ТЕМА УРОКА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА "КОЛОКОЛЬЧИК".
ЦЕЛЬ. Научить учащихся самостоятельно изготавливать народную куклу, проявлять творческий подход к делу. Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.
ЗАДАЧИ УРОКА.
О богащать представления учащихся о видах древних детских игрушек;
Ознакомить учащихся с историей происхождения народной куклы;
Дать представления учащимся о видах народных тряпичных кукол, приёмах их изготовления, материалах для их выполнения и отделки;
Научить изготавливать русскую народную куклу Колокольчик;
Расширять словарный запас учащихся;
Создавать условия для развития творческих способностей детей, расширения их знаний при работе с разными материалами, формирование технологических умений;
Развивать умения и навыки изготовления тряпичных кукол;
Сохранять любовь к народной культуре, способствовать возрождению забытых народных традиций – тряпичных кукол;
Развивать навыки работы с различными материалами, глазомер и умения работать с лоскутами ткани, творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
Вырабатывать навыки, способствующие развитию аккуратности, чувство к красоте в изделии.
Прививать интерес к шитью, истории народного костюма.
Воспитывать трудолюбие, терпение, старательность настойчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. Образцы кукол, ткань: лоскуты цветных и однотонных х\б тканей, тесьма различной ширины и цвета, бисер, ножницы, вата, нитки, карандаш, пособие “Традиционная народная кукла”, инструкционно-технологические карты для изготовления куклы, карточки по технике безопасности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Народная игрушка, кукла-мотанка, тряпичная кукла, кукла-закрутка, шитая кукла, игровая кукла, обереговая кукла.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. История.
МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ: каждые 20 минут урока.
ХОД УРОКА.
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Подготовка дежурными рабочих мест.
Подготовка учащихся к занятию.
Получение сведений об отсутствующих учащихся.
ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Добрый день! Посмотрели друг на друга, улыбнулись, зарядились хорошим настроением и включились в работу. Я думаю, что у всех хорошее настроение. И сегодня мы с вами продолжим знакомиться с различными народными куклами.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Посмотрите, что я приготовила к сегодняшнему занятию: тряпичные куклы. Сегодня вы продолжите знакомиться с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства – народной тряпичной куклой. Вы уже изготовили куклу из ниток, а сегодня сделаем тряпичную куклу «Колокольчик»
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Кукла «Колокольчик» на счастье своими руками
Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет определенный смысл. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не только защиты, но и потенциал мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением.
Эта обережная кукла пришла к нам с Валдая. Пока с середины 19 века не заложили железную дорогу из одной столицы в другую, ямщицкая гоньба без валдайских колокольчиков в радость не была. Звенели валдайские колокольчики по всей русской земле! И кукла, поэтому была задумана как колокольчик, на радость хозяину или хозяйке. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье.
Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.
Ее форма, если рассмотреть куколку, напоминает маленький колокол с языком. Юбочки обязательно делались три, чтобы счастье было троекратным. Магическая цифра «три» проходит через российский фольклор: три царства, сына, желания, три подарка. Кукла, если верить старым мастерам, обещала принести три подарка: добрые вести, счастье и радость.
У куклы — колокольчика есть несколько вариантов изготовления.
Более старые, традиционные варианты 1 и 2 предусматривают на голове платок (волосы надо было обязательно прятать под головной убор: не принято тогда было ходить простоволосыми). Платок кукле повязывается «под горло» с узелками на затылке. В первом варианте повязывается 2 платка. Иголка при изготовлении куклы не используется, чтобы не испортить жизнь оберегаемого человека.
Относительно современный вариант 3 делает куклу сувенирной. У куклы появляются волосы и маленькие колокольчики. В современной интерпретации кукла «Колокольчик» воссоздает образ танцующей девочки.
Мы с вами будем использовать ножницы, так как во-первых: эта кукла только образец и не будет служить оберегом для кого-то; а во-вторых: ткань новая, и разорвать ее в ручную нам не под силу
Для работы нам понадобятся
- добрые мысли и пожелания;
- хлопчатобумажная ткань (белая);
- разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец);
- красная хлопчатобумажная нить;
- ножницы;
- карандаш;
- линейка.
Последовательность выполнения работы:
1. | Из белой хлопчатобумажной ткани вырезаем квадрат примерно 24см – это будет голова, руки и туловище наше куколки | |
2. | Из трех разноцветных лоскутов делаем три юбочки (рис. 3). Нам нужно сделать из них три круга, диаметром: 28, 32 и 36 см. Проще сделать это с помощью циркуля | |
3. | У куклы три юбки, олицетворяющие, по преданию предков славян, три мира, окружающих нас: явь, навь и правь. Вырезаем три наших юбочки и белый лоскут. Обрезки не выбрасываем (они тоже пойдут в дело) | |
4. | Приступаем к сотворению куклы! Кладем на стол круг из ткани сначала самого маленького диаметра, на него кладем круг среднего диаметра, а сверху закрываем кругом из ткани самого большего диаметра (вся ткань выкладывается изнанкой вверх). Следите за тем, чтобы ткань легла ровно, и не было перекосов. В руках сминаем в шарик мелко порезанные или порванные остатки от ткани, кладем его в центр юбки. | |
5. | Затем формируем голову нашей куклы. Собираем все три юбки в сборку, внутри остаются лоскуты, смятые в шарик – голова. Переворачиваем куклу | |
6. | Завязываем вокруг головы красную нить. Получилась шея. Красная х/б нить не случайно. В славянском костюме немаловажную роль играла вышивка. Она так же выполняла обереговую защитную функцию и выполнялась красными нитями. Так что наша красная нить – это имитация вышивки | |
7. | Берем нашу белую хлопчатобумажную ткань, кладем ее на стол как показано на рисунке 9. Находим на белом квадрате центр и стараемся совместить макушку нашей куклы с этим центром. | |
8. | Присборяем белую ткань вокруг шеи куклы. Заматываем красной нитью (рис. 10). Обережным куклам не рисовали лица. Считалось, что в расписанную куклу может вселиться дух и навредить хозяину. Поэтому все обрядовые и обереговые куклы были безлики. | |
9. | Приступаем к созданию рук Угол ткани присгибаем, как показано на рисунке 12. Затем делаем оригами (рис. 13, 14). | |
10. | Завязываем на запястье красной нитью (рис. 15). Также делаем другую руку (рис. 16). | |
11. | Формируем рубашку кукле (рис. 17-21). Подворачиваем края ткани так, чтобы не торчали срезы. Аккуратно присборяем ткань на талии куклы. Завязываем рубашку пояском (рис. 22). | |
12. | Навязываем куколке очелье, его можно сделать из обрезка каймы ткани, но можно использовать любую подходящую тесьму (рис 23). Очелье, тоже не простой элемент одежды, а оберег – защита от дурных мыслей. Так же считалось, что если человек не носил очелье, то ангел не мог сесть к нему на правое плечо и нашептать добрые мысли. | |
13. | Из ткани вырезаем треугольник – платочек для куклы. Так как наша куколка девочка юная, завязываем узелок под подбородком (рис. 24). | |
14. | И вот она - кукла «Колокольчик» - куколка-девочка добрых вестей (рис. 25). Всем добрых мыслей и удачного творчества! | |
ІV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-ЗАКРУТКИ (КУКЛЫ-МОТАНКИ) «КОЛОКОЛЬЧИК»
1. Вводный инструктаж.
- Мы не можем начать выполнять практическую работу, не повторив правил техники безопасности, а также вы должны вспомнить некоторые инструменты, необходимые для выполнения работы.
2. Текущий инструктаж.
Учитель следит за соблюдением правил по технике безопасности, помогает выполнять практическую работу.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Какую игрушку вы сегодня начали изготавливать на занятии?
К какому виду народных кукол относится кукла «Колокольчик»?
Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
Какие инструменты используют при изготовлении обереговых кукол и почему сегодня вы использовали ножницы?
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
ОЦЕНКИ. Все проявили творчество, все старались и у всех получаются прекрасные куклы – обереги , куклы «Колокольчики» Посмотрите, какие красавицы у нас получились!
ИТОГ УРОКА. Вам интересно было на уроке? Что нового узнали? Что научились делать?
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
Всем спасибо
VII. УБОРКА МАСТЕРСКОЙ