СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для обучающихся 4 класса, т.к. направлена на формирование представлений о склонении личных местоимений 3-го лица, которые изучаются на данной ступени обучения. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"»

Конспект урока русского языка в 4 классе УМК «Школа России»

Учебник «Русский язык» 4 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г., рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.


Тема урока: «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представлений о склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, а также формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с местоимениями 3-го лица единственного и множественного числа, осознанию и осмыслению знаний о местоимениях, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.

Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма; любознательности, расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, природе ; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: творчество, знание, человек, труд. Проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ , анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные: умение определять, выделять, характеризовать слова-омонимы, различать слова-синонимы и слова–антонимы; применять правила правописания, проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме ,соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация,

учебник «Русский язык» 4 класс, часть II, В. П. Канакина, карточки с заданиями.


Ход урока


I. Организация начала урока

1. Приветствие

У.: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Николаевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У.: - Посмотрите на доску, все ли у вас готово к уроку? (на доске вывешены картинки: хорошее настроение, пенал, учебник, тетрадь…).

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: - Урок я хочу начать словами французского философа Ж. Руссо:

«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

У.: - Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы обучающихся)

У.: - На каждом уроке вы стремитесь сделать для себя новое открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить свои знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте  друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

  1. Актуализация умений и знаний.

1. Фронтальный опрос

У.: - Что называется местоимением?

О.: - Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

У.: - Как изменяются личные местоимения?

О.: - Все личные местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.

У.: - Назовите местоимения первого лица.

О.: - Я, мы.

У.: - Назовите местоимения второго лица.

О.: - Ты, вы.

У.: - Назовите местоимения третьего лица.

О.: - Он, она, оно, они.

У.: - Какие местоимения вы учились склонять на прошлом уроке?

О.: - Мы учились склонять местоимения первого и второго лица.

У.: - Что такое начальная форма?

О.: - Начальная форма – это форма единственного числа именительного падежа.

У.: - Как определить лицо местоимения в косвенном падеже?

О.: - Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.

У.: - Как пишутся предлоги с личными местоимениями?

О.: - Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.

У.: - Все верно! Молодцы!

2. Индивидуальный опрос (работа с карточками)

У.: - Вспомните, что такое предлог и приставка. Как их отличить друг от друга?
О.: - Предлог - это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает. Предлоги пишутся раздельно.

Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Приставки пишутся слитно.

У.: - Раскройте скобки.

(На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду через реку (про)тянулась дорога. (На)стёклах мороз (на)рисовал (на)рядные узоры. (По)земле, (по)крытой глубоким снегом, хорошо ходить (на)лыжах.

У.: - Какие ещё орфограммы встретились в тексте?

2. Анализ и оценка работы обучающихся на данном этапе

У: - Молодцы!

Каллиграфическая минутка

У.: - на доске табличка с переплетёнными буквами. Назовите буквы, которые здесь спрятались.

О.: - Ж, т, х, у, е, щ, ч, и.

У.: - На какие две большие группы делятся буквы?

О.: - Гласные и согласные.

У.: - Запишите 2 цепочки: первая – из гласных, вторая – из согласных.

Уеи, уие, еуи, еиу, иеу, иуе. Жтхщч, жхтщч и т. д.

У.: - Каких букв больше? Дайте им характеристику. (Ж – всегда твёрдый; и т. д)


  1. Словарно - орфографическая работа

  2. Упр. 130 (с.62)

(Коллективное выполнение с комментированием.)

У.: - Прочитайте слова из словаря.

У.: - Что означают эти слова? Найдите их значение в толковом словаре.

У.: - Какой буквой обозначается непроверяемый гласный звук в этих словах?

У.: - Запишите слово победа в словарик, однокоренные слова. (Победитель, победный, победоносный, побежденный.)

У.: - Подберите к слову солдат однокоренные слова. (Солдатский, солдатик, солдатушки, по-солдатски.)

У.: - Составьте предложение, в котором встретились бы оба этих слова.

(Можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)


  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: - Сегодня утром я открыла свою почту и увидела вот такое письмо…

(Письмо читает кто-то из учеников)

«Здравствуйте, Анастасия Николаевна! На днях я узнал, что сегодня Вы должны давать урок русского языка в 4 «Б» классе. Я слышал, что в этом классе учатся умные, смекалистые ребята, которые могут помочь мне решить мою проблему (сам я, увы, не в силах этого сделать). Дело в том, что я отослал свое стихотворение на конкурс поэтов, но его прислали обратно с пометкой «Исправить». А что исправить – я не знаю… Пожалуйста, помогите мне.»


С уважением, поэт Ю. М.

У.: - Ребята, попробуем помочь поэту?

О.: - Да!

Обучающиеся читают стихотворение


А ежик ночью убежал.
Ежа никто не обижал.
Ёж тосковал уже с утра,
Ёж тосковал еще вчера.

Чего ёж, глупый, тосковал?
К ежу никто не приставал,
Ежа мы так любили, 
И гладили, и мыли,
Но ёж свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.

В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.

Ю.М.

У.: - По-моему, очень хорошее стихотворение. Разве нужно что-то исправлять?
О.: - Да. Слово «ёж» постоянно повторяется. Его нужно заменить.

У.: - Что это за часть речи? Чем заменить?

О.: - Имя существительное. Местоимениями.

У.: - Тогда давайте попробуем сделать это вместе!

Работа в парах.

У.: - Вместе с соседом по парте исправьте слова прямо на листках со стихотворением.

Учитель пытается вставить неправильные местоимения…

Вместо «его» - «него» и т.д.

Обучающиеся исправляют ошибки учителя…

У.: - А теперь подчеркните местоимения и определите лицо каждого из них.

У.: - Какие же местоимения мы будем изучать сегодня?

О.: - Местоимения 3-го лица.

  1. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

У.: - Рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3-го лица на стр. 60.

У.: - Просклоняем местоимения по падежам по цепочке.

У.: - В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?

У.: - Посмотрите на таблицу и скажите, как предлоги пишутся с местоимениями?

У.: - Найдите те формы, с которыми употребляются предлоги. Посмотрите, что хитренького у них появляется?

У.: - Прочитайте эти местоимения с предлогами.

У.: - А теперь найдите правило в учебнике и прочитайте, правильно ли мы сделали вывод.

  1. Физминутка

У.: - Присядьте столько раз, сколько лиц имеют местоимения.

- Подпрыгните столько раз, сколько падежей есть в русском языке.

- Топните ногой, если не согласны, хлопните в ладоши, если согласны:

местоимения не называют предмет и не указывают на него;

местоимения 3 лица множественного числа изменяются по родам;

местоимения в речи заменяют имена существительные;

слово она является местоимением 2-го лица;

местоимение о нас стоит во множественном числе;

слово её является местоимением женского рода.

  1. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

У.: - После каких предлогов к местоимениям не добавляется буква «Н»?

У.: - Кто попробует обобщить всё, что мы сейчас сказали? (Отвечает 1 обучающийся, остальные следят, дополняют).

Все местоимения 3-го лица изменяются по падежам.

В Род. и Вин. падежах формы личных местоимений одинаковы.

Если личное местоимение 3-го лица употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [Н`], а на письме – с буквы Н

Не добавляется звук [Н’] и буква Н к местоимению после предлогов: ВОПРЕКИ ему, БЛАГОДАРЯ ей, НАВСТРЕЧУ им.

У.: - Всё верно!

У.: - Прочитайте упражнение 127 (устно)

У.: - Что вам нужно выполнить в этом задании?

Задание выполняется коллективно

У.: - В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?

У.: - Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Укажите падеж местоимений.

У.: - Проверим, что у нас получилось.

  1. Закрепление открытых умений, знаний.

Выполнение упр. 128 (с.61)

(Коллективное обсуждение устных вопросов и заданий. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Проверка.)

У.: - Назовите местоимения, их лицо, число и падеж.

(Один ученик выполняет на доске разбор слова Женя как части речи.)

Упр. 129 (с.61)

У.: - Прочитайте задание.

У.: - Как вы поняли, что нужно сделать? (Определить грамматические признаки местоимений.)

У.: - Прочитайте первое местоимение, назовите его грамматические признаки. (Его – 3-е лицо, единственное число, родительный или винительный падеж.)

У.: - Прочитайте второе местоимение, назовите его грамматические признаки. (Вам – 2-е лицо, множественное число, дательный падеж.)

(Далее работа в парах.)

  1. Итог урока. Рефлексия.

У.: - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

У.: - Что повторили?

У.: - Кого бы вы могли похвалить сегодня?

Если вы довольны своей работой, напишите в тетради предложение: «Я доволен своей работой на уроке».

  1. Домашнее задание.

У.: - Откройте свои дневники, запишите домашнее задание упр. 131 (с.62), правило стр. 60.

У.: - Урок окончен. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!