В 1700 году шведы нанесли поражение России под Нарвой. Посчитав, что достойного сопротивления Россия больше не окажет, Карл переключился на Речь Посполитую. Однако победу над ней удалось одержать только к 1706 году. На следующем этапе войны Швеция потерпела ряд болезненных поражений на суше — у деревни Лесной (1708 год) и под Полтавой (1709 год), а также на море — у мыса Гангут (1714 г.) и острова Гренгам (1720 г.). В результате шведская армия и флот были разбиты. В 1721 году был подписан Ништадтский мирный договор, который закрепил за Россией выход к Балтийскому морю и присоединение Эстляндии, Лифляндии, части Карелии. Благодаря этому положение России в Европе укрепилось.

5. Войны за польское и австрийское наследство .

Запись в тетрадь:

  • 1740-1748 гг. – Война за Австрийское наследство

  • 1748 г. – Аахенский мир

  • Работаем и отвечаем по схеме «Солнце»

6. Семилетняя война 1756-1763 гг.

(заполняем фишбоун по тексту.

Выслушать ответы учеников.

  1. Разделы Польши .
    Заполнить таблицу

Речи Посполитая

Российская империя

Австрия

Пруссия





I раздел/1772 год.

Латгалия и часть Восточной Беларуси.

Русское (без Холмщины), западная часть Волыни и Подольского воеводства, Белзское.

Поморье без Гданьска.





II раздел/1793 год.

Территория Правобережной Украины и Центральная часть Беларуси.

Не участвовала во втором разделе.

Город Гданьск, большая часть Великой Польши и город Торунь.





II раздел/1795 год.

Регионы: Западная Волынь, Западная Белоруссия, Литва и Курляндия.

Малопольские земли, польские города Люблин и Краков.

Варшава и остальная часть Великой Польши.



Участие России в международных отношениях в XVIII в.

На протяжении XVIII века Россия проводила активную внешнюю политику. Она последовательно решала вопросы выхода к Балтийскому и Чёрному морям, а также укрепления своего международного положения в Европе.
В результате Северной войны Россия получила контроль над частью побережья Балтики и была провозглашена Империей. Это можно было расценить как заявку на то, чтобы играть ведущую роль в европейской политике, наряду с Англией, Францией, Священной Римской империей и другими державами. Попытки Швеции взять реванш не увенчались успехом.
Одним из главных противников России стала Турция. Интересы двух государств сталкивались на Балканском полуострове и в Чёрном море. В результате нескольких русско-турецких войн Россия присоединила Крым, ранее являвшийся вассалом Османской империи, и получила выход к Чёрному морю.
По мере ослабления Речи Посполитой ведущие европейские страны стремились усилить там своё влияние. В результате борьбы за польское наследство к власти в стране пришёл сторонник России — Август II. Во второй половине XVIII века Россия совместно с Австрией и Пруссией участвовала в разделе территорий Речи Посполитой, в процессе чего вернула себе часть земель, ранее входивших в состав Древнерусского государства.

 В середине столетия Российская империя играла значительную роль в общеевропейской Семилетней войне, однако несмотря на военные успехи никаких выгод извлечь из этого не удалось. С 1798 года в составе коалиции вместе с Австрией, Англией и Неаполитанским королевством вела борьбу с революционной Францией.

Таким образом, можно выделить несколько основных итогов участия России в развитии международных отношений.
1) Войны с Турцией, которые привели к получению выхода к Чёрному морю.
2) Войны со Швецией и получение выхода к Балтийскому морю.
3) Активное участие в делах Речи Посполитой и присоединение части её территорий.
4) Усиление влияния в европейской политике в целом.

V. Закрепление изученного материала. (5 мин.) https://learningapps.org/watch?v=pg15jt5ha22

VI. Подведение итогов урока.

  • Развитие международных отношений в XVIII в. проходило в рамках возникшей после 1648 г. Вестфальской системы. Новым стало появление в роли великих держав России и Пруссии.

  • Оценки

  • Рефлексия

Что вы узнали сегодня на уроке? Предлагает поделиться впечатлениями от урока? Благодарю за внимание, работу учащихся.

- Какой же у нас получился урок?

Закончим наш урок-беседу

VI. Домашнее задание: (слайд 17).

Параграф 7, работа по вопросам первого уровня на с. 81

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!