СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: «Мусульманские страны.Турция,Иран,Египет,Индонезия.» Класс: 11

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почти в 50 странах мира большинство населения относится к традиционно мусуль- манским этносам. В 28 афро-азиатских государствах ислам провозглашен государствен- ной (или официальной) религией. Характерной чертой мусульманского мира является этническая неоднородность. В нем выделяются тюркоязычный, персидский и арабский регионы. Сердцевину исламского мира составляют страны арабского Востока.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: «Мусульманские страны.Турция,Иран,Египет,Индонезия.» Класс: 11»

План-конспект урока по теме: «Мусульманские страны.Турция,Иран,Египет,Индонезия.»

Класс: 11

Цели урока:

Учащиеся должны знать:

Понятия: застой, упадок, промышленный переворот, сфера влияния, эмир, джихад, реформа, реформирование, янычар, гяур, реорганизация, «новые османы», революция, младотурки, Младотурецкая реформа, Иранская революция.

Должны усвоить даты и события:

Принятие соглашения о разделе сфер в Иране – 1907 год, 1839 год начало войны Великобритании против афганского эмира. 1878-1880гг. – вторая война Англии против Афганистана. Прекращение существования Османской империи – 1918 г.. Принятие конституции Турции в 1876 году. 1908 год – Младотурецкая война, Иранская революция – 1905-1911 гг.

Обеспечение урока: компьютер

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

-Какие страны называют странами «третьего мира»? 2. Объясните значение понятий «де- колонизация», «неоколониализм».

Вариант 1 ответить на вопрос (учитель вызывает поочередно 4 учащихся, либо учащихся изъявивших желание ответить).

Вопросы для учащихся:

Приведите примеры, которые доказывают, что Индия к середине XIX века стала не просто зависимой страной, но и колонией Англии.

Объясните значение понятий «Кампания», «компания», «индиец», «индеец», «индус».

Отметьте особенности экономического развития Индии во второй половине XIX века.

Охарактеризуйте цели и задачи индийского национального конгресса.

Вариант 2. Письменная работа на карточке-задании (учитель раздает пятерым желающим карточки-задания, где учащиеся письменно выполняют предложенные задания).

термин

Определение (соотнесите термин и определение)

Сипаи

Наемные солдаты в колониальной Индии

Метрополия

Страна, владеющая колонией

Бенгалия

Наиболее развитая провинция Индии

индиец

Коренной житель Америки

индус

Приверженец религии индуизм

Актуализация знаний.

Какую роль играл ислам в жизни мусульманского населения?

Как ислам повлиял на развитие культуры?

Как складывались отношения между странами мусульманского мира и европейскими государствами?

Что обозначают понятием мусульманский мир?

Изучение новой темы

План:

Борьба европейских держав за Иран;

Англо-афганские войны;

Османская империя;

Революции начала XX века;

Культура и образ жизни.

Общая характеристика. В современном мире насчитывается более 1 млрд мусуль-ман. Ислам считается самой быстро распространяющейся религией планеты. Ученые предрекают, что в XXI в. эта религия станет преобладающей на Земле.

Почти в 50 странах мира большинство населения относится к традиционно мусуль- манским этносам. В 28 афро-азиатских государствах ислам провозглашен государствен- ной (или официальной) религией. Характерной чертой мусульманского мира является этническая неоднородность. В нем выделяются тюркоязычный, персидский и арабский регионы. Сердцевину исламского мира составляют страны арабского Востока.

Со второй половины ХХ в. в мусульманском мире усилилось влияние ислама на все сферы жизни общества. Одной из причин этого является специфика данной религиозной системы: ислам — не только религия, но и образ жизни.

Под исламскими лозунгами активизировалось национально-освободительное движение, возникли исламские политические общества и партии, международные организации. Такая активность ислама получила название «исламское возрождение». В 1970-е гг., особенно после «исламской» революции в Иране, широко заявило о себе в мусульманском мире движение, известное как исламский фундаментализм. Его главная цель — возврат к основам веры, т. е. к «чистому» первоначальному исламу времен пророка Мухаммеда, созданию общества и государства на принципах Корана и шариата.

Национально-освободительные революции в арабском мире. Новый подъем нацио- нально-освободительной борьбы начался после Второй мировой войны. Были лик- видированы подмандатные (колониальные) режимы в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании.

1950—1960 гг. ознаменовались целым рядом революционных событий в арабских странах. В Египте была свергнута монархия (1952), завершилась британская оккупа- ция страны. В 1954 г. в Алжире вспыхнула восьмилетняя антиколониальная револю- ционная война против Франции. Добились независимости Ливия (1951), Марокко, Тунис, Судан (1956). Был уничтожен монархический режим и провозглашена респуб- лика в Ираке (1958). Все это привело к ослаблению позиций Запада на Ближнем Востоке.

.В 1961—1969 гг. произошло «полевение»( отмежевание) многих арабских режимов, а также завершение процесса деколонизации. В 1961 г. президент Египта Г. А. Насер приступил к «некапиталистическим» реформам. В ходе освободительной войны добились независимости алжирцы (1962). Произошла антимонархическая революция в Йемене (1962). В феврале 1963 г. Партия арабского социалистического возрождения, или Баас, пришла к власти в Ираке. В 1969 г. был свергнут королевский режим в Ливии.

Египет. История этого государства представляет особый вариант модернизации. Страна прошла сложный путь от антимонархической революции и социалистической ориентации до укрепления и развития рыночных отношений и союза с Западом.

Важную страницу в истории Египта открыло свержение монархии в 1952 г. организацией «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Абдель Насером. В период правления президента Насера страна добилась больших успехов в экономике. В 1956 г. был национализирован Суэцкий канал. В результате прогрессивной аграрной реформы крестьяне получили землю. Были построены Асуанская высотная плотина, позволившая оросить огромные площади в долине Нила, и ряд крупных промышленных предприятий. Огромную военную и экономическую помощь Египет получал от Советского Союза. В начале 1960-х гг. египетское руководство провозгласило курс на построение социализма.

После поражения Египта в войне 1967 г. с Израилем в египетском обществе усилились проамериканские настроения. Преемники Насера взяли курс на сближение с Западом. В социально-экономической сфере они столкнулись с трудноразрешимой задачей. С одной стороны, необходимо было ускорять экономические реформы, с другой — поддерживать бедноту, чтобы не допустить социального взрыва.

Иран. После Второй мировой войны Иран находился под влиянием Великобритании и США, которых привлекали большие запасы иранской нефти и возможности выгодно вкладывать капиталы. Прозападная политика Ирана проявилась в подписании в 1959 г. военного соглашения с США.

В середине 1950-х гг. в Иране усилилась личная власть шаха Мухаммеда Реза Пехлеви. В стране была запрещена деятельность политических партий. В начале 1960-х гг. под руководством шаха начались реформы, получившие название «белой революции» (белый цвет — символ монархии).

Исламская революция под руководством аятоллы Хомейни в корне изменила уклад жизни иранцев

Важнейшей составной частью этой революции стала аграрная реформа. Она подорвала помещичье землевладение и превратила большинство крестьян в собственников. В годы «белой революции» были проведены приватизация государственных предприятий и национализация лесов и пастбищ, а также водных ресурсов. На земли мечетей вводились налоги, что лишало духовенство доходов. Предпринимались меры по борьбе с неграмотностью, улучшалось медицинское обслуживание сельского населения. В Иране появились новые отрасли промышленности: автомобильная, алюминиевая, нефтехимическая. Города принимали более современный облик. В Иран проникала западная культура. Женщинам были предоставлены избирательные права. В стране вводились светское судопроизводство, бесплатное восьмилетнее образование. Важнейшим источником модернизации страны стали поступления от продажи нефти.

Однако резкий курс шаха на ускоренное развитие Ирана по западному образцу был враждебно встречен значительной частью иранского общества, включая мусульманское духовенство, торгово-промышленные круги и интеллигенцию.

Исламская революция

В 1978 г. в Иране вспыхнула антимонархическая революция, известная также как

«исламская революция». Мощное антишахское движение возглавил аятолла Хомейни. Сторонники Хомейни овладели Тегераном. В стране был проведен референдум, в ре- зультате которого 1 апреля 1979 г. была провозглашена Исламская Республика Иран. По новой Конституции высшая власть отныне принадлежала духовенству. Западные страны полностью лишались своего влияния в стране. Новое иранское руководство отвергло и капитализм, и коммунизм. Оно противопоставило им собственный — ис- ламский — путь развития. Экономику новой республики составили государственный, кооперативный и частный секторы.

Турция. В отличие от Египта или Ирана Турецкая Республика представляла иной вариант модернизации в послевоенный период.

Первый этап (1945—1960). Первое послевоенное десятилетие в Турции характеризовалось смягчением авторитарности режима и расширением демократических основ власти. Были приняты законопроекты о переходе от однопартийной системы к многопартийной. Наметилось сближение с США и другими западными странами. Турция была включена в сферу действия «доктрины Трумэна» и «плана Маршалла». Американская помощь пошла преимущественно на военное строительство. В конце 1950-х гг. страну охватили волнения, правительство приняло ряд мер по подавлению оппозиции. В этих условиях в мае 1960 г. произошел военный переворот. Была отменена Конституция 1924 г., распущен парламент, запрещена деятельность политических партий.

Второй этап (1960—1980) характеризовался политической либерализацией. Согласно новой Конституции (1961) Турция определялась как «социально-правовое государство». Важной особенностью Второй республики являлось утверждение многопартийной системы. В 1960—1970-е гг. Турция превратилась в аграрно-индустриальную страну. Однако в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы роста, а в политике — устранить острое соперничество между сторонниками этатизма и либерализации и расширения частной инициативы. Обострению ситуации в стране способствовала деятельность различного рода экстремистских организаций.

Военное руководство вновь решило взять инициативу в свои руки и в 1980 г. осуществило государственный переворот. Правительство было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приостановлена. Армия оставалась у власти более трех лет.

В 1982 г. была введена в действие новая Конституция Турции. С этого времени начала свой отсчет Третья Республика. В стране были провозглашены крупномасштабные реформы. «Отец турецких реформ», премьер-министр Тургут Озал, отказался от строгого государственного регулирования и ограничения роста реальных доходов населения. Экономика открылась для иностранных товаров и капиталов. Приоритетным стало развитие среднего и малого бизнеса. Темпы экономического роста в 1980— 1990 гг. составили около 8 % в год.

В это время в общественно-политической жизни страны усилилось влияние исламских организаций. На парламентских выборах 2002 и 2007 гг. убедительную победу одержала умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). Премьером стал один из лидеров ПСР Реджеп Тайип Эрдоган. И хотя партию обвиняют в исламизме, она ориентируется на западные ценности, такие как рыночная экономика и вступление в Европейский Союз. В последнее время активизировалась внешне- политическая деятельность в ближневосточном регионе, началось сближение с Ираном и Российской Федерацией. За время правления ПСР Турция пережила период экономического роста и победила многолетнюю гиперинфляцию. На Западе многие называют правление ПСР самым успешным за последние пятьдесят лет.



Борьба европейских держав за Иран.

Деятельность учителя: учитель озвучивает введение к параграфу. Отмечает важные особенности начала XIX века.

Дает характеристику власти мусульманских правителей.

Предлагает учащимся отметить в тетради страны, которые боролись за власть над Ираном, а также найти в пункте 1 ученого пособия на странице 184, какой договор был между ними заключен.

Англо-афганские войны.

Основные понятия пункта:

афганский эмир – правитель в мусульманских державах

джихад – «священная война» против «неверных»

Основные события:

1838 год – война Англии против афганского эмира

1842 год – поражение Англичан в войне за Афганистан

1878-1880 гг. – вторая война против Афганистана.

Учащимся предлагается подумать, почему Англии не удалось победить Афганистан при наличии более современного оружия.

Османская империя

Учащимся предлагается заполнить таблицу:

Борьба за территориальный раздел Османской империи в XIX веке

страна

 

 

Полученные территории

 

 

Основные понятия пункта: протекторат – одна из форм колониальной зависимости, при которой страна передает исключительные права на ведение внешней политики и защиту своих границ другому государству.

Реформа – коренное преобразование или изменение в какой-либо сфере жизни.

Реформирование – процесс преобразования… нечто, не завершенное и или имеющее длительный срок реализации процесс.

Гяур – «неверный», данные термин применялся относительно людей идущих против устоев и традиций мусульманского мира (в частности в Турции).

«Новые османы» - сторонники реформ, выходцы из офицерской и чиновничьей среды.

Учащимся предлагается заполнить таблицу следующего вида:

Реформирование в Турции

Правитель

Реформа

Произведенные преобразования

Селим III

 

 

Махмуд II

военная

 

финансовая

 

образовательная

 

 

 

 

Революции начала XX века

Основные понятия:

Младотурки – члены организации «Единение и прогресс», возглавившие борьбу против султана.

1908 год – Младотурецкая революция

Восстановление порядков деспотизма.

Внешняя политика – ориентация на Германию.

Иранская революция – 1905-1911 гг.

Культура и образ жизни

Заимствование западных тенденций и устоев.

Первичное закрепление знаний:

-Охарактеризуйте современную мусульманскую (исламскую) цивилизацию. Используйте картосхему «Исламский мир». Какую роль играет ислам в жизни верующих?

1.Почему после Второй мировой войны усилилось влияние ислама в мире? Какие идеи лежат в основе фундаменталистских течений ислама?

2. Опишите процесс деколонизации стран арабского региона после Второй мировой войны.

3.Охарактеризуйте египетский вариант модернизации. Выясните, каково социально-экономическое положение современного Египта.

4. Каковы особенности процесса модернизации в Иране? Почему иранское общество не восприняло «белой революции»? Охарактеризуйте государственный строй Исламской Республики Иран. Используйте документ.

5. Дайте оценку турецкому варианту модернизации. Определите противоречивость проведения модернизации в Турции.

Рефлексия и закрепление полученных знаний.

Учащиеся должны составить по 2 вопроса к каждому пункту учебного пособия, которые бы начинались со слов «Верно ли что?».

Затем учитель выборочно просит огласить их. Ответы обсуждаются. По результатам работы ребятам предлагается оформить стену вопросов, которая будет размещена в кабинете до следующего урока (каждый желающий закрепляет свой вопрос на заранее подготовленной учителем панели, она ставится на видном месте в кабинете, должна содержать специальное место, где другие классы могут дать свои ответы в течение недели).

Выставление отметок и д/з

Приложение 1

Карточки задания

термин

Определение (соотнесите термин и определение)

Сипаи

Наемные солдаты в колониальной Индии

Метрополия

Наиболее развитая провинция Индии

Бенгалия

Страна, владеющая колонией

индиец

Приверженец религии индуизм

индус

Коренной житель Америки

Карточки задания

термин

Определение (соотнесите термин и определение)

Сипаи

Наемные солдаты в колониальной Индии

Метрополия

Наиболее развитая провинция Индии

Бенгалия

Страна, владеющая колонией

индиец

Приверженец религии индуизм

индус

Коренной житель Америки



Приложение 2. Лист-задание урока

Получает каждый ученик

Борьба за территориальный раздел Османской империи в XIX веке



страна

 

 



Полученные территории

 

 



Реформирование в Турции

Правитель

Реформа

Произведенные преобразования

Селим III

 

 

Махмуд II

военная

 

финансовая

 

образовательная

 

 

 

 

Основные понятия и события:

афганский эмир – правитель в мусульманских державах

джихад – «священная война» против «неверных»

Основные события:

1838 год – война Англии против афганского эмира

1842 год – поражение Англичан в войне за Афганистан

1878-1880 гг. – вторая война против Афганистана.

протекторат – одна из форм колониальной зависимости, при которой страна передает исключительные права на ведение внешней политики и защиту своих границ другому государству.

Реформа – коренное преобразование или изменение в какой-либо сфере жизни.

Реформирование – процесс преобразования… нечто, не завершенное и или имеющее длительный срок реализации процесс.

Гяур – «неверный», данные термин применялся относительно людей идущих против устоев и традиций мусульманского мира (в частности в Турции).

«Новые османы» - сторонники реформ, выходцы из офицерской и чиновничьей среды.

Младотурки – члены организации «Единение и прогресс», возглавившие борьбу против султана.

1908 год – Младотурецкая революция

Восстановление порядков деспотизма.

Внешняя политика – ориентация на Германию.

Иранская революция – 1905-1911 гг.

Исторические личности

Селим III

Махмуд II

Абдул-Хамид II

Мехмед V




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!