СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока родного языка по теме "Местный падеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока родного языка по теме "Местный падеж"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока родного языка по теме "Местный падеж"»

План – конспект по чукотскому языку

Тема: Местный падеж

Цель урока: познакомить детей с местным падежом

Задачи: вспомнить ранее изученные падежи; развитие речи, мышления, логики; воспитать интерес к уроку.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александр Сергеевич. Сегодня я проведу у вас урок чукотского языка. А по какой теме вы угадайте по загадке:

ЗАГАДКИ (2 ШТУКИ)

ПОДВЕСТИ К ТЕМЕ УРОКА

II. Изучение новой темы

- Молодцы. Тема нашего урока Местный падеж. Местный падеж отвечает на вопросы: Мин,кы? Где? Этот вопрос относится к человеку. И Рэк,ык? В чем? Относится к не человеку.

Личные местоимения в местном падеже: гымык ‘у меня‘, гынык ‘у тебя‘, ынык ‘у него‘, мурык ‘у нас‘, турык ‘у вас‘, ырык ‘у них‘.

- Например, Мин,кы варкын малявран ынкъам вэлыткоран «Аквариум»? Где находится больница и магазин Аквариум?

III. Актуализация знаний

  • Перед вами слово «Гытган» - осень. Просклоняем это слово. На какой вопрос отвечает гытган? (Ръэнут?). это слово относится к не человеку.

Им.п. Ръэнут? Гытган

Тв.п. Рэк,э Гытгата

М. п. Рэк,ык Гытгак – суффикс К. Эта морфема относится к Мест.п

- И вот первый признак нашего падежа. Суффикс К.

Слово Клявыл – мужчина. Это у нас человек,значит вопрос будет – мэн,ин?

Им.п. мэн,ин? Клявыл

Тв.п. микынэ? Клявыля

М.п. микынэ? Клявылык – суффикс ЫК.

- Давайте поработаем с текстом

Задать вопрос и ответить:

Вээмык ‘в реке‘, ярак ‘в яранге‘, ралечетынвык ‘на катке‘, н,аргын ‘на улице‘.

Вээмык нымкык,ин ынныт ‘в реке много рыбы‘. Игыр ыммэмы ярак. ‘сегодня мама дома‘. Н,аргын нымэлмэлетк,ин ‘на улице хорошая погода‘. Ралечетынвык нувичвэтк,инэт н,инк,эгти ‘на катке играют мальчики‘. Калеткорак ныкалевэтгавк,энат н,ээккэк,эгти ‘в школе читают девочки‘.

(Физминутка)

Задать вопрос (Рэк,ык? Микынэ?) и ответить, используя послелоги к,ача ‘около‘, рээн ‘с‘, и наречия-послелоги камлелы ‘вокруг‘, рымагты ‘за‘:

Вээмык к,ача нывакъотвак,эн эпы ‘около реки находится дедушка‘. Ярак к,ача нымкык,ин нэнэнэт ‘около дома много детей‘. Нывэтгавк,эн эпэк,эйынэ рээн ‘разговаривает с бабушкой‘. Вакъогъэ тумгык рээн ‘сел с другом‘. Нувичвэтк,инэт ы‘тъык рээн ‘разговаривает с собакой‘. Ныкытгынтатк,эн ярак камлелы ‘бежит вокруг дома‘. Н,элвыл н,эйык рымагты ‘стадо за горой‘.

Ответим на вопросы:

Эпэк‘эй ярак? Ан,к,ак ынныт? Ярак к,ача ы,ттъыт? Н,аргын нымкык,ин ы‘льыл? Эпы нылек,ин вээмык рымагты? Калеткорак ныкалевэтгавк,энат кэлиткулыт?

Ответим на вопрос Микынэ? У кого?

-Микынэ варкыт тигыт? ‘У кого есть лыжи? ‘

Н,инк,эйык варкыт тигыт? ‘у мальчика есть лыжи‘. Н,эккэк,эйык варкын ныгичивк,ин кэликэл ‘у девочки есть (находится) интересная книга. Ыммэмэнэ варкын нытан,пэрак,кэн къэли ‘у мамы есть (находится) красивая шапка‘. Атэна варкын нытурк,ин орвоор ‘у папы есть (находится) новая нарта‘.

Заменим местоимения гым, гыт, ытлён, мури, тури, ытри местоимениями в местном падеже:

(Гым) варкыт тигыт. (Гыт) варкын ныгичивк,ин кэликэл. (Ытлён) варкын нытан,пэрак,эн къэли. (Мури) нытурк,ин орвоор. (Тури) нымэйын,к,ин калеткоран. (Ытри) ныппылюк,инэт ярат.

Местный падеж в качестве дополнения времени. Вопрос Титэ? Когда

Льэлен,кы ‘зимой‘. Кыткытык ‘весной‘. Элек ‘летом‘. Гытгак ‘осенью‘

Титэ ы‘летгъи? Титэ у‘рэтгъэт к,эюут? Титэ н,аргын омаквъэ? Титэ нэнэнэт етгъэт калеткорагты?

IV. Подведение итогов + Рефлексия.

-Ребята, что мы изучали на уроке? С чем познакомились? Что вы нового узнали? Понравился Урок?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!