Конспект урока русского языка в 4 классе УМК «Школа России»
Учебник «Русский язык» 4 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г., рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.
Тема урока: «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представлений о склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, а также формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с местоимениями 3-го лица единственного и множественного числа, осознанию и осмыслению знаний о местоимениях, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.
Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма; любознательности, расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, природе ; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: творчество, знание, человек, труд. Проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ , анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные: умение определять, выделять, характеризовать слова-омонимы, различать слова-синонимы и слова–антонимы; применять правила правописания, проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме ,соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация,
учебник «Русский язык» 4 класс, часть II, В. П. Канакина, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организация начала урока
1. Приветствие
У.: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Николаевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У.: - Посмотрите на доску, все ли у вас готово к уроку? (на доске вывешены картинки: хорошее настроение, пенал, учебник, тетрадь…).
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У.: - Урок я хочу начать словами французского философа Ж. Руссо:
«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
У.: - Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы обучающихся)
У.: - На каждом уроке вы стремитесь сделать для себя новое открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить свои знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!
Актуализация умений и знаний.
1. Фронтальный опрос
У.: - Что называется местоимением?
О.: - Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
У.: - Как изменяются личные местоимения?
О.: - Все личные местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
У.: - Назовите местоимения первого лица.
О.: - Я, мы.
У.: - Назовите местоимения второго лица.
О.: - Ты, вы.
У.: - Назовите местоимения третьего лица.
О.: - Он, она, оно, они.
У.: - Какие местоимения вы учились склонять на прошлом уроке?
О.: - Мы учились склонять местоимения первого и второго лица.
У.: - Что такое начальная форма?
О.: - Начальная форма – это форма единственного числа именительного падежа.
У.: - Как определить лицо местоимения в косвенном падеже?
О.: - Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.
У.: - Как пишутся предлоги с личными местоимениями?
О.: - Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.
У.: - Все верно! Молодцы!
2. Индивидуальный опрос (работа с карточками)
У.: - Вспомните, что такое предлог и приставка. Как их отличить друг от друга?
О.: - Предлог - это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает. Предлоги пишутся раздельно.
Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Приставки пишутся слитно.
У.: - Раскройте скобки.
(На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду через реку (про)тянулась дорога. (На)стёклах мороз (на)рисовал (на)рядные узоры. (По)земле, (по)крытой глубоким снегом, хорошо ходить (на)лыжах.
У.: - Какие ещё орфограммы встретились в тексте?
2. Анализ и оценка работы обучающихся на данном этапе
У: - Молодцы!
Каллиграфическая минутка
У.: - на доске табличка с переплетёнными буквами. Назовите буквы, которые здесь спрятались.
О.: - Ж, т, х, у, е, щ, ч, и.
У.: - На какие две большие группы делятся буквы?
О.: - Гласные и согласные.
У.: - Запишите 2 цепочки: первая – из гласных, вторая – из согласных.
Уеи, уие, еуи, еиу, иеу, иуе. Жтхщч, жхтщч и т. д.
У.: - Каких букв больше? Дайте им характеристику. (Ж – всегда твёрдый; и т. д)
Словарно - орфографическая работа
Упр. 130 (с.62)
(Коллективное выполнение с комментированием.)
У.: - Прочитайте слова из словаря.
У.: - Что означают эти слова? Найдите их значение в толковом словаре.
У.: - Какой буквой обозначается непроверяемый гласный звук в этих словах?
У.: - Запишите слово победа в словарик, однокоренные слова. (Победитель, победный, победоносный, побежденный.)
У.: - Подберите к слову солдат однокоренные слова. (Солдатский, солдатик, солдатушки, по-солдатски.)
У.: - Составьте предложение, в котором встретились бы оба этих слова.
(Можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: - Сегодня утром я открыла свою почту и увидела вот такое письмо…
(Письмо читает кто-то из учеников)
«Здравствуйте, Анастасия Николаевна! На днях я узнал, что сегодня Вы должны давать урок русского языка в 4 «Б» классе. Я слышал, что в этом классе учатся умные, смекалистые ребята, которые могут помочь мне решить мою проблему (сам я, увы, не в силах этого сделать). Дело в том, что я отослал свое стихотворение на конкурс поэтов, но его прислали обратно с пометкой «Исправить». А что исправить – я не знаю… Пожалуйста, помогите мне.»
С уважением, поэт Ю. М.
У.: - Ребята, попробуем помочь поэту?
О.: - Да!
Обучающиеся читают стихотворение
А ежик ночью убежал.
Ежа никто не обижал.
Ёж тосковал уже с утра,
Ёж тосковал еще вчера.
Чего ёж, глупый, тосковал?
К ежу никто не приставал,
Ежа мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но ёж свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.
Ю.М.
У.: - По-моему, очень хорошее стихотворение. Разве нужно что-то исправлять?
О.: - Да. Слово «ёж» постоянно повторяется. Его нужно заменить.
У.: - Что это за часть речи? Чем заменить?
О.: - Имя существительное. Местоимениями.
У.: - Тогда давайте попробуем сделать это вместе!
Работа в парах.
У.: - Вместе с соседом по парте исправьте слова прямо на листках со стихотворением.
Учитель пытается вставить неправильные местоимения…
Вместо «его» - «него» и т.д.
Обучающиеся исправляют ошибки учителя…
У.: - А теперь подчеркните местоимения и определите лицо каждого из них.
У.: - Какие же местоимения мы будем изучать сегодня?
О.: - Местоимения 3-го лица.
Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
У.: - Рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3-го лица на стр. 60.
У.: - Просклоняем местоимения по падежам по цепочке.
У.: - В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?
У.: - Посмотрите на таблицу и скажите, как предлоги пишутся с местоимениями?
У.: - Найдите те формы, с которыми употребляются предлоги. Посмотрите, что хитренького у них появляется?
У.: - Прочитайте эти местоимения с предлогами.
У.: - А теперь найдите правило в учебнике и прочитайте, правильно ли мы сделали вывод.
Физминутка
У.: - Присядьте столько раз, сколько лиц имеют местоимения.
- Подпрыгните столько раз, сколько падежей есть в русском языке.
- Топните ногой, если не согласны, хлопните в ладоши, если согласны:
местоимения не называют предмет и не указывают на него;
местоимения 3 лица множественного числа изменяются по родам;
местоимения в речи заменяют имена существительные;
слово она является местоимением 2-го лица;
местоимение о нас стоит во множественном числе;
слово её является местоимением женского рода.
Открытие новых умений, знаний (продолжение).
У.: - После каких предлогов к местоимениям не добавляется буква «Н»?
У.: - Кто попробует обобщить всё, что мы сейчас сказали? (Отвечает 1 обучающийся, остальные следят, дополняют).
Все местоимения 3-го лица изменяются по падежам.
В Род. и Вин. падежах формы личных местоимений одинаковы.
Если личное местоимение 3-го лица употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [Н`], а на письме – с буквы Н
Не добавляется звук [Н’] и буква Н к местоимению после предлогов: ВОПРЕКИ ему, БЛАГОДАРЯ ей, НАВСТРЕЧУ им.
У.: - Всё верно!
У.: - Прочитайте упражнение 127 (устно)
У.: - Что вам нужно выполнить в этом задании?
Задание выполняется коллективно
У.: - В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?
У.: - Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Укажите падеж местоимений.
У.: - Проверим, что у нас получилось.
Закрепление открытых умений, знаний.
Выполнение упр. 128 (с.61)
(Коллективное обсуждение устных вопросов и заданий. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Проверка.)
У.: - Назовите местоимения, их лицо, число и падеж.
(Один ученик выполняет на доске разбор слова Женя как части речи.)
Упр. 129 (с.61)
У.: - Прочитайте задание.
У.: - Как вы поняли, что нужно сделать? (Определить грамматические признаки местоимений.)
У.: - Прочитайте первое местоимение, назовите его грамматические признаки. (Его – 3-е лицо, единственное число, родительный или винительный падеж.)
У.: - Прочитайте второе местоимение, назовите его грамматические признаки. (Вам – 2-е лицо, множественное число, дательный падеж.)
(Далее работа в парах.)
Итог урока. Рефлексия.
У.: - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
У.: - Что повторили?
У.: - Кого бы вы могли похвалить сегодня?
Если вы довольны своей работой, напишите в тетради предложение: «Я доволен своей работой на уроке».
Домашнее задание.
У.: - Откройте свои дневники, запишите домашнее задание упр. 131 (с.62), правило стр. 60.
У.: - Урок окончен. До свидания!