СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: «Сложноподчинённые предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока: «Сложноподчинённые предложения»

Класс: 9.

Дата__________

Цели:         

  1. Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения»;

закрепить умения:

различать виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным предложением;

правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;

составлять схемы с СПП;

конструировать с СПП;

готовить учащихся к ГИА (ОГЭ), работать над типовыми тестовыми заданиями по данной теме.

  1. Развивающие:

развивать память, творческое мышление, умение составлять монологическое лингвистическое высказывание, формировать навыки уместного и правильного употребления СПП в речи.

  1.  Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к русскому языку, чувство уверенности в процессе подготовки к ГИА.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: «Сложноподчинённые предложения»»

План-конспект урока: «Сложноподчинённые предложения»

Класс: 9.

Дата__________

Цели:

  1. Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения»;

закрепить умения:

различать виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным предложением;

правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;

составлять схемы с СПП;

конструировать с СПП;

готовить учащихся к ГИА (ОГЭ), работать над типовыми тестовыми заданиями по данной теме.

  1. Развивающие:

развивать память, творческое мышление, умение составлять монологическое лингвистическое высказывание, формировать навыки уместного и правильного употребления СПП в речи.

  1. Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к русскому языку, чувство уверенности в процессе подготовки к ГИА.

Методы и приемы:

  • слово учителя;

  • проблемные вопросы и задания;

  • творческие задания;

  • составление схем;

  • конструирование предложений;

  • работа с текстом;

  • работа с учебником.

Формы работы:

  • индивидуальные выступления учащихся;

  • беседа с учащимися по проблемным заданиям и вопросам;

  • составление лингвистического текста;

  • работа в парах.

Оборудование:

  • таблицы, схемы;

  • раздаточный материал (текст, тестовые задания);

  • компьютер, электронные ресурсы.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения».

  1. Сообщение темы урока. На доске записано предложение

Мы изучаем русский язык, …

продолжите его.

- Какие предложения вы составили? (СПП)

  1. Целеполагание.

Какие задачи нам предстоит решить в течение урока?

  1. Актуализация знаний.

  1. Создание лингвистического высказывания о типах сложных предложений.

Презентация ученицы.

Алгоритм определения типа предложения.

(Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной, стр.86.)

  1. Рассказать о видах сложноподчиненных предложений.

Работа с таблицей «Основные модели СПП».


Схема анализа СПП.

  1. 2 части, главная и зависимая (придаточная). Место придаточного предложения.

  2. Средства связи: союзы подчинительные и союзные слова.

  3. Вопросы к придаточной части.

  4. Указательные слова в главной части.

  5. Запятая между частями СПП.

3)Практикум. Синтаксический разбор СПП.

( А.М.Горький) союз

мест. нар. нар. глаг. сущ. глаг. мест. сущ.

Я очень рано понял, ( человека создает его сопротивление

причаст. сущ.

окружающей среде).4(Утвердительное, повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным;

главное – простое, двусоставное, распространенное, полное;

придаточное – простое, двусоставное, распространенное, полное.)

Составьте схемы предложения.

1


что?




Зачем нам нужны вертикальные и горизонтальные схемы?

(Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части с главной.)


1 глагол,(2 что …).

(Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения и в его структуре.)

Вывод. Чтобы научиться разбираться в строении СПП, нужно уметь пользоваться и вертикальными, и горизонтальными схемами.

4. Практикум. Выполнение упр.№223. (Определить виды придаточных предложений.)

Обратная связь: проверка по цепочке.

5. Подготовка к ГИА (ОГЭ). В каждой части экзаменационной работы есть вопросы и задания, связанные с синтаксисом и пунктуацией СПП.

1. Часть I. Сжатое изложение.

Часто в тексте для прослушивания встречаются предложения с прямой речью. Если текст насыщен прямой речью, её можно превратить в косвенную.

Какие предложения используются в этом случае? (СПП)

Пример сжатия текста. (Отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».)

Индивидуальное задание.

2. Часть II. Работа с текстом Г. Каневского.

(Смысл и знаки препинания.)

Знаки препинания не только помогают передавать смысл, но и употребляются иногда вместо слов. При чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый интерес, - знаком восклицательным (!)

Существует одна занятная история В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней своё письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из одного знака: «?» Издатель незамедлительно ответил таким же бессловесным письмом: «!»

Чтение текста. (Текст распечатан, лежит на партах.)

  1. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы проще. (2) За несложными фразами пришли несложные мысли. (3) Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. (4) Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало. (5) Он ко всему относился без эмоций.

(6) Затем человек потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. (7) Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.

(8) Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

(9) К концу жизни у него остались только кавычки. (10) Он не высказывал ни одной собственной идеи. (11) Так человек совсем разучился мыслить и дошёл до точки. (12) Берегите …

3. Часть II. Вопросы и задания.

1) Определите жанр текста. (Аллегория, иносказание.)

2) Закончите последнее предложение, не нарушая метафорического строя всего произведения. (Берегите знаки препинания.)

3) Тема текста. (Смысл, мышление и знаки препинания.) Основная мысль. (Берегите знаки препинания. Иначе разучитесь думать.)

4) Что означает выражение дойти до точки? В каком словаре можно получить ответ на данный вопрос? (До предела. В фразеологическом словаре, а также в толковом словаре, в котором даются самые известные фразеологические обороты в конце словарной статьи.) Примеры.

Поставить все точки над «и» - принять окончательное решение. Точка зрения(книж.) – особый взгляд, соображение, мнение. Точка в точку(разгов.) – совершенно точно.

5) Задания, связанные с синтаксисом и пунктуацией.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 3. (Он потерял, стал говорить.)

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой. (2)

В7. Знаки препинания в предложении 7. Найти запятую между частями сложноподчинённого предложения.

  1. Часть III. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Индивидуальные задания.

Темы сочинений.

1. Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов. (И. Бродский.)

2. Изымите всё произведение, если в этом произведении вам не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл. (А. Блок.)

6) Самостоятельная работа с тестовыми заданиями. В3, В6, В7, В9. Работа в парах.

III. Подведение итогов.

Комментирование оценок, выставление в дневник.

Рефлексия. Что каждый из вас получил на сегодняшнем уроке?

IV. Инструктаж по домашнему заданию.

Упр. № 226. Подобрать примеры к разным видам СПП.


Аспектный анализ урока «Сложноподчинённые предложения »

Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»

Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Тип урока: урок обобщения изученного с использованием ИКТ

Форма проведения: урок-практикум

Класс 9

Межпредметные связи: Литература

Цели урока:

  1. Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения»;

закрепить умения:

различать виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным предложением;

правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;

составлять схемы с СПП;

конструировать с СПП;

готовить учащихся к ГИА (ОГЭ), работать над типовыми тестовыми заданиями по данной теме.

  1. Развивающие:

развивать память, творческое мышление, умение составлять монологическое лингвистическое высказывание, формировать навыки уместного и правильного употребления СПП в речи.

  1. Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к русскому языку, чувство уверенности в процессе подготовки к ГИА.

Введение в анализ урока

Урок дан в соответствии с тематическим планированием

Использование компьютерной презентации оправдано

Роль компьютера на уроке

Работает для учителя и учащихся на различных этапах урока

Обсуждаемые задания выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути заданий, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации

Учителю компьютер — подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор+ аниматор =повышение уровня усвоения материала учащимися

Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.

+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ учителю удалось добиться самостоятельной формулировки темы урока обучающимися

3.Работа по группам

( поэтапное выполнение заданий)

+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ


+ расширение и углубление знаний по предмету +реализация межпредметных связей

4.Чтение и маркировка текста

+развитие оперативной памяти

+ умение работать в паре

+развитие зрительной памяти

5.Работа с тестом

+умение выбрать правильный ответ

+закрепление полученных ранее знаний

6.Дом. задание

+быстрота выполнения задания

+ глубина знаний и умений

+учащиеся приходят к выводу, как важно иметь прочные знания


Рефлексия урока: отзыв об уроке.


Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!