Предмет: русский язык.
Класс: 4.
Тема урока: “Строение текстов разных типов”.
УМК: “Планета Знаний”
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.
Цель урока: Обобщить знания учащихся о дифференциации текстов по их значению (речевой задаче), организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой.
Задачи урока:
- систематизировать знания учащихся о тексте; - закрепить умение анализировать тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение) по заданному алгоритму; - закрепить умение составлять тексты разных типов для решения речевых задач;
- формировать универсальные регулятивные действия самоконтроля;
- воспитывать уважение друг к другу; - прививать любовь к природе.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование.
личностные: - проявят учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст»; Универсальные учебные действия:
регулятивные: - совместно с учителем определят тему и задачи урока; - будут учиться работать по предложенному плану.
познавательные: - в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче; - научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру.
коммуникативные: - будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся; - сотрудничать в ходе совместной работы; - грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Запись даты в рабочих тетрадях.
Здравствуйте, ребята! Я вижу вы все приготовились к уроку и настроились на работу. Пожелаем друг другу успехов!
Мотивация к учебной деятельности
а) Минутка чистописания
Ребята, а с чего мы обычно начинаем наши уроки русского языка?
Зачем мы проводим этот вид работы, почему он так важен?
Сегодня на минутку чистописания к нам пришло следующее соединение: Пропишите его в своих рабочих тетрадях.
На что оно похоже?
Верно! Это волшебные очки, которые помогут вам на протяжении всего урока быть внимательными, бдительными и сосредоточенными.
Сегодня на уроке нам эти качества обязательно понадобятся, ведь нас ждет увлекательное путешествие в мир русского языка, где так много еще неизвестного для нас!
Итак, наденем “волшебные очки” и отправимся в путь!
Актуализация знаний.
А начнем мы наше сегодняшнее путешествие с повторения того, что нам уже известно.
Ребята, какие основные единицы речи вы уже знаете? Расскажите о каждой из них.
Определение темы урока и постановка цели.
Сегодня на нашем уроке мы поговорим более подробно об одной из перечисленных вами единиц речи.
А о какой именно, вы узнаете, выполнив следующее задание.
(На доске надпись: КЕТТС)
Ребята, как вы думаете, что нужно сделать?
Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Новая ли эта тема для вас?
Какую цель поставим перед собой на урок?
Какие задачи нам надо выполнить, чтобы достичь поставленной цели?
Изучение нового материала. Работа по теме урока.
Верно. Составьте из данных букв слово. Какое слово получилось?
Мысль, высказанная в предложении, может быть распространена в тексте. Тексты тоже отличаются друг от друга по своей речевой задаче, по основной мысли, по строению.
Давайте вспомним, по каким признакам мы различаем типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Рассмотрите обобщающую таблицу “Признаки разных типов текстов”. Изучите данную таблицу в парах.
а) Работа с учебником
Достичь поставленной на урок цели нам, конечно же, поможет наш учебник. Откройте ваши учебники на стр. 117.
Прочитаем предложенные тексты о березе и определим их тип. При возникновении трудностей, обращайтесь за справкой к нашей таблице.
Выпишите из текстов предложения с однородными членами.
В каком типе текста оказалось больше таких предложений? Почему?
Выполните синтаксический разбор выписанных предложений.
Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Рефлексия.
Ребята, наш урок подходит к концу, а это значит настало время обобщить изученный материал и сделать вывод: удалось ли нам достичь поставленной цели.
С какой темой мы работали сегодня на уроке?
Назовите типы текстов.
Какова речевая задача (цель) текста-повествования/описания/рассуждения?
На какие вопросы дает ответ текст-повествование/описание/рассуждение?
Как строится текст-повествование/описание/рассуждение?
Домашнее задание.