СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме "Железо и его соединение", 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме "Железо и его соединение", 9 класс»

Класс: 9

Тема урока: Железо и его свойства

Цель: сформировать представление о химических свойствах железа, зависимости проявляемой им степени окисления от природы окислителя.

Задачи урока:

Обучающие:

  • изучить особенности строения атома железа, как элемента восьмой группы побочной подгруппы;

  • систематизировать знания о физических и химических свойствах атома железа. Закрепить умение составлять уравнения химических реакций;

  • сформировать представление о способах получения железа из руд, о применении железа и его биологической роли.

Развивающие:

  • развивать мыслительную активность учащихся, навыки работы с различными информационными источниками;

  • совершенствовать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственную связь между строением и свойствами веществ.


Воспитательные:

  • обеспечить формирование коммуникативных способностей, волевых качеств личности (отвественность, толерантность), организуя продуктивную деятельность учащихся.


Средство обучения: учебник, компьютерная презентация, коллекция «Железо», диаграмма «Распространение химических элементов в земной коре», тестовые задания на листах.

Тип урока: урок изучения новой темы









Ход урока

Этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

I. Организационный момент

– Приветствую учащихся. 
Отмечаю отсутствующих.

– Отвечают на приветствие.

II. Проверка домашнего задания

Прежде, чем начать урок проверим усвоения темы «Алюминий и его соединения»:

  • Какое положение занимает алюминий в периодической таблице?


  • Какую степень окисления проявляет в соединениях?

  • По свойствам алюминий является каким элементам?






  • Работа на карточках



- Алюминий находится в главной подгруппе III группы.

- степень окисления алюминия +3.

- амфотерный элемент, т. е. он обладает двойственной природой, может обладать металлическим и неметаллическим свойствам и может реагировать и с кислотами и с основаниями.


Работают на карточках.

III. Актуализация знаний.

В курсе неорганической химии вы изучаете химические элементы и образуемые ими вещества. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, ответив на несколько вопросов.

? Назовите химический элемент, в атоме которого 26 протонов. (Железо)

? Какой металл наиболее широко используется в современной промышленности? (Железо)

? Один из важнейших биогенных элементов. (Железо)

? Какие сплавы наиболее часто применяются в практической жизни? (Чугун и сталь)




Формулировка темы урока и целеполагание.

IV. План изучения темы

1. Положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Строение атома и ионов железа.

3. Нахождение железа в природе.

4. Получение железа.

5. Железо – простое вещество (химическая связь, кристаллическая решётка, физические свойства).

6. Химические свойства железа

7. Применение железа.

8. Биологическая роль железа.

Напротив каждого пункта учащиеся ставят знаки, обозначающие степень владения этим материалом: «+» - знаю материал достаточно хорошо; «+/-« - имею представление; «-« - практически не знаю. В ходе урока отмечают изменения в знаниях.

V. Изучение нового материала

1. Положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Строение атома и ионов железа.

Демонстрация слайда «Положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева», «Строение атома и ионов железа».











? Как образуются катионы железа?

Проверяем выполненное задание, обращаем внимание на принадлежность железа к элементам побочной подгруппы VIII группы у устанавливаем характерную особенность строения атома – заполнение электронами d-подуровня предпоследнего энергетического уровня.

3. Нахождение железа в природе.

Обсуждение слайда. В слайде представлены железные руды.

? В каком виде железо находится в природе?

Затем работаем с диаграммой, показывающий распространение химических элементов, и географической картой.

? Укажите элементы, наиболее распространённые в земной коре.

? Какой металл наиболее распространён в природе?

? На каком месте по распространению в природе находится железо?

? Перечислите и покажите на карте известные вам месторождения железа. (КМА, Магнитогорск, Кривой Рог, Крым, Урал, Карелия, Сибирь).

- Первое место в мире по запасу железных руд занимает Бразилия. Демонстрирую образцы руд.

? Как узнать, какая из руд: гематит или магнетит – более богата железом?






4. Получение железа.

? Какие способы промышленного получения металлов вам известны?





5. Железо – простое вещество (химическая связь, кристаллическая решётка, физические свойства).

- Отметим основные физические свойства железа и объясним, чем они обусловлены. А для этого необходимо вспомнить взаимосвязь строения и свойств веществ.

? Какая химическая связь характерная для металлов. Например для железа?

? Какой тип кристаллической решётки типичен для металлов, в том числе и железа?

? Каковы физические свойства железа?


6. Химические свойства железа

Показ видеосюжета «Взаимодействие железа с разбавленными кислотами, с солями в водном растворе и с хлором.



7. Применение железа.

Показ слайда о применении железа. «Чистое железо способно быстро намагничиваться и размагничиваться, поэтому его применяют для изготовления сердечников, трансфо-, мембраноматоров, электромагнитов и мембран микрофонов. Больше всего на практике используют сплавы железа - чугуна и стали»

8. Биологическая роль железа.

Показ слайда о биологических ролях железа. В организмах животных и человека железо - составная часть гемоглобина крови. Благодаря которому осуществляется процесс дыхания – перенос кислорода из лёгких к тканям. В организме взрослого человека содержится 4-5 г железа. Наиболее богаты железом печень и селезёнка. При малокровии рекомендуют пищу, богатую соединениями железа (гречки, яблоки, салат).

Учащиеся работают в парах: изучают железо как химический элемент, характеризуя его положение в Периодической системе, строение атома, образование и строение ионов Fe2+ и Fe3+. При этом они указывают порядковый номер элемента, заряд ядра атома, число протонов и электронов в атоме, номер периода, число энергетических уровней, номер групп, подгруппу, число внешних электронов, тип элемента и составляют электронную формулу атома.



Учащиеся записывают схемы образования катионов железа.





Работа с диаграммой и географической картой.









Учащиеся вычисляют массовые доли железа в рудах и формулируют выводы. Указывают в тетрадях содержание железа в минералах: в магнетите Fe3O4, гематите Fe2O3, лимоните, в пирите.


Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия

Учащиеся рассматривают представленные на слайде схемы промышленного получения железа).






- металлическая.

- металлическая.


Используя учебник перечисляют физические свойства железа.


По результатам просмотра видеоматериала школьники по одному выходят на доске и составляет уравнения происходящих реакций.


Все смотрят на слайд.

VI. Первичное выявление качества усвоения знания

Тест по теме «Железо и его свойства»

1. Сколько d-электронов содержит атом железа?

1) 26 2) 8 3) 6 4) 56

2. При взаимодействии железа с соляной кислотой образуется соль состава

1) FeCl3 2) FeCl2 3) FeSO4 4) Fe2(SO4)3

3. Железо в природе встречается

1) преимущественно в виде оксидов

2) исключительно в самородном виде

3) в виде галогенидов

4) только в виде карбонатов

4. Какой из указанных металлов является более активным, чем железо, и может быть использован для получения железа в водном растворе?

1) Cu 2) Ca 3) Hg 4) Mg

5. Атом железа имеет электронную конфигурацию

1) 3p64s2 2) 3d64s2 3) 3p63d3 4) 3p63d04s1


Выполняют задание

Подведение итогов


После проведения урока оцените свои полученные знания по теме на карточках.

Выставление оценок.

Отмечают на карточках свои полученные знания.

VII. Домашнее задание

§43 прочитать, упр. 5 с. 135 (письменно)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!